Справка школьного психолога о подготовке учащихся к ЕНТ


Справка педагога-психолога о работе с выпускниками при подготовке к ЕНТ.
Педагог-психолог Подгорнова О.В.
ЕНТ - это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕНТ являются полем деятельности не только педагогов, но и психологов, т.к. любые экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Поэтому основная задача психолога - научить всех участников образовательного процесса воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, помочь снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Работа психолога с выпускниками начинается с комплексного диагностического исследования. По итогам диагностики проводится индивидуальная и групповая работа с учащимися.
В течение учебного года проводится совместная работа психолога с завучем по УР, где анализируется выбор предметов выпускниками и мотивы выбора.
Таким образом, учитывая трудности выпускников, психолог приступает к реализации программы «Психологическая подготовка к ЕНТ» по снижению "стрессовости" экзаменационной ситуации. По данной программе работа проводится в течение всего учебного года. Целью программы являются:
повышение сопротивляемости стрессу,
отработка навыков уверенного поведения,
развитие эмоционально-волевой сферы,
развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим,
развитие эмоционально-волевой сферы,
развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим,
развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
обучение приёмам запоминания
помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок,
обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Значительную трудность для учащихся представляет сама работа с тестовыми заданиями, так как для успешности в выполнении заданий, не имеющих между собой логической связи и требующих умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую, необходимо обладать хорошей переключаемостью и оперативной памятью. Для преодоления когнитивных трудностей в занятия включаются задания таких типов: психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость в целом (работа с таблицами Шульте и т.п.)
Также к трудностям можно отнести восприятие учеником ситуации экзамена, что повышает уровень тревожности и приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Для устранения тревожности, в форме "мозгового штурма" или дискуссии, обсуждаются с выпускниками вопросы и убеждения, которые существуют у детей по поводу ЕНТ, где они могут поделиться своими страхами и опасениями. Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тревожности. Кроме того, психолог помогает в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.
Одним из обязательных аспектов программы «Психологическая подготовка к ЕНТ» является обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; приемам активного запоминания; способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия, что повышает сопротивляемость стрессу. В ходе реализации программы выпускникам даются памятки, рекомендации, оформляются стенды, разучиваются упражнения, обучающие способом саморегуляции и релаксации; отрабатываются приемы самообладания, умение управлять своим психофизическим состоянием.
Для родителей организован лекторий: "Порядок итоговой аттестации", "Как помочь ребенку сдать ЕНТ", "Как помочь ребенку справиться со стрессом"; организованы индивидуальные и групповые консультации; обучение методам релаксации.
Для учителей разработаны рекомендации по психологической подготовке к ЕНТ; рекомендованы игры и упражнения для обострения ума и развития креативности.
На основании данных проведенных диагностик выявлено:
1.Все учащиеся 11 класса имеют средний уровень тревожности
2. У 2 учащихся недостаточно развита интеллектуальная лабильность.
3. Двое учащихся имеют недостаточный уровень развития памяти и мыслительной деятельности.
В связи с данными диагностики педагогом-психологом рекомендуется:
1. Использовать индивидуальный подход на уроке.2. Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом. Для создания у учащихся ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить учащихся преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем3. Стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения.
4. Создание проблемных ситуаций на уроках по всем дисциплинам, с целью активизации мыслительной деятельности.
5. С целью активизации процессов памяти использовать на уроках:
• выделение ключевых понятий, идей, их осмысление;• установку на длительность запоминания;• обеспечение активности школьника при запоминании (введение логических заданий, «подключение нескольких органов чувств и т.д.);• создание настроя на уверенное и ответственное запоминание. Предупреждение забывания:• в течение урока основные выводы (желательно самому учителю) четко повторить 2-3 раза с интервалами в 20-30 минут (из опыта В.Ф. Шаталова);• желательно уже дома ученикам один раз прочитать учебник и один раз повторить своими словами. Чаще использовать активное воспроизведение материала в виде припоминания по схеме: «карандаш — чистый лист бумаги» (из рекомендаций К.Д. Ушинского).Применение знаний на практике (упражнений, лабораторных работ и т.д.).
5. Посещение учащимися коррекционных занятий по программе «Психологическая подготовка к ЕНТ» с целью развития всех видов памяти, снятия экзаменационного стрема.
Педагог-психолог ______________ Подгорнова О.В.