Вечное человеческое бытие комплексная система заданий при изучении пьесы А.П.Чехова Вишневый сад


«ВЕЧНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ»
Комплексная система заданий по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Предлагаемая вниманию учителей литературы комплексная система заданий по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» предполагает самостоятельную работу учащихся: выражение ими своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Выполняя задания, дети самостоятельно получают знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач, развивают свои исследовательские умения, аналитическое мышление.
«Пусть на сцене все будет
… просто, как в жизни. Люди обедают,
только обедают, а в это время слагается
их счастье и разбиваются их жизни».
А.П. Чехов

Дорогие ребята!
Приглашаем вас к размышлению над пьесой А.П. Чехова «Вишневый сад». На первый взгляд, пьесы Чехова – это просто фрагменты реальной жизни. Здесь нет ни тайн, ни парадоксов, ни трагических конфликтов. Что же сумел увидеть писатель в повседневной жизни такое, чего не замечаем мы? Пусть помогут вам наблюдательность и стремление к истине! Предлагаем выполнить разные виды заданий и выразить свое отношение к ним.
.№п/п Виды заданий Мое отношение
1. Учимся объяснять замысел автора 2. Развиваем ассоциативное мышление
3. Развиваем образное видение 4. Анализируем образы героев 5. Учимся творить 6. Изучаем роль детали 7. Обучаемся исследовательской работе 8. Анализируем особенности драматургии Чехова 9. Развиваем умение доказывать свою точку зрения 10. Учимся обобщать и делать выводы Условные обозначения: ! – интересно, ? – трудно, * - неинтересно
Задание 1. Учимся объяснять замысел автора.

Комедию «Вишневый сад» с первой постановки почему-то играли как трагедию. Внимательно перечитайте историю создания пьесы, воспоминания Станиславского и самого Чехова о том, как она создавалась, ремарки и сделайте вывод: правильно ли восприняли актеры МХАТа это произведение и почему Чехов не согласился с их трактовкой.
Задание 2. Развиваем ассоциативное мышление.
Ознакомьтесь со списком действующих лиц, «авторскими напутствиями» и ответьте на вопрос: «С чем у вас ассоциируются фамилии и имена героев»? Как вы их понимаете? Заполните таблицу.
Герои Ассоциация
Любовь Раневская Гаев Ермолай Лопахин Симеонов-Пищик Шарлотта Ивановна Фирс Задание 3.Развиваем образное видение.
Представьте себе, что вы находитесь в усадьбе Раневских. Вы ходите по дому, слышите звуки, шорохи, ощущаете запахи. Потом вы идете в сад. Попробуйте создать образ дома и сада. «Что вы увидели там, что почувствовали? Перед тем, как ответить на вопросы, не забудьте перечитать авторские ремарки к 1 акту пьесы.
Задание 4. Анализируем образы героев.
Дайте характеристику героям пьесы, заполнив таблицу.

№п/п Персонажи Черты характера Цитаты из текста
1. Раневская 2. Гаев 3. Лопахин 4. Варя 5. Аня 6. Петя Трофимов Задание 5. Учимся творить.
Напишите этюды, дополняя образы героев. Выберите одну из следующих тем: «Раневская и сад», «Гаев и сад», «Аня и сад», «Варя и сад», «Лопахин и сад», «Трофимов и сад», «Фирс и сад». Для написания этюда необходимо выбрать из текста реплики избранного персонажа и ремарки, связанные с ним, дальнейшую судьбу персонажа. Этюд озаглавьте цитатой из текста («фраза-ключ»).
Задание 6. Изучаем роль детали.
Особую роль в драматургии играют детали. Выберите одного героя и проследите за его репликами, монологами, еще раз вчитайтесь в ремарки. Соответствуют ли авторские ремарки монологам персонажей. Сделайте вывод.
Задание 7. Обучаемся исследовательской работе.

Найдите в пьесе место, где речь идет о шахте. Ознакомьтесь с информацией о премьере пьесы в Сталино. Тогда в нашем театре играла сама Книппер-Чехова, жена Антона Павловича. Обратите внимание на слова актрисы, обращенные к зрителю (газета «Комсомолец Донбасса», 1939 год. - 26 мая, см. также «Юбилейный спектакль «Вишнёвый сад»: в 800-й раз в Московском Художественном Академическом Театре // Соц. Донбасс. — 1939. — 26 мая; «Встреча общественности г. Сталино с коллективом дважды орденоносного театра» // Соц. Донбасс. — 1939. — 28 мая; Лепша І. «Вишневий сад»: образи, навіяні Донбасом / І. Лепша // Наука і суспільство. — 1985. — №1. в библиотеке имени Крупской г. Донецка). Внимательно перечитайте биографию писателя, период конца 90-х г.г. ХlХв. Где он находился в это время? Сопоставив эти факты, сделайте вывод. Результаты работы оформите как мультимедийный проект «Чеховский вишневый сад цвел в Донбассе»
Задание 8. Анализируем особенности драматургии Чехова.
Сравните ранее изученные пьесы А.С.Грибоедова , А.Н. Островского и пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад».
№п/п Пьесы Общие признаки Особенности
1. «Горе от ума» 2. «Гроза» 3. «Вишневый сад» Выводы: Задание 9. Развиваем умение доказывать свою точку зрения.
Можно ли Пете Трофимову доверить жизнь Ани? Не забудьте о роли детали.
Задание 10. Учимся обобщать и делать выводы.
Так что же хотел сказать нам автор? Подведите итог своей работе и сделайте вывод.