Технологическая карта урока по теме: «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода»



8 класс химия
Технологическая карта урока по теме: «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода»

Тема Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода
Цели
Обучающиеся должны знать: способы получения кислорода в лаборатории, в промышленности, в природе; условия протекания данных реакций.
Основное содержание темы, термины и понятия Содержание темы предполагает:
закрепить знания о простом веществе и химическом элементе
закрепить знание понятий: катализатор, реакции разложения, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса
сформировать представления о способах получения кислорода;
научить составлять уравнения химических реакций, получение кислорода, указывать условия их протекания

Планируемый результат

Личностные умения

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные умения
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
-умение понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения
-умение давать общую характеристику кислорода,
- умение составлять химические уравнения получения кислорода,
- умение указывать условия протекания реакции.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Биология 6 класс “Фотосинтез”
Биология 6 класс “Дыхание растений и животных” Компьютер, мультимедийный проектор, таблица ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник, лабораторное оборудование(спиртовка, спички, пробирки, газоотводная трубка, лучина, штатив), реактивы(пероксид водорода, оксид марганца IV).
фронтальная

индивидуальная

в группе


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат

-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями простое вещество, химический элемент, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность.
Учащиеся работают с диаграммой “Распространение элементов в земной коре” и определяют самый распространенный элемент.
Используя ПСХЭ Д.И. Менделеева дают общую характеристику кислорода по плану:
Химический знак элемента - ?
Относительная атомная масса - ?
Химическая формула простого вещества - ?
Относительная молекулярная масса - ?
В соединениях кислород - ? валентен

Форма работы – индивидуальная. Личностный:
- проявление интереса к поставленной проблеме
Предметный:
- умение работать с ПСХЭ Д.И. Менделеева
- умение давать общую характеристику кислорода;
Умения делать выводы по теме;
Коммуникативный:
-умение работать с информацией;


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
и методы работы с информацией Планируемый результат

научить школьников:
формулировать понятия:
общая характеристика элемента, методы вытеснения воздуха, метод вытеснения воды при получении газов, катализатор, реакции разложения;

составлять:
уравнения химических реакций получения кислорода; проводить наблюдения за химическим опытом; объяснять: условия при которых протекают химические реакции при получении кислорода.
Сообщение учащегося “История открытия кислорода” (приложение 1)
Работа в группах. Класс делиться на 3 группы, каждая получает свое задание (приложение 2)
Затем один представитель от группы отвечает устно на вопросы задания, а второй записывает уравнения реакций на доске.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Выступление 1 группы: “Получение кислорода в природе”
Уравнение 6СО2 +6Н2О+энергия света=С6Н12О6 +6О2 ↑

Учащиеся делают вывод. Кислород в природе получают благодаря процессу фотосинтеза. Он происходит в зеленых растениях с участием солнечного света.
Выступление 2 группы: “Промышленное получение кислорода”
Учащиеся делают вывод. Кислород в промышленности получают из воздуха и воды.
Учитель. Почему для получения больших количеств кислорода используют воздух и воду?
Учащиеся. Это наиболее распространенные вещества в природе, содержащие кислород.
Учитель. Рассмотрим получение кислорода в лаборатории. Слово учащимся 3 группы.
2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑

2Н2О2 → 2Н2О + О2↑

2KClO3 → 2KCl + 3O2↑

2HgO = 2Hg + O2 ↑

Учитель. Для разложения пероксида водорода и хлората калия применяют оксид марганца IV. Оксид марганца IV - это катализатор.
Вещества,которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются и не входят в состав продуктов реакции, называют КАТАЛИЗАТОРАМИ.
Учащиеся делают вывод. В лаборатории кислород получают реакциями разложения кислородосодержащих веществ при нагревании или действии катализатора.
Учитель. Какими способами можно получить кислород?
Учитель. Получив кислород, необходимо собрать его и доказать его наличие .
Работа с учебником. Стр. 75, рис. 25; стр. 74, рис 26
Рассмотрите рисунки и объясните, каким образом можно собрать кислород.
Учащиеся. Кислород собирают методом вытеснения воздуха и воды.
Демонстрация. Получение кислорода из пероксида водорода.
Познавательный:
Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в группе.
Предметный - умение давать общую характеристику элементу, составлять химические уравнения.
Диагностика качества освоения темы
Цель – установить степень усвоения темы урока.
Форма работы - фронтальная, индивидуальная.
Беседа по вопросам:
Какой самый распространенный элемент на Земле?
Дайте общую характеристику кислорода.
В результате какого процесса образуется кислород в природе?
Из чего получают кислород в промышленности?
Как получают кислород в лаборатории?
Что такое катализатор?
Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?
Тест (учебник стр. 76)
Взаимопроверка в парах, сопоставление с эталоном.
Регулятивный - умение выполнять задание в соответствии с целью.
Предметный:
- умение давать общую характеристику кислорода, составлять уравнения реакций получения кислорода, знать условия их протекания
III этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка
ученика Результат деятельности
научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
Ответьте на вопросы.
-Что узнал нового?
- Что меня удивило?
- Что показалось трудным?
- Как я буду преодолевать трудности?
Самооценка
Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..
Я не доволен(льна) тем, что сегодня ………………… Запись трудных моментов при изучении темы.
Домашнее задание:
Параграф 22 учить, выполнить № 4, 5, 6 на странице 75 учебника.