Конспект урока Железо. Физические и химические свойства


Урок 15(21)
20.11.14
Тема: Железо. Физические и химические свойства.
Цель: рассмотреть строение атома железа, как элемента побочной подгруппы, изучить свойства простого вещества железа, нахождение в природе и его биологическая роль.
Задачи:
-обучающие рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева., строение атома. Изучить химические свойства простого вещества – железа; рассмотреть биологическую роль железа;
-развивающие развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширить научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов;
-воспитательные воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.
Тип урока Комбинированный урок
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: периодическая система химических элементов; железные изделия.
Ход урока
I.Организационный момент.Отбросим в сторону переживания и неудачи.Не опуская рук, возьмемся за дела, мой друг,И на уроке этом мы опять - Все поработаем на пять.
II. Повторение.
Ответь на вопрос:
Каковы особенности строения атомов металлов?
Самый распространенный на Земле металл. (Алюминий.)
Какие металлы самые активные? (Щелочные)
Какая область промышленности занимается получением металлов? (Металлургия)
Какие способы получения металлов вам известны? (пиро-, гидро-, электрометаллургия)
Какие металлы реагируют с водой при комнатной температуре? (активные)
Самый твердый металл. (Хром)
Металл - жидкость. ( Ртуть)
Самый пластичный металл. (Золото).
Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
Осуществить превращение:
Al – AlCl3 – Al(OH)3 – Al2O3 – NaAlO2 – Al2(SO4)3 - Al(OH)3 - AlCl3 - NaAlO2
Напишите в ионном виде уравнения реакций между растворами сульфата алюминия и гидроксида калия при недостатке и избытке последнего.
Физминутка
III. Новая тема.
О каком химическом элементе мы сегодня будем говорить. Отгадайте загадку:
Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии - главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всей стране родной”. ( Железо)
Ребята, давайте составим план по которому мы будет изучать данный металл.
Учащиеся высказывают свои идеи и составляют план.
Положение в ПСХЭ
Физические свойства
Нахождение в природе
Биологическая роль
Химические свойства
Способы получения
Соединения железа
Применение железа и его соединений
6-8 пункт плана рассмотрим на следующем уроке.
1.Характеристика химического элемента
Работая в паре, определите местоположение элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетради.
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Электронное строение атома:
Состав атома.
2.Физические свойства
Работа по учебнику: выбрать материал.
Цвет: Теплопроводность:
Запах: Электропроводность:
Металлический блеск: Плотность: 7,87 г/см. кубТвердость: Температура плавления:
Пластичность:
3.Нахождение в природе
Содержание в земной коре.
Учитель: Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более. Чистое железо находится в космосе: метеориты.
4.Биологическая роль (учитель):
Железо — наиболее распространенный в организме d-элемент. В организме человека его содержится около 5 г. Суточная потребность в железе составляет 0,02 г.
Большая часть железа (около 70%) сосредоточена в гемоглобине крови.
Гемоглобин — красный пигмент эритроцитов.
В 100 мл крови в норме содержится около 15 г гемоглобина. Гемоглобин представляет собой сложный белок, молекула которого содержит 4 полипептидных цепи (глобин), каждая из которых связана с небелковой группой (гемом).
Железо содержится в составе сложных белков — ферритина и трансферрина. Трансферрин содержит два иона железа Fe3+, его молекулярная масса 90.000. Трансферрин является биологическим переносчиком железа по всему организму. Так, трансферрин переносит железо от ферритина в костный мозг, где образуется гемоглобин в новых эритроцитах. Железо участвует в процессах кроветворения и. его недостаток в организме приводит к болезни крови — железодефицитной анемии (малокровие). Избыток железа тоже вреден, так как железо, которое не связывается в биокомплексы, может вызвать нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, печени, легких.
5.Химические свойства
Учитель: Ребята, давайте, попробуем предположить, какими химическими свойствами может обладать железо?
Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами.
Задание: записать уравнение реакции и составить электронный баланс. Чем является железо в данных уравнениях реакций?
У доски работают 3 человека.
3 Fe +2O2 = Fе 3O 4
При нагревании до 200-250 0С реагирует с хлором
2Fe+Cl2=2FeCl3
Fe+S=FeSДействует ли вода на железо?
При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция:

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) - основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая железная колонна в столице Индии Дели. Почему? (Там сухой воздух).
Может вытеснять железо водород из воды? Да, может, но только при сильном нагревании (запись на доске).
Fe + H2O = FeO +H2
Fe0 - 2e = Fe+2 - восстановитель - окисление
2H+ + 2е = Н2 - окислитель - восстановление
Рассмотреть взаимодействие железа с кислотами и солями. Записать уравнение реакции.
Fe + 2HCI = FeCI2 + H2
Fe + CuSO4 = FeSO4 + CuFe0 - 2e = Fe+2 (восстановитель)
В концентрированных азотной и серной кислотах железо не растворяется, так как на поверхности металла возникает пленка, препятствующая реакции металла с кислотой, поэтому концентрированные серную и азотную кислоты можно перевозить в железной таре (происходит пассивация металла).
Сделайте вывод о химической активности простого вещества – железа.
IV.Закрепление.Железо - основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений - от башни Эйфеля до ажура железнодорожных мостов. Все, все - начиная от швейной иглы, гвоздя, топора и кончая паутиной железных дорог, плавающими крепостями - авианосцами и линкорами - и огнедышащими домнами, где рождается само железо, - состоит из железа. Железо - это металл созидания!
Итак, ребята, что сегодня мы с вами узнали на уроке?
V.Итог урока.Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание: параграф 14 страницы 76-78 читать, страница 82 вопрос 4
Самоанализ урока в 9 классе по химии
Аспекты самоанализа Реализация основных этапов урока
1. Место урока в теме и в общем курсе предмета Урок по теме: «Железо.Физические и химические свойства», по счету 21, в теме 15
2. Как урок связан с предыдущими, на что он опирается? Урок систематизирует знания учащихся о химическом элементе железе в периодической системы химических элементов. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать положение в ПСХЭ, строение их атомов, свойствах, анализировать.
3. Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы? Данный урок систематизирует знания учащихся и обеспечивает формирование интереса к химической науке, которые будут необходимой базой при изучении последующих тем и предметов.
4. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку? - умения четко излагать свои мысли
- анализировать
- узнать новое
- применить на практике
5. Цели и задачи урока. Цель: рассмотреть строение атома железа, как элемента побочной подгруппы, изучить свойства простого вещества железа, нахождение в природе и его биологическая роль.
Задачи:
-обучающие рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева., строение атома. Изучить химические свойства простого вещества – железа; рассмотреть биологическую роль железа;
-развивающие развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширить научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов;
-воспитательные воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.
6. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке. Методы, применяемые на данном уроке:
1. Познавательный через самостоятельную деятельность
2. Частично-поисковый
3. Словесный (обсуждение)
Приемы:
Работа с учебником
Разминка
7. Актуализация опорных знаний. Актуализация опорных знаний была осуществлена с помощью: заданий в разной форме.
8. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся). На уроке были использованы следующие средства:
Таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд ЭО неметаллов, учебник, тетрадь.
9. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер упражнений, степень сложности, вариативность, инструктаж и пр.) На уроке присутствовала самостоятельная работа учащихся – как индивидуальная, так и парная. Задания были реподуктивного и развивающего характера.
10. Степень активности учащихся на уроке. Учащиеся на уроке не все были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности учащиеся, имеющие повышенный интерес к предмету.
11. Атмосфера на уроке. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, доброжелательная, располагающая к совместной работе.
12. Педагогическая техника учителя: (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приемы влияния на учащихся.) - оптимальный темп речи и четкая дикция учителя
- ведение урока эмоционально окрашено
- точно и доступно излагалась и использовалась научная
терминология
- учет индивидуальных особенностей учащихся (личностно ориентированный подход)
13. Подача домашнего задания. Параграф 14, страницы 76-78 читать, страница 82 вопрос 4
Учитель: Мартынова М.И.