Конспект урока по химии на тему Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода (8 класс)

40
Тема: Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода.
Цель: Расширение знаний о  водороде  как о  химическом   элементе   и  как о  простом   веществе; рассмотреть распространение водорода в природе; изучить физические свойства  водорода; познакомиться с историей открытия водорода.
Задачи: Образовательные:
уметь различать понятия « химический   элемент »  и  « простое   вещество » на примере  водорода;
уметь характеризовать физические свойства водорода.
Развивающие:
продолжить развитие интеллектуальных и практических умений учащихся (выстраивание логических цепочек, умение анализировать, сравнивать и обобщать, уметь составлять опорный конспект );
развивать познавательный интерес учащихся;
развивать  химическую  терминологию.
продолжать развивать умения учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель» (умение слушать и слышать другого человека);
воспитывать у учащихся такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, доброжелательность.
Ход урока
Вводно-эмоциональный момент.
Приветствие учителя, проверка посещаемости, проверка выполнения домашнего задания.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним химическим знаком и химическим веществом. Но о чем пойдет разговор, вы узнаете, отгадав загадки.
1 подсказка. Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете, Превращаюсь в лёгкий гелий, Зажигаю солнце в небе.
2 подсказка. Гость из космоса пришёл, В воде приют себе нашёл.
3 подсказка. Я, газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный. Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду.

У вас на столе лежат карточка, заполните первую графу таблицы.
Что я знал о водороде раньше?
Что я сегодня узнал о водороде?
Что я хочу еще узнать о водороде?







Изучение новой темы. Работа в парах постоянного состава.

1 группа. Открытие водорода
Инструкционная карта: прочитайте параграф 30 и дополнительную информацию из приложения №1. Выделите этапы открытия водорода.
2 группа. Распространение водорода
Инструкционная карта: прочитайте параграф 30 и дополнительную информацию из приложения №2. Сделайте выводы
3 группа. Визитка химического элемента
Инструкционная карта: прочитайте параграф 30 и рассмотрите таблицу химических элементов. Ответьте на вопросы:
Химический знак, порядковый номер, номер периода, номер группы, подгруппа, атомная масса, валентность
Заряд ядра, количество электронов, количество протонов. Степень окисления.
Формула оксида
4 группа. Физические свойства водорода
Инструкционная карта: прочитайте параграф 30 и выпишите физические характеристики водорода как простого вещества.
5 группа. Изотопы водорода
Инструкционная карта: рассмотрите изотопы водорода и сравните: атомную массу, строение атома, физические характеристики; что такое тяжелая вода и ее свойства.

Закрепление. Ребята работают в парах сменного состава, обмениваясь знаниями.

Рефлексия.

Заполните вторую и третью графы таблицы.

ДЗ: §30 стр№81 -§31, №9, №10 стр.84, Составьте Синквейн
Составить по схеме:
название темы – одно существительное
описание темы – два прилагательных
описание действия-3 глагола
отношение к теме - четыре слова
суть темы – одно слово


Литература:
Н.Н. Нурахметов, К.А.Сарманова, К.М. Жексембина. Химия. Учебник для 8 класса, Алматы «Мектеп», 2012г
Г.Е.Рутзитис, Ф.Г.Фельдман. химия. Учебник для 8 класса, Москва «Просвещение», 2002г
Н.П. Гаврусейка. Проверочные работы по неорганической химии. Дидактический материал для 8 класса, Москва «Просвещение», 1990г
Энциклопедический словарь юного химика. Москва «Педагогика», 1986г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение №1
Открытие водорода.
Генри Кавендиш
(1731-1810) английский физик и химик
Получил водород в 1766г. И дал ему название «горючий воздух», принял водород за флогистон
Антуан Лавуазье
(1743-1794) французский химик, один из создателей современной химии
В 1783-1784 совместно с Ж. Менье осуществили
термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.
А. Гитон де Морво
(17371816)
барон, французский химик. В 1787г. дал современное название водороду. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее «рождающий воду».

Приложение №2
Распространение водорода
Земная кора (массовая доля) – 1%
В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001 %
На долю водорода приходится 50 % массы Солнца и других звезд
Самые распространенные вещества, в состав которых входит водород: вода –H2O , метан –CH4 , сероводород –H2S , органические вещества из которых состоит все живое на нашей планете/


Приложение №3
Изотопы водорода



Водород образует три изотопа с массовыми числами 1, 2, 3:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]– протий;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]) – дейтерий;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]) – тритий.
В природе водород находится в виде протия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](99,98%). 0,0156% природного водорода приходится на долю «тяжелого» водорода – дейтерия, масса которого вдвое больше массы протия. Протий и дейтерий не являются радиоактивными.
Впервые дейтерий был получен в виде тяжелой воды D2O путем электролиза природной воды.
Тяжелая вода D2O – вода, образованная атомами дейтерия. По своим физико-химическим свойствам отличается от Н2О:
 
Н2О
D2O

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]°С

3,83

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]°С

101,42

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1 (при 20 єС)
1,1053 (при 20 єС)

В настоящее время дейтерий получают из природной смеси путем изотопного обмена между водой и сероводородом: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]. Для получения 1 л тяжелой воды требуется 41 т воды и 135 т сероводорода.
Химические реакции в тяжелой воде протекают медленнее, по сравнению с обычной водой, водородные связи с участием дейтерия несколько сильнее обычных. Тяжёлая вода токсична. Тяжелая вода оказывает губительное действие на животных и человека. Например, замена 1/3 Н2О на D2O приводит к бесплодию, нарушению углеводного баланса и анемии.
Однако некоторые микроорганизмы способны жить в 70%-ной тяжёлой воде (простейшие) и даже в чистой тяжёлой воде (бактерии). Человек может без видимого вреда для здоровья выпить стакан тяжёлой воды, весь дейтерий будет выведен из организма через несколько дней. В этом отношении тяжёлая вода менее токсична, чем, например, поваренная соль.
Тяжелая вода является промышленным продуктом и доступна в больших количествах. Производство тяжёлой воды очень энергоёмко, поэтому её стоимость довольно высока (ориентировочно 200 – 250 долларов за кг).

15