Презентация к родительскому собранию на тему«Роль родителей в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ»


Педагог – психолог МОУ «СОШ №13 г.Железногорск Курской обл. Канищева Е.А. «Роль родителей в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ» Жизнь – это вечный экзамен,Да жаль, расписания нет.И в жизни мы часто тянемНевыученный билет.И вспоминаем старательно, задумчиво в пол глядим, Но некому подсказать нам:Мы с жизнью один на один Психологическая готовность к сдаче экзамена- это особое состояние готовности, «настрой» на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамен Главное, в чём нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребёнка в сдаче экзамена. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена, т.к. если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу своих возрастных особенностей может эмоционально «сорваться» При подготовке к экзаменам, попробуйте выполнить некоторые рекомендации: Совместно с ребёнком создайте план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Для повышения интеллектуальной активности желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и фиолетовый цвета (фрагментарно).Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка.Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Через каждые 40-50 минут ребенку необходимо оторваться от занятий, сменить вид деятельности для того, чтобы не наступало «хроническое утомление». При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать его в случае неудачи. Заранее приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь его распределять. Этим вы развиваете умение концентрироваться во время экзамена, что придаст ребенку спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, — некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона скорее мешает, чем помогает, что доказано многочисленными экспериментами. Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал. Во-первых, проговаривание закрепляет материал в памяти, а во-вторых, снимает панику(«Я нечего не знаю!!!»). Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима разнообразная и сбалансированная еда.Рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Не критикуете ребёнка после экзамена. Внушайте своему ребенку мысль, что вы любите его не за отметки или количество баллов, а просто за то, что он у вас есть. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться (это поможет настроиться на работу);внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.Перед экзаменом не забудьте пожелать своим детям «Ни пуха, ни пера». Подбадривайте ребенка, хвалите за то, что получилось, повышайте уверенность в себе, т.к. чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибки. Чтобы поддержать ребенка, необходимо: Опираться на сильные стороны ребенка.Избегать подчеркивания промахов ребенка.Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.Внесите юмор во взаимоотношения с ребёнком. Поддерживать можно посредством: Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).Высказываний («Я горжусь тобой», « Ты знаешь это очень хорошо»).Прикосновений (дотронуться до руки, обнять).Совместных действий (сидеть, стоять рядом).Выражения лица ( улыбка, кивок, смех). Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к. никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с экзаменационным стрессом или переутомлением Самое главное, что могут сделать родители- это снизить напряжение и тревожность ребенка в ходе подготовки и сдачи экзаменов и обеспечить подходящие условия для занятий Способы снятия эмоционального напряжения : Разговор.Переключаться на занятия, приносящие удовольствие.Стараться высыпаться и правильно питаться.Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка).Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты и пр.). Не бойтесь плакать.Активизация чувства юмора .Развивайте навыки саморегуляции (самовнушения).Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: всё, что не делается, всё к лучшему).Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение песен, стихов, рассказов и пр. Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.