Методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке обучающихся к ЕГЭ (письмо) (11 класс)

Особенности обучения навыкам письма при подготовке к ЕГЭ. 
Письмо личного характера.
 
Одним из главных аспектов, проверяемых на едином государственном экзамене, является сформированность навыков письменной речи в рамках изученных тем, а также коммуникативная компетенция учащихся, включающая в себя речевую, языковую и социо-культурную компетенции.
Раздел единого государственного экзамена «Письмо»  состоит из двух заданий - написание личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения.
Письмо считается самым сложным видом речевой деятельности. Здесь важны композиция, орфография в соответствии с тем, к какому стилю относится текст. Задействованы все три вида памяти: слуховая, зрительная и моторная. Особую трудность письменной речи представляет сложность организации речи (наличие сложноподчиненных предложений и других структур). Так  как же подготовить учащихся к выполнению этих заданий?
Важной задачей является разработка  стратегии и тактики подготовки учащихся к ЕГЭ. Стратегия-это общий план, задачи на перспективу. Тактика - способы и методы выполнения этого плана и задач.
         Общие требования к написанию письма
При выполнении данного задания учащиеся должны написать личное письмо с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с выражением своих суждений и чувств, описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению.  Стимулом для высказывания в задании является отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщается о событиях в жизни друга и задаются вопросы. Объем высказывания 100-140 слов.
Требования к оцениванию заданий раздела «Письмо» включает в себя следующие пункты:

·  соответствие поставленной коммуникативной задаче;

·  полнота раскрытия содержания;

·  выбор правильного стиля речи;

·  соблюдение норм вежливости;

·  соблюдение заданного объема;

·  логичность высказывания;

·  правильность использования средств логической связи;

·  соответствие оформления текста нормам, принятым в стране изучаемого языка;

·  языковое оформление;

·  правильность орфографического и пунктуационного оформления текста.
Стратегии выполнения письменной части экзамена
1.     Внимательно прочитайте задание и выделите главные вопросы, о которых нужно написать, определите формат письменного задания       (вид письма  и тип сочинения)
2.     Определите, кому адресовано письмо и выберите соответствующий стиль письма.
3.     Составьте план письма  и подберите необходимые слова и выражения.
4.     Пишите в соответствии с планом и помните о делении текста на абзацы.
5.     Старайтесь использовать не только простые предложения, но и сложноподчинённые, используя средства логической связи.
6.     Старайтесь правильно употреблять временные формы глагола, используйте разнообразные грамматические структуры.
7.     Внимательно проверьте  работу, обращая внимание на следующие моменты:

·  Соблюдается ли формат  и стиль высказывания;

·  Логично ли текст делится на абзацы;

·  Правильно ли использованы средства связи внутри предложений, между предложениями, между абзацами;

·  Проверьте правильность написания каждого слова.
 
Различные пути в подготовке учащихся к написанию писем в формате ЕГЭ
Для успешного выполнения этого задания, можно наметить различные пути:
Первый путь - опора на  модель. Это письма с просьбой дать какую-то информацию или совет, письмо – совет, письмо - приглашение или ответ на приглашение и другие. Модели хорошо представлены в современных УМК (как отечественных, так и зарубежных авторов) в разделах Writing Help.
Второй путь - опора на клише. Клише разрабатываются самим учителем, опираясь на различные пособия, собственный опыт или на опыт коллег.
Третий путь - опора на предварительные упражнения, которые можно взять готовые из  УМК или составить самостоятельно. Какой путь лучше?  Моё мнение - использование всех путей.
Что касается первого пути, в качестве примера можно посмотреть  "New Opportunities” (Michael Harris andothers), State Exam Maximiser (Е.Н.Соловова, И.Е.Солокова), Practice Tests for the Russian State Exam (Malcolm Mann, Elena  Klekovkina) и «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо» ( М. Манн, Е. Клековкина) и другие пособия. Последние два источника, на мой взгляд, самые удачные для подготовки к ЕГЭ  и изобилуют различными  моделями.