Презентация к статье Зависимости различных видов как основа разрушения личности


Зависимости различных видов как основа разрушения личности(профилактика социально – педагогической запущенности школьников, рискованного, суицидального поведения)Терпиловская М.В.Педагог-психолог Цель: создать условия для профилактики социально – педагогической запущенности школьников, рискованного, суицидального поведения, осознания важности представляемой проблемы.Задачи:- формировать стойкие убеждения о вреде последствий тех или иных зависимостях, тем самым помочь участникам повысить устойчивость к ним, поддержать стремление преодолеть свои зависимости;- тренировать устойчивость человека к негативному социальному давлению, т.е помочь осознать причины, которые могут привести к зависимости и строить успешные стратегии противостояния им;- воспитывать нужные навыки поведения в обществе, которые способствуют межличностному общению. Оборудование: слайды по теме, проектор, экран, доска магнитная. Материалы: 7 ватмана, 2 коробки пластилина, 4 пачки фломастеров, магниты. Время: 1,5 часа*. Размер группы: оптимальный до 25-30 человек.* Примечание: проведение первой и второй части занятия лучше разделить, провести в два приема с небольшим временным интервалом. 1 часть (45 минут) Введение в тему 5-7 минут;Мозговой штурм (1,5-2 минуты);БеседаМозговой штурм (1,5-2 минуты);Информирование (5 минут);Деление аудитории на 3 группы (2 минуты).Работа в группе - схематично изобразить на ватмане проблему (7-10 минут);Презентация коллективной работы, приведение примеров, объяснение механизма возникновения зависимости (23 минуты). Проблема: Почему у современных школьников все больше проявляются нарушения развития личности в социальном, физиологическом, психологическом, финансовом, эмоциональном, правовом плане? Увеличиваются констатации деградации личности. Значительная часть подрастающего поколения не способна самостоятельно увидеть проблемы, решить их, чувствует себя беспомощной, не защищенной Особую тревогу вызывает отсутствие мер по профилактике рискованных форм поведения, опасных для здоровья и жизни подростков. Она не имеет системного характера. Это происходит оттого, что увеличивается процент молодежи, обладающей каким – либо видом зависимости Зависимости - сложная и многоуровневая проблема. К сожалению, большинство людей понимают ее неправильно. Это приводит к ложным представлениям о легкости решения проблемы или представляют ее как неразрешимую. Мозговой штурм:Что такое зависимость? Зависимость – почти не управляемое, не преодолимое желание совершать какие-либо действия, приносящие удовольствие. Основные этапы формирования зависимости:1) Фиксация в сознании прочной связи между ярким эмоциональным переживанием и приемом определенного вещества (или осуществления какого- либо действия).2) Устанавливается определенная частота обращения к средству, которое дарит спокойствие и всплеск ярких эмоций (ритм зависимости). Зависимость постепенно меняет характер: В человеке живут как бы две личности – здоровая и больная. Первая стремится к общению, боится одиночества. Вторая, наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же зависимыми людьми. У многих на этом этапе существует иллюзия полного контроля своих эмоций, они убеждены в правильности своего поведения.Приводит к тому, что человек теряет контроль над своим поведением. С этого времени зависимость полностью начинает управлять поступками человека.Нарастает частота использования «утешителя», увеличиваются дозы или продолжительность пребывания в состоянии акта зависимого поведения. Как формируются:А) хочется испытать состояние психологического комфорта Б) навык закрепляется мозгомВ) возникает психологическая зависимостьГ) переход на физический уровень зависимости. Привычки укореняются как безвредные неосознаваемые действия. Формируются чаще всего рано, у взрослых не редко на почве невроза.Основная причина возникновения зависимости у детей - не достаточное внимание родителей Мозговой штурм:Кто в группе риска? Кто в группе риска? Предрасположенность может быть заложена в особенностях физического и психического развития человека, в его воспитании и общении, которые способствуют развитию таких личностных качеств, как заниженная самооценка, невысокий интеллект, неразвитые способности, асоциальность. Предрасположенность:А) поздно взрослеющие, инфантильные(приятно, когда кто-то придет и решит их проблему, если нет «кого-то», то появится то, что заменит «нечто» = вредная привычка, т.е. появится желание временно спрятаться от проблем.Б) не умеющие себе ни в чем отказыватьПривычка получать удовольствие от исполненного «хочу» = зависимость от желаний.В) безвольные люди. Виды зависимости: не химические социальные химические Разделить аудиторию на 3 группы (2 минуты). Каждая группа аккумулирует все свои знания по одному виду зависимости химические,нехимические, социальные, Схематично изображает на ватмане, приводит примеры, объясняет механизм возникновения 7-10 минут.Группа представляет результаты свой работы всей аудитории 7 минут. (всего 20-25 минут) Систематический прием психоактивных веществ (ПАВ), которые попадают в мозг, повреждают его, изменяют его работу, изменения являются необратимыми.Наркомания, Табакокурение, Токсикомания, Алкоголизм, прием энергетических напитков. Химические виды: Когда какой-то способ жизни становится более выпуклым, значимым, замещая другие привычки и пристрастия.Пищевая зависимость или следование разным диетам (анорексия).Работоголизм, трудоголизм – сосредоточение только на работе Игромания – страстное желание испытывать в игре азарт.Желание делать покупки – шопоголизм. Меломания – желание слушать громкую музыкуВиртуальная - Интернет - зависимость.Мобильная - желание звонить, отправлять СМСки, «сидеть» в «АГЕНТЕ»Адреналиновая - стремление испытывать риск.Телемания потребность смотреть телевизор танорексия - болезненное пристрастие к загару, мейкапмания – стремление пользоваться декоративной косметикой, юномания - навязчивое желание омолодиться, Сексомания – промискуитет – частая смена половых партнеров.Тусоваться с себе подобными. Не химические виды: Особенности характераОт материального благополучия, От общественного мнения, Привычка торопить события,Привычка Обижаться, Привычка Уклоняться от проблем, Привычка Быть несчастливым, Быть жертвой, Завидовать, Лениться, Быть беспомощным, Самоутверждаться за счет кого-то (унижать, драться), От желаний «хочу», Держать все под контролем, Подозревать, Быть больным – лелеять болезнь, Демонстрировать себя – мания величия, Не умение отказываться от просьбы – не выполнение обещаний, Выдавать желаемое за действительное, Не умение контролировать себя и т . д. Социальные виды: Результат: Нарушение развития личности в социальном, физиологическом, психологическом, финансовом, эмоциональном, правовом плане. Деградация личности. Неспособность самостоятельно увидеть проблемы, решить их. Беспомощность, беззащитность. Потеря интереса к жизни. 2 ЧАСТЬ. (45 минут) Поделить аудиторию на 3 группы для каждого вида зависимости, (всего 6; - 3 на мобильную зависимость, 3 на игровую зависимость), (2 минуты). Задания группам (15 минут)Первой группе придумать свое название зависимости, представить серьезность проблемы (можно в стихах, схемах, кластерах, кавер версиях различных песен т.д.); Второй описать симптомы зависимости из пластилина;Третьей нужно нарисовать профилактику. (Постараться, что бы в этой группе были школьники с зависимостью). Презентация результатов работы групп. (5 минут)Обсуждение (5-10 минут) Почему возникают зависимости???подражание старшим, авторитетам; желание выглядеть взрослым, крутым; получить удовольствие; расслабиться,освободиться от скуки; способ найти круг общения;не научены с детства ценить живое общение; желание самоутвердиться, одиночество, попытка вернуть яркие эмоции; не достаточное внимание родителей;интернет – удобно = замена живого общения, возможность скрыть эмоции, правду, вообразить себя сильным, успешным,отгородиться от реального мира. Что нужно делать для профилактики? развивать мотивацию - соподчинение интересов; учиться иметь свое мнение; самоутверждаться с «+»; повышать самооценку, принимать себя таким, какой есть; развивать коммуникабельность; организовывать занятость в свободное время; иметь доверительные отношения с родителями; знать среду общения ребенка; приводить примеры, и свой (родителей) и опыт других; любить, но не слепо; информировать; ограничивать эгоизм, учить умению откладывать радость; развивать терпение; находить альтернативу ТВ, комп.; активные формы отдыха - семейные походы ( каток, ролики, …); использовать свой личный потенциал в самореализации; Что нужно делать чтобы избавиться от зависимости? определить причину зависимости - привычки. (не достаток внимания или любви, не хватка ласки и нежности в отношениях с родителями, не уверенность в себе, подражание авторитетному человеку); осознать, что есть проблема. А нужны ли они мне?разрушать привычки - поставить цель; избавляться по одной (список, распределить по времени); объявить о своих намерениях, назначить срок исполнения; проявить волю, не делать поблажки, послаблений; заменить отрицательные привычки на положительные = покурить – отжаться.фиксация прогресса. ежедневник. посмотреть на проблему не стандартным взглядом, конкретно.найти другие виды занятий; ограничить по времени (часто, но коротко); изменить образ жизни; очистить сознание от ложных представлений о ситуации; изменить отношение, стереотипы; переоценить жизненные ценности; всесторонняя информация о последствиях тех или иных зависимостях, что помогает повысить устойчивость к ним;тренировка устойчивости человека к негативному социальному давлению, воспитание нужных навыков поведения в обществе, которые способствуют межличностному общению. Это помогает человеку осознать причины, которые могут привести к зависимости и строить успешные стратегии противостояния им.с детства формировать: положительную самооценку личности, ответственность, целеустремленность и самоуважение, делать акцент на таких жизненных ценностях, как дружба, здоровье, профессиональная карьера и т.д. Профилактика зависимостей Представление проблемышкольниками Еу, Эта мобильная зависимостьНе дает всем покояПосмотришь на соткуОторваться не сможешьС утра до ночи, с ночи до утраСижу я в «АГЕНТЕ»,Это зависимость моя!Всегда со мной Мой мобильный телефонНе могу я без него ни ночью, ни днем!В каждой минуте нет мне покояМой супер телефон звонит мне без перебояЭта большая проблема моя,Никак не могу распрощаться с ней я!» Авт. Кемельбаева Зухра Исп. Бозов Данияр 10 «В» Школьники о профилактике Тот малыш был лет восьмиНе любил читать стихи,В школу часто не ходил,Свой компьютер он любил, только им одним и жил.Мама Степе говорит:«С компом много ты сидишьПо ночам не спишь, играешь,За игрой ты засыпаешь».«Нет, не много я играюИ за компом я не сплюЗа себя я отвечаю!»«Я минутку поиграю,Норму ведь свою я знаю!»Вот однажды он одинОстался дома, сидел один…За компьютером своимпять часов с тех пор пройдетОн в больницу попадетВрач определит симптомА пока с ним крепкий сон. ЛИ ВАДИМ 10 «В» Описание симптомов зависимости из пластилина