Программа дисциплины Оборудование производства органических веществ


ПРОГРАММа дисциплины
Оборудование производства органических веществ
2014 г.
Программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 240113 Химическая технология органических веществ
Организации-разработчики: ГБОУ СПО Новокуйбышевский нефтехимический техникум.
Разработчик:
Е.В. Закирова , преподаватель ГБОУ СПО ННХТ.


СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
стр.
4
2. результаты освоения дисциплины
6
3. СТРУКТУРА и содержание дисциплины 8
4 условия реализации дисциплины
11
5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 13
1. паспорт ПРОГРАММЫ
Оборудование производства органических веществ
Область применения программы
Программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240113 Химическая технология органических веществ (базовой подготовки)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Оборудование производства органических веществ
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Знать все виды оборудования производства органических веществ, их назначение и конструкцию.
2.Уметь производить расчеты элементов оборудования.
3.Уметь находить оптимальные условия проведения технологического процесса и минимизацию затрат на его осуществление.
4.Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса.
5. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации.
Программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в повышении квалификации и профессиональной переподготовке по специальности СПО 240113 Химическая технология органических веществ при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:
иметь практический опыт:
-подготовки оборудования к безопасной эксплуатации при ведении технологического процесса;
-обслуживания основного и вспомогательного оборудования, соблюдая требования охраны труда и промышленной безопасности;
-контроля работы основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации;
уметь:
-производить расчеты элементов оборудования;
-находить оптимальные условия проведения технологического процесса и минимизацию затрат на его осуществление;
знать:
-основные виды, конструктивные особенности и принцип работы основного и сопутствующего оборудования для проведения технологического процесса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего – 84 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
практических занятий 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов;
2. результаты освоения дисциплины
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Оборудование производства органических веществ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Знать все виды оборудования производства органических веществ, их назначение и конструкцию
ПК 1.2 Уметь производить расчеты элементов оборудования
ПК 1.3 Уметь находить оптимальные условия проведения технологического процесса и минимизацию затрат на его осуществление
ПК 1.4 Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса
ПК 1.5. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации
ОК 1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план дисциплины
Коды профессиональных компетенций Наименование дисциплины Всего часов Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяВсего,
часов в т.ч. практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 1.1- 1.5 Оборудование производства органических веществ 84 64 32 20 Всего: 84 64 32 20 3.2. Содержание обучения по дисциплинеНаименование разделов дисциплины и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) Объем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Тема 1.Классификация оборудования. Требования, предъявляемые к аппаратам и конструкционным материалам. Стандарты на оборудование
Содержание
6 1 Классификация оборудования по назначению конструкции. Требования, предъявляемые к аппаратам и конструкционным материалам для изготовления оборудования. 2
2 Защита оборудования от коррозии. Футеровка, эмалирование. Тепловая изоляция оборудования. 2
3 Типы корпусов, понятие габаритности аппаратов. Сосуды, работающие под давлением. Стандарты на оборудовании 2
Тема 2. Классификации и типы ректоров. Детали и узлы реакторов. Обогрев Содержание 40 1 Конструктивные типы реакторов. Классификация реакторов. Методы и последовательность расчета оборудования. 4
2. Детали реакторов и их узлы. Вспомогательное оборудование. Подбор. Расчеты . Влияние конструктивных особенностей элементов реакторов на коррозионный процесс.
4
3 Оформление поверхности обогрева реакторов. Обогрев реакторов и теплоносители.
4
Практические занятия
28 1 Технологические расчеты реакторов 4
2 Расчет толщины обечайки и крышки реактора, исходя из заданных условий 2
3 Подбор насосного оборудования к аппаратам
4
4 Изучение ректоров с неподвижным слоем катализатора
4
5 Изучение конструкций и работы реакторов с движущимся и с псевдоожиженным слоем катализатора 4
6 Изучение конструкций и работы трубчатых реакторов 4
7 Изучение конструкций и работы реакторовдля проведения высокотемпературных химических процессов 4
8 Изучение конструкции и работы реакторов высокого давления 2
Тема 3. Другие виды оборудования нефтехимических производств Содержание 18 1 Оборудование для гидромеханических процессов 4
2 Трубопроводная система в химической промышленности 4
3 Удаление отходов производства 2
4 Оборудование очистки сточных вод нефтеперерабатывающих производств 2
5 Оборудование для хранения нефти, газа и нефтепродуктов 2
Практические занятия 4 1 Изучение конструкции и работы реакторов с мешалками 2
2 Расчет простого трубопровода 2
Самостоятельная работа при изучении дисциплины:
Составление опорных конспектов по учебной и специальной технологической литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчётов и подготовка их к защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные параметры, по которым выполняют расчеты аппаратов на прочность: давление (рабочее, расчетное, условное, пробное), температура (рабочая, расчетная).Испытание аппаратов и оборудования
«Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
Изменение механических свойств, структуры металла и сплавов в кратковременных испытаниях и длительной работе при высоких температурах. Поведение сталей при низких температурах.
Контроль работы основного и вспомогательного оборудования.
Методы предотвращения потерь светлых нефтепродуктов при их хранении в резервуарах.
. 20 4. условия реализации программы
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов: « Охраны труда и техники безопасности», «Процессы и аппараты»,
лаборатории «Процессы и аппараты нефтехимического производства».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Процессы и аппараты»: - комплект технологических схем; - комплект учебно-наглядных пособий; - макеты аппаратов.
Технические средства обучения:   - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиа проектор.
Оборудование лаборатории «Процессы и аппараты нефтехимического производства» и рабочих мест лаборатории: - учебная установка для изучения процесса седиментации; - учебная установка для изучения процесса дистилляции и ректификации; - учебная установка для изучения процесса экстракции.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- учебная технологическая установка по перегонки воды;
- макет технологической установки;
- макеты технологического оборудования.
Оборудование учебного кабинета « Охраны труда и техники безопасности»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-средства пожаротушения ( огнетушитель , пожарные рукава, извещатель);
- средства индивидуальной защиты тела, органов дыхания;
- производственный комплект инструкций по охране труда;
- комплект тестового контроля по темам ,итоговый контроль;
- инструкции по выполнению практических работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.А.В. Сугак Оборудование нефтеперерабатывающего производства: учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012
2. В.М. Сутягин Основы проектирования и оборудование производств
Органического синтеза: Учебное пособие
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009
Дополнительные источники:
М.Ю. Сибикин Технологическое оборудование. Москва, 2005 .
2. И.И. Поникаров Машины и аппараты химических производств, Москва «Машиностроение», 1989 .
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю дисциплины «Оборудование производства органических веществ» и специальности «Химическая технология органических веществ».
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Теоретические основы химической технологии», «Процессы и аппараты», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Основы автоматизации технологических процессов».
5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Подготавливать оборудование к безопасному пуску, выводу на технологический режим и остановке -выбирает технологическое оборудование;
-выполняет необходимые расчеты режимов работы аппаратов и машин; практические занятия;
самостоятельная работа
Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации -вычерчивает и читает технологические схемы;
- составляет алгоритм устранения причин отклонения от норм технологического режима;
- выбирает основное и вспомогательное оборудование в соответствии с техническими условиями; практические занятия;
самостоятельная работа
Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса. - соблюдает условия безопасности при эксплуатации аппаратов;
- заполняет техническую документацию;
- пользуется средствами пожаротушения
практические занятия;
самостоятельная работа
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии (элементы технологий), позволяющие решить каждую из задач; - выбирает способ (технологию) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации;
- определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации;
- предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации;
-характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей информационного поиска Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - имеет навыки работы в программе «Компас»;
- задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности;
- делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях