Применение спиртов. Токсическое влияние спиртов на организм человека: причины и последствия.


Урок 4.
ТЕМА. Применение спиртов. Токсическое влияние спиртов на организм человека: причины и последствия.
Задачи: познакомить учащихся с вредным физиологическим действием спиртов на организм человека; рассмотреть связь между свойствами спиртов и их применением в народном хозяйстве. На основании знаний учащихся о химических свойствах спиртов выяснить возможность их применения. 
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
ДЕВИЗ УРОКА. «Знать хорошее важнее, чем знать многое».
Ж.Ж.Руссо
I. Организация начала урока.
На предыдущих уроках вы ознакомились с ещё одним классом органических
соединений - предельные одноатомные спирты.
Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить и обобщить знания и умения о: - строении - гомологическом ряде - изомерии и номенклатуре - свойствах - применении и получении спиртов  II. Актуализация опорных знаний.1. Работа у доски.  Карточка №1. Собрать шаростержневую модель молекулы этилового спирта и обсудить вопрос о пространственном расположении атомов в молекуле.
  Карточка №2. Составить структурные формулы трёх изомеров, отвечающих формуле С6Н13ОН. Назвать эти вещества.
  Карточка №3. Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства метанола по плану: - реакция горения -взаимодействие с металлическим Na -взаимодействие с хлороводородной кислотой -межмолекулярную дегидратацию -реакцию окисления с купрум (ІІ) оксидом.  Назовите полученные вещества.
  Карточка №4. Решить задачу: при сжигании органического вещества массой 4,8г получено 6,6г оксида углерода (IV) и 3,8г воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 16. Определите формулу вещества и назовите его.
 2. Работа на местах (2 пары).Карточка с задачей (для взаимопроверки).3. Работа с классом.  - Пока ребята готовятся, ответим на некоторые вопросы: 1. Что такое спирты? 2. Функциональная группа – это … 3. Какова общая формула гомологического ряда предельных одноатомных спиртов? 4. Назовите представителей предельных одноатомных спиртов
5. Расскажите о физических свойствах спиртов.
4.Игра. Двигаясь по часовой стрелке и пропуская все время одинаковое количество слогов, вы прочитаете одно из химических правил.
Най бу дос ван ко ня
ний. на
до спир
тич лі
бом ту
те со син спо є шим
Ответ. Найдосконалішим способом виробництва спирту є синтетичний.
ІІІ. Восприятие нового материала.
Применение спиртов.
Самостоятельная работа учащихся с учебником (прочитать § 3, заполнить правую часть таблицы) – время 5-7 минут.
Свойства спиртов (физические и химические) Применение спиртов.
1.Хорошо растворяет органические и неорганические вещества. 2.Метанол имеет низкую температуру замерзания. 3.Метанол и этанол хорошо, без копоти горят. Высокая детонационная стойкость. 4.Взаимодействуют с галогеноводородами. 5.Реакция дегидратация этанола. 6.Реакция дегидрирования и дегидратации. 7.Под действием окислителей до уксусной кислоты Анализ работы с текстом учебника.
2.Токсичное влияние этанола на организм человека.- Говоря о спиртах, нельзя не затронуть вопроса о физиологическом действии спиртов на живые организмы.• Посмотрите на результаты заранее поставленного мною опыта:В двух стаканах с мокрой ватой на дне я поместила зёрна пшеницы. В 1-ый добавила 20 капель спирта, во 2-ой - воды. В 1-ом стакане зерна не проросли, а во 2-ом проросли.  Какой вывод можно сделать?(Алкоголь является ядом для каждой живой клетки)• В опытах на животных было установлено, что при постоянном поступлении в организм этанола уже через две недели снижались рефлексы, животные вели себя агрессивно, а на 25-ый день появлялись судороги, наступал паралич.• И на организм человека спирты действуют губительно. Мы с вами уже рассматривали механизм воздействия и превращения спирта в организме.
  Кроме того, ежедневное употребление 150г чистого алкоголя неминуемо влечёт за собой развитие алкоголизма, т.е. болезненного влечения к алкоголю. Непреодолимого желания достичь эйфорического состояния (опьянения). Алкоголизм опасен как для мужчин, так и для женщин. Но особый вред приносит алкоголь, употребляемый женщиной, которая хочет стать матерью. А почему…? Через плаценту осуществляется связь между матерью и плодом. Поэтому, если мать употребляет алкоголь, развитие плода происходит с аномалиями, т.к. он постоянно подвергается отравляющему действию алкоголя.Ваши выводы подтверждают исследования учёных: при наблюдении за 10-ю семьями алкоголиков в течение 28 лет. Из 57 родившихся в этих семьях детей:  25 – умерли в возрасте до 1 года  5 – страдали эпилепсией  5 – гидроцефалией (замещение тканей мозга жидкостью)  12 – были умственно отсталыми. И только 10 – сравнительно здоровыми в физическом и психическом отношении. 
Вывод. Вред алкоголя на организм очевиден.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Влияние этанола на молекулы белков».
В три пробирки с яичным белком добавить по 5 мл воды, этанола и нитратной кислоты.
Вопросы:
Что вы наблюдаете?
Что происходит с молекулами белков вследствие действия на них спирта и кислоты?
Как называется этот процесс?
Какова причина разрушения этанолом эритроцитов – красных кровяных клеток?
Каковы причины необратимой денатурации белковых молекул для живого организма?
В чем причина дезинфицирующих свойств этанола?
Сообщения учащихся на тему «Алкоголизм – тяжелая болезнь».
ІѴ. Подведение итогов урока (рефлексия).
1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.Давайте попробуем оценить наш урок?
3.Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в жизни?
4.Соответствует ли девиз урока, полученным знаниям?
Ѵ. Домашнее задание.
§ 1, повт. Тему «Предельные одноатомные спирты».