Презентация по информатике Методическая разработка раздела Кодирование и обработка числовой информации


Методическая разработка раздела программы по предмету «Информатика и ИКТ» Выполнила учитель информатики МОУ средней общеобразовательной школы №127 Мурашкина Тамара Васильевна Информатика и ИКТБазовый курс УМК Н.Д. Угринович  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (8 класс — 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс — 2 часа в неделю, 70 часов в год) 3 3 Информационное общество 9 70 35 105 Всего: Количество часов 16 16 Коммуникационные технологии 8 10 10 Моделирование  и формализация 7 20 20 Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование 6 15 15 Кодирование и обработка графической и мультимедиа информации 5 10 10 Кодирование и обработка числовой информации 4 9 9 Кодирование и обработка текстовой информации 3 7 7 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 2 9 9 Информация и информационные процессы 1 9 класс 8 класс Всего Тема Примерное распределение часов в базовом курсе  «Информатика и ИКТ»  Цели и задачи Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; · овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Кодирование и обработка числовой информации Представление числовой информации с помощью систем счисления Арифметические операции в позиционных системах счисления Двоичное кодирование чисел в компьютере Основные параметры электронных таблиц Основные типы и форматы данных Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Встроенные функции Построение диаграмм и графиков Представление базы данных в виде таблицы Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Ожидаемые результаты В результате изучения данного раздела учащиеся должны знать:Способы представления числовой информации в компьютере;Понятия: электронная таблица, ячейка, ссылка абсолютная и относительная, встроенная функция;Понятия: диаграмма; база данных; Ожидаемые результаты В результате изучения данного раздела учащиеся должны уметь:Выполнять перевод чисел в различных позиционных системах счисления;Выполнять действия в различных позиционных системах счисления;Создавать электронные таблицы по заданному образцу;Вводить данные разных типов в ячейки электронной таблицы;Уметь пользоваться встроенными математическими функциями;Строить диаграммы и графики;Сортировать и искать данные в электронных таблицах. Ожидаемые результаты С точки зрения компетентности учащихся :Формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в числовой форме;Формирование умений по поиску и анализу информации, представленной в виде таблиц;Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации;Использование требований к оформлению и критериев оценивания информационных объектов;Развитие способностей по организации собственной деятельности, оцениванию её результатов, определению возникших трудностей и путей их устранения. Методы опроса:Самостоятельная работаГрупповая работа Контрольная работа Методы сообщения нового материала:Лекция с применением мультимедийного оборудованияУпражненияПроблемное изложениеМетоды закрепления: ПовторениеОбобщениеПрактическая работа Формы организации деятельности учащихся Образовательные технологии: Проблемное обучениеЭлементы развивающего обученияРепродуктивное обучениеИнформационно-коммуникативные технологииФормы обучения:ИндивидуальнаяГрупповаяФронтальная Тема «Кодирование числовой информации» (уроки 1-3) Используемая система знаний:Понятие знаковой системы;Арифметические действия в десятичной системе счисления;Кодирование и двоичный способ представления информации в компьютере, биты, байты;Виды информации и информационных процессов. Новые понятия:Позиционная и непозиционная системы счисления;Основание системы счисления; Тема «Кодирование числовой информации» (уроки 1-3) Система счисления(СС) – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемого цифрами.Системы счисления бывают: позиционные и непозиционные.Пример позиционной системы счисления – десятичная СС, с которой учащиеся хорошо знакомы.Примеры непозиционных СС – единичная (унарная) и римская, которые тоже часто используются в практике. 123,45 = 1*102 + 2*101 + 3*100 + 4*10-1+5*10-2 (свернутая и развернутая формы числа) Тема «Кодирование числовой информации» (уроки 1-3) Задания:Показать на пальцах10012, 1012, 10102Записать сегодняшнюю дату римскими цифрамиНарисовать, как количество прожитых вами лет будет храниться в ячейке памяти компьютера в двухбайтном форматеВычислить:1101+101=111001-111=1110*110=11001:101= Проверка:ВизуальноЗадания можно выполнять на интерактивной доске с проверкой по заранее подготовленным схемамВзаимопроверкаИспользование программы «Калькулятор» для проверки Назад Тема «Кодирование числовой информации» (уроки 1-3) Сравнивая между собой позиционные и непозиционные СС, можно выявлять противоречия, учить видеть гениальное в простом, учиться делать выбор.Предлагая задания на использование римской СС, можно повысить познавательный интерес учащихся к изучаемой теме и развить их самостоятельную деятельность.Выполняя арифметические действия в различных системах с проверкой можно актуализировать умения устного счета и способы самопроверкиНа завершающем уроке темы учащиеся обязательно выполняют письменную проверочную работу с оценкой Тема «Электронные таблицы» (уроки 4-7) Используемая система знаний:Таблица как способ организации данныхСтрока таблицыСтолбец таблицыПриложение общего назначения ExcelФайлы и файловая системаМатематические функцииФорматирование данных в текстовых редакторах Новые знания: Электронная ячейка, тип данных, абсолютные и относительные ссылки, границы, объединение ячеек, форматирование ячеек. Система новых знаний: Что такое электронные таблицы? Назначение электронных таблиц?Что такое рабочая книга и рабочие листы?Ячейка электронной таблицы, адресация. Какие типы данных могут храниться в ячейках?Как ввести формулу?Каким образом можно оформить таблицу?Объяснение нового материала удобно проводить с использованием мультимедийного проектора и интерактивной доски, на которой учащиеся могут выполнять предлагаемые задания Тема «Электронные таблицы» (уроки 4-7) Задания:Заполнить диапазон ячеек числовыми даннымиЗаполнить диапазон ячеек текстовыми даннымиАвтозаполнениеВыполнить форматирование ячеекАвтосуммирование и ввод формулВвод формул с использованием Мастера функцийКопирование формул с использованием абсолютных, относительных и смешанных ссылокИтоговое задание содержит задания на все вышеперечисленные виды деятельностиСохранение результатов в своей папке для оценивания и дальнейшего использования Тема «Электронные таблицы» (уроки 4-7) Выполняя подобные задания, учащиеся учатся делать осознанный выбор программы для обработки и хранения числовых данных;Закрепляются теоретические знания и практические навыки, полученные учащимися при изучении других тем курса и других предметов;Необходимость сохранения информации в виде файла учит ответственному отношению к информации и к выполнению задания;Самостоятельное выполнение задания на компьютере требует от учащихся умения конспектировать, пользоваться учебником и конспектом;Выполнив обязательную часть задания, каждый учащийся может критически оценить полученный результат и творчески доработать электронную таблицу , выдвинув свой критерий оптимизации результата. Использование электронных таблиц (уроки 8-10) Используемая система знаний:Электронная таблицаГрафик, диаграммаБаза данных Диапазон данных Система новых знаний:Тип диаграммыРяды и категорииЛегенда Объяснение нового материала удобно проводить с использованием мультимедийного проектора и интерактивной доски, на которой учащиеся могут выполнять предлагаемые заданияФрагмент урока.ppt Использование электронных таблиц (уроки 8-10) Задания:Используя таблицы, созданные на предыдущих уроках, построить диаграмму, выбрав подходящий вид диаграммыДомашнее задание: подготовить данные для создания таблицы на уроке. (База данных должна иметь записи, поля которых содержат текстовые и числовые данные)Завершающий урок раздела – выполнение зачетной работы. Задание для зачетной работы – создать таблицу, отформатировать её, выполнить сортировку записей и построить диаграммуРезультаты выполнения работы:качество – 60%, успеваемость – 100% Работа учащихся Использованная литература Программа основного общего образованияСборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М., «Вентана-Граф», 2007Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Н.Д.Угринович. М., Бином, 2005.Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. М., Бином, 2008Л.В. Рябинина. Поурочные планы по учебнику «Информатика и ИКТ» 9 класс. Волгоград, «Учитель», 2008И.Г. Семакин. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. М., Бином, 2009Н.В. Макарова. «Информатика и ИКТ». Практикум для 8-9 классов. С.-Пб., «ПитерПресс», 2009