Методические указания по выполнению курсового проекта по МДК 01.02 ТО и ремонта АТ


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
Колледж автомобильного транспорта № 9
М.Л. Быховский, Б.Ф. Данилов, В.В. Прокофьев
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ПО МДК. 01.02 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190631
«Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта»

МОСКВА 2014
Авторы-составители: Быховский М.Л. к.т.н. преподаватель высшей квалификационной категории специальных дисциплин ГБПОУ КАТ № 9, В.В. Прокофьев, преподаватель первой квалификационной категории специальных дисциплин ГБПОУ КАТ № 9, Б.Ф. Данилов, преподаватель первой квалификационной категории специальных дисциплин ГБПОУ КАТ № 9.
Методическая разработка для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» составлена по результатам работы в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования города Москвы Колледже автомобильного транспорта № 9. Для студентов 4 курсов всех форм обучения (базового и углубленного уровня подготовки) и преподавателей специальных дисциплин. Методические рекомендации являются дополнением к выпускной квалификационной работе.
Рецензенты: доктор технических наук, доцент Московского государственного автодорожного института Б.С. Васильев.
Преподаватель высшей квалификационной категории специальных дисциплин ГБПОУ КАТ № 9 Н.И. Кузнецов
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель курсового проектирования по МДК. 01.02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» – закрепление знаний, полученных на лекциях и практических занятиях.
Курсовое проектирование направлено на развитие у студентов навыков самостоятельной работы и формирование творческого подхода к решению задач организационно-технологического проектирования зон, участков и отделений станции технического обслуживания автомобилей и предприятий автомобильного транспорта.
Основные задачи курсового проекта:
- закрепление знаний полученных студентами при изучении материала дисциплины на лекциях, лабораторных и практических занятиях.
- умение производить технологический расчет станций технического обслуживания, и обосновывать выбор метода организации технологического процесса в проектируемом подразделении.
- умение применять основные теоретические положения и методы при разработке технологических процессов разборки-сборки, монтажа-демонтажа, дефектации и ремонта агрегатов и узлов автомобиля.
- приобретение необходимых навыков по проектированию технологических процессов ремонта узлов, систем и агрегатов автомобиля.
- применять теоретические знания при размещении технологического оборудования в проектируемом подразделении, осуществлять его обоснованный подбор.
- обучение студентов пользоваться технической и справочной литературой.
В процессе работы над курсовым проектом студенты должны выполнить расчет производственной программы СТОА, определить объем работ на проектируемом подразделении, осуществить подбор оборудования и оснастки, рассчитать и подобрать стандартную производственную площадь, определиться с методом организации производства, разработать технологический процесс восстановления, ремонта или обслуживания автомобиля в соответствии с заданием на курсовой проект, рассмотреть вопросы соблюдения техники безопасности в процессе выполнения работ, оформить технологические карты и карты эскизов. Графические работы выполняются с соблюдением требований ЕСКД (единой системы конструкторской документации), а расчетно-пояснительная записка в соответствии с требованиями ЕСТД (единой системы технологической документации).
Курсовой проект должен быть выполнен в соответствии с заданием и графиком работы, выданными руководителем проекта.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект состоит из пояснительной записки 30-40 листов формата А4 и графической части 3 листа формата А1.
2.1 Пояснительная записка.
Пояснительная записка относится к текстовым документам и должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД (ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-68).
Пояснительную записку следует выполнять на листах формата А4 (210х297) с нанесённой ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20 мм и от остальных – на 5 мм. (приложение 2)
Пример оформления титульного листа, задания и последующих листов пояснительной записки приведен в (приложение 1).
Текст пояснительной записки набирается на компьютере в текстовом редакторе Word с использованием шрифтов Times New Roman, размер шрифта – 14. Межстрочный интервал для текста – полуторный, для таблиц – одинарный.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения, допускается исправлять закрашиванием белой краской (корректором) с нанесением на том же месте исправленного текста.
Все листы пояснительной записки, включая титульный лист и задание на курсовое проектирование, учитываются при нумерации. Если имеются рисунки, таблицы, расположенные на отдельных листах, их необходимо включить в общую нумерацию листов.
Разделы и подразделы должны быть пронумерованы. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Номера разделов обозначают арабскими цифрами, с точкой в конце, номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела разделенных точкой.
Условные буквенные обозначения различных величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам. В тексте записки перед обозначением параметра дают его пояснения. Например: Вспомогательное время – Тв.
Необходимо давать ссылки на техническую литературу (список в конце записки), которая была использована для того или иного расчета. Ссылки должны даваться номерами в квадратных скобках соответствующими номерам использованной литературы.
Допускается использование материалов с различных сайтов в интернете, ссылки на которые оформляются в записке точно также как и для технической литературы.
Формулы должны быть набраны с помощью встроенного редактора формул, который, если не установлен, нужно установить в текстовый редактор Word:

Таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них. Таблицы, имеющие много граф, печатаются в альбомной ориентации и располагаются на отдельной странице.
Иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи) рекомендуется использовать для пояснения излагаемого текста.
Содержание пояснительной записки следует помещать вначале (после задания), а список литературы – в конце записки.
2.2 Графическая часть.
Графическую часть проекта выполняют на листе бумаги формата А1 [594х841мм] в полном соответствии с действующим стандартом ЕСКД.
Нанесение надписей, спецификаций, технических требований осуществляется в соответствии с основными положениями стандартов ЕСКД и ЕСТД. (приложение 3)
Оформление графической части допускается на плоттере или крупноформатном принтере в соответствии с ГОСТами с использованием тонкой рулонной или чертежной бумаги формата А1.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Титульный лист (1 лист).
Содержание (1 лист).
Введение. Актуальность темы курсового проекта (1-2 листа).
Исходные данные к курсовому проекту (1 лист)
Краткая техническая характеристика автомобиля (1-2 листа).
Расчет годовой производственной программы СТОА (3 листа)
Расчет производственных подразделений СТОА (1 лист)
Расчет численности ремонтно-обслуживающего персонала (1 лист)
Подбор технологического оборудования и оснастки (3 листа)
Расчет производственной площади проектируемого подразделения (1 лист)
Разработка планировочного решения проектируемого подразделения (1 лист формата А-1)
Обоснование выбора метода организации производства в проектируемом подразделении (1 лист)
Схема и описание технологического процесса в проектируемом подразделении (1-2 листа)
Разработка технологической документации (технологические карты). (1 лист формата А-1)
Характеристика объекта обслуживания или ремонта (1-2 листа)
Основные неисправности объекта обслуживания или ремонта (1- лист)
Мероприятия по охране труда, охране окружающей среды и противопожарной безопасности (2-3 листа)
Конструкторская часть.
Вариант А:
Назначение, устройство и работа внедряемого приспособления или устройства (1-2 листа)
Достоинства и недостатки внедряемого приспособления или устройства (1 лист)
Разработка сборочного чертежа внедряемого приспособления или устройства (1 лист формата А-1)
Вариант Б:
16.1 Сравнительный анализ существующего технологического оборудования используемого в технологическом процессе (1 лист)
16.2 Инструкция по эксплуатации внедряемого технологического оборудования (1 лист)
16.3 Оформление плаката со сравнительными характеристиками технологического оборудования (1 лист формата А-1).
Ниже даны рекомендации к разработке и содержанию указанных разделов пояснительной записки.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Титульный лист.
(См. приложение 1).
Задание на курсовое проектирование.
Выдается преподавателем, который ведет МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и вносится в соответствующий лист пояснительной записки.
Содержание. Перечень разделов пояснительной записки необходимо выполнить в виде таблицы с указанием начальной страницы.
Введение
В ведении отражаются основные задачи, стоящие перед автомобильным транспортом РФ, перспективы его развития, значение технического обслуживания и ремонта в обеспечении технической готовности подвижного состава. Особое внимание следует уделить задачам, стоящим перед производственным подразделением в соответствии с заданием.
Исходные данные к курсовому проекту
Исходные данные для расчета, выданные руководителем проекта,
следует занести в табл. 1.
Таблица 1 - Исходные данные (пример заполнения)
Исходные данные Условные обозначения Данныедля расчета Единица измерения
Марка автомобиля – –
Количество рабочих постов СТОА Хпед.
Количество рабочих дней в году Дргдн.
Количество смен работы С ед.
Доля постовых работ в общем объеме работ СТОА Кп0,8 –
Доля работ на участках ТР в общем объеме работ СТОА Ку 0,2 –
Коэффициент неравномерности заездов –
Климат – –
Проектируемое подразделение Краткая техническая характеристика автомобиля

При разработке курсового проекта студент должен изучить характеристику и возможные модификации транспортного средства, которое обозначено в задании как объект ремонта. Характеристика приводится в виде таблицы, в которой студент указывает основные параметры транспортного средства. После таблицы рекомендуется поместить компоновочную схему автомобиля с отображением его внешних габаритных характеристик.
Расчёт годовой производственной программы СТОА
Расчет числа обслуживаемых автомобилей на СТОА и годового объема работ
Годовой фонд рабочего времени поста определим по формуле:
Фп = ДргсмСп,, час.
где
Дрг – количество дней работы СТОА в год;
см – продолжительность смены, 7 час;
С – число смен;
п – коэффициент использования рабочего времени поста. Значения п выбирают из (табл. 1 приложение 4).
Годовой объем постовых работ:
чел.-час.
где
Хп – заданное (общее) число постов СТОА, ед.;
Фп – годовой фонд рабочего времени поста, ч;
РСР – средняя численность рабочих, одновременно работающих на посту, ч. Значения Рср выбирают согласно (табл. 2 приложение 4)
– коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону обслуживания или ремонта, согласно (табл. 3 приложение 4).
Общий годовой объем работ СТОА по обслуживанию и ремонту автомобилей:
Тто-тр = чел.-час.
где
Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч;
Кп – доля постовых работ в общем объеме работ СТО.
Годовой объем работ на участках текущего ремонта на СТОА определим по формуле:
Ту = Тто-тр – Тп,, чел.-час.
где
Тто-тр – общий годовой объем работ СТОА, чел.-ч;
Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.
Число обслуживаемых автомобилей на СТОА в год определим по формуле:
, авт.
где
Тто-тр – общий годовой объем работ СТОА, чел.-ч;
Lг – среднестатистический годовой пробег обслуживаемых автомобилей, км; Среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей, принимаемый для расчета СТО в Российской Федерации, в настоящее время составляет около 15-18 тыс. км.
tто-тр – нормативная удельная трудоемкость обслуживания и ремонта для данной модели (марки) автомобиля, чел.-ч/1000 км пробега; Значения удельной нормативной трудоемкости обслуживания на 1000 км пробега tто-тр по категориям приведен в (табл. 4 приложение 4).
к1 – коэффициент корректирующий удельные трудоемкости ТО и ТР в зависимости от размера станции (табл. 5 приложение 4).
к2 – коэффициент корректирующий удельные трудоемкости ТО и ТР в зависимости от климатических условий эксплуатации (табл. 6 приложение 4).

Таблица 2 - Распределение объема работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту (пример заполнения)
Виды работ Объем данного вида работ Тiв % от общего объема работ Тто-тр, чел.-ч Выполнение объема работ, чел.-ч
на постах, чел.-ч, % от данного вида работ на участках, чел.-ч
Диагностические 7 %Тто-тр100 %Тi–
Техническое обслуживание 18 %Тто-тр100 %Тi–
Смазочные 6 %Тто-тр100 %Тi–
Регулировка тормозов 8 %Тто-тр100 %Тi–
Регулировка углов колес 8 %Тто-тр100%Тi–
РПСП и электрооборудования 6 %Тто-тр75 % Тi 25 % ТiШиномонтажные 2 %Тто-тр70 % Тi30 % ТiРемонт агрегатов 8 %Тто-тр60 % Тi40 % ТiКузовные 16 %Тто-тр60 % Тi40 % ТiОкрасочные 11 %Тто-тр100%Тi–
Арматурные 2 %Тто-тр85 % Тi15 % ТiСлесарно-механические 8 %Тто-тр– 100 % ТiИтого: Тто-трТпТу
Проверка правильности расчетов и заполнения табл. 3 заключается в следующем: сумма точных значений Тп и Ту в таблице должна быть равна точному значению Тто-тр.
Расчет производственных подразделений СТОА
Участок уборочно-моечных работ
Количество моечных постов зависит от годового объема уборочно-моеч-
ных работ Тум; годового фонда рабочего времени поста Фп и средней числен-
ности работающих на одном посту Рср
, ед.
где
– коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на участок уборочно-моечных работ
Общий годовой объем уборочно-моечных работ составляет:
Тум = ТумТО-ТР+ Тумс , чел.-час.
где
ТумТО-ТР – годовой объем уборочно-моечных работ, выполняемых непосредственно перед ТО и ТР.
Тумс – годовой объем уборочно-моечных работ как самостоятельный вид услуг, чел.-ч.
Годовой объем уборочно-моечных работ, выполняемых непосредственно перед ТО и ТР определяется по формуле:
ТумТО-ТР= NГ۰tЕО , чел.-час.
где
NГ – число обслуживаемых автомобилей на СТОА в год ;
tЕО – нормативная трудоемкость уборочно – моечных работ на один заезд чел.-час./1 заезд (табл. 4 приложение 4).
Годовой объем уборочно-моечных работ как самостоятельный вид услуг, определяется по формуле:
Тумс = Nумс∙ tЕО , чел.-час.
где
Nумс - количество заездов на уборочно-моечные работы как самостоятельный вид услуг, ед.
Число заездов как самостоятельный вид услуг принимается из расчета одного заезда на LЗ = 800-1000 км пробега,
, ед.
Расчет количества постов по техническому обслуживанию и текущему ремонту
Основным содержанием постовых работ по техническому обслуживанию является контроль состояния узлов и агрегатов автомобиля, контроль и подтяжка креплений, регулировка и замена некоторых деталей.
Основным содержанием постовых работ ТР является замена неисправных деталей, узлов и агрегатов и связанные с этим регулировочные, контрольные и смазочные работы.
Ввиду того, что в современных СТОА используются универсальные посты, то количество рабочих постов ТО и ТР рассчитывается по формуле:

где
– годовой объем постовых работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, трудоемкость технического обслуживания определится по
формуле:
= + , чел.-ч.
Трудоемкость текущего ремонта на постах определится по формуле:
= +++, чел.-ч.
Данные по объемам работ , , , принимаем из табл.2; чел.-ч.;
φ- коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону обслуживания или ремонта
ФП – годовой фонд рабочего времени поста, час.
РСР – средняя численность работающих на одном посту.
Окрасочный участок
На окрасочном участке может выполняться полная окраска автомобиля, подкраска местных повреждений, окраска отдельных деталей кузова и нанесение антикоррозийной и противошумной мастики на днище кузова.
Как показывает практика в автосервисе целесообразно устанавливать одну окрасочно-сушильную камеру, ввиду того, что затраты на ее содержание и эксплуатацию велики. Исходя из этого, для окрасочного участка необходимо определить количество постов подготовки к окраске.
Расчет постов подготовки к окраске:

где
ТПОД – годовой объем подготовительных работ при покраске, которые составляют 60 % от общего объема окрасочных работ, ТОКР из табл. 2
Участок кузовных работ
На кузовном участке выполняются работы, связанные с восстановлением кузовов, их первоначальной формы и прочности, а также с поддержанием кузова и его механизмов в технически исправном состоянии. При этом производятся сварочно-жестяницкие, подготовительные и арматурно-кузовные работы, в которые входят операции по разборке, правке и сварке поврежденных панелей, деталей кузова и механизмов с последующей сборкой.
Число постов кузовных работ определим по формуле:

где
Ткуз – годовой суммарный объем постовых кузовных и арматурных работ, чел.-ч. (табл. 2).
Расчет численности ремонтно-обслуживающего персонала
Число производственных рабочих мест и рабочего персонала рассчитывается по формулам:
где:
- число явочных, технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест, чел.;
- штатное число, производственных рабочих, чел.;
- годовая трудоёмкость проектируемого подразделения, чел·час. (табл. 2).
- годовой фонд рабочего времени (номинальный), ч. по календарю, для 40 часовой рабочей недели - 1980 час, при 36 часовой рабочей неделе – 1770 час.
- коэффициент штатности, учитывающий отпуска рабочих и невыход на работу по уважительным причинам, 0,89;
Подбор технологического оборудования и оснастки
Подбор оборудования осуществляем по техническим характеристикам стандартного гаражного оборудования, исходя из перечня выполняемых работ на участке, учитывая количество рабочих постов и типа обслуживаемых автомобилей.
Для выполнения указанных работ в проектируемом участке необходимо подобрать недостающее технологическое оборудование, организационную и технологическую оснастки с учетом рекомендаций «Типовых проектов рабочих мест в АТП и СТОА» и «Табеля технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО и БЦТО».
На подобранное оборудование и оснастки заполняются соответствующие ведомости, с которых оборудование и организационная оснастка записаны полностью, а технологическая оснастка и инструмент записаны только основные.
Ведомость технологического оборудования
проектируемого подразделения
Технологическое оборудование
№ п/п Наименование оборудования Кол-во Габаритные размеры, ммПлощадь,
м2Энергоемкость, кВт Стоимость Марка или модель
Цена р/штОбщая 1 Подъемник двухстоечный электромеханический 6 1500х3266 29,4 21,6 150000 900000 Major 4030W
2 Станок сверлильный 1 800х600 0,48 2,4 64000 64000 П-140
…. n Fоб = м2 N = кВт С т.об = (руб) Подбор организационной оснастки осуществляем исходя из перечня работ выполняемых в производственном участке, учитывая количество рабочих мест и количество одновременно работающих в наиболее загруженную смену.
Ведомость организационной оснастки
проектируемого подразделения
Организационная оснастка
№ п/п Наименование оборудования Кол-во Габаритные размеры, ммПлощадь, м2Энергоемкость, кВт Стоимость, Марка или модель
Цена р/штОбщая 1 Верстак двухтумбовый1 1820х855 1,6 - 6000 6000 Ferrum 01.2-33-W3000/G
… Стеллаж двухсекционный 2 1200х400 0,48 - 700 1400 ОРГ-234
n Fосн = м2 - Соо = руб. Ведомость технологической оснастки
проектируемого подразделения
№ п/п Наименование оборудования Марка или модель Кол-во Стоимость,
Цена, р/штОбщая
1 Пневмогайковерт USAG 300 6 4000 2400
2 Набор накидных ключей Зубр 6 470 2820
… n Итого: С то = руб.
Расчет производственной площади проектируемого подразделения
Расчет площади для зон ТО и ремонта
Производственные площади с рабочими постами определяют с учетом числа постов, площади, занимаемой автомобилем, и плотности расстановки постов.
Fз = fаХпКп, м2где
fа – площадь поста с оборудованием в плане, м2;
Хп – число рабочих постов в зоне (т.е. постов, на которые устанавливается автотранспортное средство), ед.;
Кп – коэффициент, учитывающий отношение площади помещения к площади, занимаемой автомобилями в плане, данная величина находится в интервале 4,5…5 и зависит от расположения постов в помещении и их оборудования. Меньшее значение принимается при расположении постов под углом 900 к оси проезда.
Расчет площади производственных участков
Производственную площадь помещения необходимо определять исходя из суммарной площади занимаемой технологическим оборудованием в плане и расстоянием необходимым для прохода рабочих и доступа к оборудованию при обслуживании.
Производственная площадь рассчитывается по формуле:
Где: - суммарная площадь горизонтальной проекции технологического оборудования и организационной оснастки, м² (принимается из ведомостей);
- коэффициент плотности расстановки оборудования (принимается в соответствии с рекомендациями), (табл. 7 приложение 4).
После определения требуемой площади ее необходимо привести в соответствии со строительными нормами.
Наиболее распространенной сеткой колонн для сборных железобетонных конструкций одноэтажных производственных зданий СТОА является: 186, 1812, 246 и 2412 м. Пролеты строительных конструкций располагаются вдоль здания. Такую сетку колонн применяют для зон технического обслуживания и текущего ремонта.
Для одноэтажных производственных зданий, не связанных с внутренним маневрированием подвижного состава, используют сетку колонн железобетонных конструкций: 66, 96, 126 и 1212 м. Такую сетку колонн применяется для проектирования участков и отделений текущего ремонта.
Принятая по планировке площадь помещений участков и зон не должна иметь отклонения от расчетной площади более чем на 10 % при общей площади более 100 м2, и более чем на 20% при площади до 100 м2.
Разработка планировочного решения проектируемого подразделения
Под планировкой понимается компоновка и относительное расположение постов обслуживания, организационной оснастки и технологического оборудования, предназначенных для ТО, ТР автомобилей.
Основными нормативными документами при выполнении планировочных решений являются ВСН 01-89 [9] и ОНТП 01-91 [11]. При этом рекомендуется максимальное использование типовых проектов, которые значительно упрощают и ускоряют решение различных задач, возникающих при планировке отделений СТОА.
На планировке указывают посты обслуживания, технологическое оборудование и оргоснастку (конвейеры, канавы, подъемники, стенды, верстаки и др.), а также проставляют основные технологические размеры (габаритные размеры зоны или участка, оборудования и оргоснастки, расстояния между ними, их привязку к строительным элементам здания). Конфигурация зоны или участка должна полностью соответствовать планировочному решению производственного корпуса. Рабочие места, потребители электроэнергии, воды, сжатого воздуха и т.д. наносят на план в соответствии с принятыми условными обозначениями.
Оборудование и оргоснастка на чертеже должны быть обозначены позициями, а их перечень представлен в спецификации по форме (см. приложение 5).
Планировка проектируемого подразделения выполняется на листе формата А-1, с использованием программного обеспечения КОМПАС – 3DV любой версии, пример оформления планировочных решений (см. приложение 6).
Обоснование выбора метода организации производства в проектируемом подразделении
Метод организации производства выбирается в зависимости от вида ТО, числа постов, уровня их специализации; количества и типа подвижного состава; периода времени, отводимого на обслуживание и ремонт; режима работы автомобилей на линии.
В данном разделе, необходимо указать, какие посты используются в зоне при техническом обслуживании или ремонте автомобилей, их количество и специализация. Указать виды работ, проводимые на конкретном посту и количество рабочих занятых на постах.
Указать способ расположения постов в зоне, и организацию движения автомобилей по постам.
При выборе метода организации производства на производственных участках необходимо указать рабочие места и указать виды работ выполняемые на них. Определить необходимые разряды рабочих по профессиям, в зависимости от количества рабочих определить количество бригад и бригадиров. В одной бригаде может находиться от 5 до 25 рабочих.
Необходимо определиться с методом организации труда ремонтных рабочих – метод комплексных бригад, метод специализированных бригад и агрегатно-участковая организация труда.
Работы по ТО-1 и ТО-2, уборочно-моечные работы проводятся на специализированных или универсальных постах. Выбор типа поста зависит от годового объема обслуживания, состава и квалификации производственных рабочих, выбранного метода организации производственных бригад.
Универсальный пост – это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания и ремонта. Как правило, универсальные посты технического обслуживания и ремонта организуются на сравнительно небольших эксплуатационных или ремонтных предприятиях.
На производственно-технической базе, обслуживающей большой парк подвижного состава, появляется необходимость выполнения работ на специализированных постах.
Специализированный пост – это пост, на котором реализуется типовой технологический процесс определенного вида. Примерами специализированных постов являются пост смазки, пост ТО-2, пост текущего ремонта по замене агрегатов, пост диагностики и т.д.
Текущий ремонт автомобилей производят в зоне текущего ремонта и на производственных участках. Для текущего ремонта в зоне текущего ремонта используют универсальные и специализированные посты, которые в зависимости от выполняемых работ оснащают осмотровыми канавами или подъемниками, а также другим подъемно-транспортным оборудованием, приспособлениями и инструментом.
На производственных участках текущий ремонт производится индивидуальным и агрегатным способами. При индивидуальном методе агрегаты, снятые с автомобиля, не обезличиваются, их ремонтируют и устанавливают на тот же автомобиль. Время простоя автомобиля при индивидуальном ремонте возрастает, поэтому на СТО текущий ремонт осуществляется преимущественно агрегатным методом, при котором агрегаты, требующие текущего и капитального ремонта, заменяют отремонтированными из оборотного фонда или новыми.
Метод организации производственных бригад определяется методом организации технологического процесса. Наибольшее распространение к настоящему времени получили три метода организации производства ТО и ремонта подвижного состава: специализированных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый метод технического ремонта.
Схема и описание технологического процесса в
проектируемом подразделенииПри организации технологического процесса в проектируемом подразделении, студент должен детально изучить виды работ, выполняемые на рабочих местах или постах, иметь представление о технологическом оборудовании, применяемом при ремонте и обслуживании автомобильного транспорта.
Студенту необходимо составить схему технологической последовательности в проектируемом подразделении, предусмотреть различные варианты использования технологического оборудования и оснастки. После составления схемы, необходимо прокомментировать основные стадии технологического процесса, проследить взаимосвязь между ее структурными элементами.
Пример схемы технологического процесса окрасочного участка СТОА.
209169081280Окрасочный участок
00Окрасочный участок

29775156994525Контроль
00Контроль
36252146680200003082290415607400477202463690500027298656680199002729864616585000306387549371240024155403822700Сушка
00Сушка
42348156022975Окраска
00Окраска
482536455562500042348155213350Шлифование
00Шлифование
480631447371000042443404394200Шпатлевание
00Шпатлевание
480631439370000042443403594100Грунтование
00Грунтование
479932932766000024917402803525Обезжиривание
00Обезжиривание
46374042495550003027679249555000-1847852803525Удаление грязи и влаги
00Удаление грязи и влаги
50355424955500037299901765300Подготовка к окраске
00Подготовка к окраске
24917401765300Удаление старого слоя
00Удаление старого слоя
13296901765300Удаление старого слоя
00Удаление старого слоя
39490641174750002968624146558000-1860551765935Изолирование поверхности кузова
00Изолирование поверхности кузова
2863214984250074929146050000-180975711835Нанесение антикоррозионных покрытий
00Нанесение антикоррозионных покрытий
15627341463675002610484415925001918970737235Окраска с удалением старого покрытия
00Окраска с удалением старого покрытия
3957319413385003529965749300Покраска
00Покраска
4739639415925004539615752475Покраска отдельных деталей
00Покраска отдельных деталей
8248644159250082486541592400
Разработка технологической документации
Технологическая документация представляет собой набор операционных карт и карт эскизов на технологический процесс согласно, задания на курсовой проект. При заполнении операционных карт необходимо указывать ссылки на рисунки, представленные в картах эскизов. В графе «Технические условия и требования» указываются условия обеспечения выполнения действия (величина крутящего момента затяжки, усилие выпрессовки или запрессовки, температура сушки или нагрева и т.д.). В графе «Приспособления» – необходимо указывать только наименование или код применяемого приспособления (съемники, оправки, кондуктор, стремянка и т.д.). Вся технологическая документация формирует лист графической части формата А-1. Пример заполнения технологических карт представлен в (Приложение 7).
Характеристика объекта обслуживания или ремонта

Кратко, но в достаточном объеме, необходимо дать описание конструкции агрегата, узла или детали его составных частей, материалов из которых они изготовлены, относящихся к ним систем автомобиля, а также другие данные, которые в процессе эксплуатации оказывают определенное влияние на работоспособность узлов и деталей. Анализ этих данных позволит иметь определенное представление о работе (нагрузочный и скоростной режим, условия трения, возможные нарушения взаимного положения деталей и т. д.) агрегата, узла, детали и сформулировать теоретические предпосылки возникновения возможных неисправностей.
Описать устройство с необходимыми схемами и рисунками узла, агрегата или системы автомобиля.
Описать работу и взаимодействие всех элементов конструкции между собой.
Для пояснения излагаемого текста рекомендуется воспользоваться фотографиями, рисунками, схемами, графиками, взятыми из учебной и технической литературы и выполненными на компьютере.
Основные неисправности агрегата, узла, механизма
Основные неисправности агрегатов, механизмов или систем разрабатываемых в курсовом проекте указываются по результатам изучения данного вопроса по литературным источникам, информации из «интернета» и по результатам производственной практики. Необходимо указать, как неисправности влияют на работу агрегата, механизма или системы автомобиля в целом. Разработать основные способы устранения указанных неисправностей и занести в таблицу:
Таблица 3 – Основные неисправности узла, агрегата, системы. (Пример заполнения таблицы)
Неисправность Причины неисправностей Способы устранения
Рулевое колесо поворачивается с большим усилием 1. Слабо натянут или изношен приводной ремень насоса ГУР.
2. Низкий уровень жидкости в заправочном бачке.
3. Малое число оборотов холостого хода двигателя. 4. Грязный фильтр заправочного бачка
5. Низкое рабочее давление насоса гидроусилителя.
6. Имеется воздух в гидроусилителе. 1. Отрегулировать натяжение ремня.
2. Долить жидкость.
3. Отрегулировать обороты холостого хода.
4. Заменить фильтр.
5. Отремонтировать или заменить насос.
6. Проверить герметичность уплотнений и удалить воздух
Разработка мероприятий по охране труда, противопожарной защите и мероприятия по охране окружающей среды
Охрана труда. Вопросы по охране труда увязываются с планировкой оборудования для проектируемого подразделения на участке (отделении, зоне) и организацией рабочего места:
- необходимо выявить опасные технологические факторы на рабочих местах в проектируемом подразделении.
- разработать мероприятия по безопасной работе с технологическим оборудованием на рабочих местах или постах обслуживания.
- указать порядок прохождения работниками инструктажей по технике безопасности, и ответственность за нарушение инструкций по ОТ и ТБ.- предусмотреть эргономические приемы позволяющие повысить безопасность производства.
- оснастить рабочие места плакатами и стендами с иллюстрацией безопасных приемов ведения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Противопожарная защита. При разработке мероприятий на участке, зоне, отделении необходимо определить категорию пожароопасности помещения, выявить возможные очаги возгорания и определить факторы, которые могут усугубить ситуацию в случае возникновения пожара. Необходимо определиться с количеством противопожарного инвентаря, его типом и наименованием, указать его местонахождение в проектируемом подразделении. При определении типа и количества огнетушителей необходимо учитывать общую площадь помещения
(1 огнетушитель объемом 5 л. на 50 м2). Указать порядок действия работников при возникновении очагов пожара и ответственность за нарушение противопожарной безопасности. Необходимо предусмотреть, что бы на всех проектируемых подразделениях были смонтированы автоматизированные системы пожарооповещения и пожаротушения.
Мероприятия по охране окружающей среды основаны на анализе технологических процессов, проводимых в проектируемом подразделении, которые прямым или косвенным образом влияют на загрязнение окружающей среды. Необходимо определить вредные вещества, которые выделяются в процессе производства (пыль, токсичные газы, пары кислот и т.д.). На основании имеющихся загрязнений разработать организационные и технические мероприятия, обеспечивающие предотвращение попадания вредных веществ в окружающую среду. Обязательным условием обеспечения экологической безопасности окружающей среды, является организация замкнутой системы водоснабжения автопредприятия, которая предотвращает слив воды в общую систему канализации и водостоков без предварительной их очистки.
Конструкторская часть
Вариант АНазначение, устройство и работа внедряемого приспособления или устройства
При разработке конструкторской части, студенту необходимо сконструировать приспособление или несложное технологическое оборудование, которое применяется в технологическом процессе обслуживания или ремонта агрегата, узла или механизма в соответствии с темой на курсовое проектирование.
Данная разработка должна быть оправдана и экономически целесообразна при проведении работ по ТО и ремонту.
В данной части курсового проекта необходимо указать назначение приспособления, т.е. указать для каких видов работ предназначена конструкция и является ли она универсальной.
Привести кинематическую, электрическую или другую схему приспособления. Указать названия всех деталей и элементов конструкции, описать их форму и назначение.
В заключение этой части необходимо описать работу приспособления, т.е. указать возможные приемы использования конструкции при проведении работ по ТО или ремонту. Необходимо пояснить, как перемещаются детали приспособления относительно друг друга, как они взаимодействуют друг с другом и осуществляют рабочую функцию.
Достоинства и недостатки внедряемого приспособления или устройства
При рассмотрении вопросов рациональности внедрения разработанного приспособления или устройства, необходимо учитывать целевую направленность применения в технологическом процессе обслуживания или ремонта автомобилей, экономическую обоснованность (минимальные затраты на изготовление и эксплуатацию) и возможность изготовления приспособления собственными силами предприятия.
Необходимо провести сравнительный анализ с существующими прототипами аналогичных приспособлений, выявить достоинства и недостатки устройства. Указать, что при внедрении данного приспособления повышается производительность труда, сокращается время ручного труда и общее время на операцию.
Одним из важных достоинств внедрения данного приспособления должно быть неизбежное повышение безопасности производственного процесса.
Разработка сборочного чертежа внедряемого приспособления или устройства
Сборочный чертеж разрабатываемого приспособления, выполняется на формате А-1, с соблюдениями правил ЕСКД и с использованием программного обеспечения КОМПАС – 3DV любой версии. Сборочный чертеж приспособления должен иметь все необходимые виды и разрезы, дающие возможность понять устройство конструкции, и принцип ее действия.
На рабочем чертеже необходимо указать габаритные размеры приспособления, выполнить привязку отверстий, обозначить диаметры резьбы и отверстий, если последние имеются.
В технической характеристике приспособления необходимо указать, является ли приспособление универсальным, указать величину рабочего хода, неуказанные посадки отверстий и валов, применяемую смазку.
Допускается выполнение сборочного чертежа на формате А-2 при условии, что на втором формате А-2 будут выполнены рабочие чертежи нескольких деталей приспособления, пример (Приложение 8).
На сборочный чертеж выполняется спецификация, которая оформляется согласно ГОСТ 2.106-96. (Приложение 9).
Вариант БСравнительный анализ существующего
технологического оборудования
Сравнительный анализ существующего технологического оборудования выполняется с целью, оптимального подбора оборудования для разрабатываемого технологического процесса технического обслуживания или ремонта. Выбранное оборудование должно в полной мере соответствовать требуемым параметрам.
Студенту необходимо с использованием интернет источников или другой учебной литературы, подобрать не меньше четырех видов технологического оборудования, предназначенных для выполнения одной и той же технологической операции. Каждая модель оборудования изучается, а студент приводит в пояснительной записке ее краткую техническую характеристику и фотографию с изображением данной модели. Все сравниваемые модели технологического оборудования необходимо сравнивать по одним и тем же характеристикам.
В результате сравнительного анализа, студент делает обоснованный вывод о целесообразности применения в технологическом процессе одной из моделей оборудования. При выборе студент должен учитывать следующие показатели, по которым производит сравнение: производительность, стоимость, энергоемкость, точность показаний, минимальные затраты на обслуживание установки и т.д.
Инструкция по эксплуатации внедряемого технологического
оборудования
После обоснования выбора одного из вариантов технологического оборудования, для выполнения технологического процесса, необходимо составить инструкцию по эксплуатации. В инструкции необходимо указать способы применения технологического оборудования, указать требования касающиеся техники безопасности при работе с оборудованием, действия рабочих в случае неисправности оборудования или внештатных ситуаций.
Выполнение плаката со сравнительными характеристиками
технологического оборудования.
Плакат со сравнительными характеристиками выбранного, технологического оборудования должен быть выполнен на формате А-1. Основными требованиями к оформлению сравнительного плаката является то, что представленные на плакате характеристики различного оборудования, должны иметь одну форму и однотипные показатели, для наглядного сравнения.
Лист плаката может располагаться как горизонтально, так и вертикально. Изображения на листе должны быть четкими и понятными, желательно, что бы размер рисунков был не ниже 400 кбайт. Пример оформления плаката (Приложение 10).
Список литературы
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта . – Утверждено Минтрансом РСФСР. – М.: Транспорт.
2. Туревский, И. С. Техническое обслуживание автомобилей [Текст] / И. С. Туревский: учебник для учащихся СПО. – Ч. 1; 2. – М.: Форум – Инфра-М, 2010.
4. Напольский, Г. М. Основные положения и нормативы технического проектирования автотранспортных предприятий [Текст] / Г. М. Напольский, А. В. Пугин. – М.: МАДИ
5. РД-200-РСФСР-15-0174-82. Автотранспортные средства и агрегаты. Порядок разработки, построения, согласования, утверждения и внедрения инструкций по техническому обслуживанию (ТО) и руководство по текущему ремонту (ТР). – Москва,
6. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей. – М.: Мастерство. Высшая школа, 2009. – 496 с.. 7.Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта И.Ц. Академия 2007г.
8. Справочник по охране труда на автомобильном транспорте –
Министерство транспорта РФ М: Б. 1999. – 218 с. СОУНБ; КХ;
9.Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта, ОНТП-01-91 (Росавтотранс). – М.:
Гипроавтотранс..-288 с .
10.Санитарные правила. Мос.СП 2.2.018-98 2.2.. Гигиена труда. «Гигиенические требования к условиям труда при организации и проведении работ по обслуживанию автомобилей». – М.: Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве. 2011. – 126 с.
11.Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов. – М.: Министерство транспорта РФ, - 1999. – 172 с.
12.Табель гаражного и технологического оборудования для автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей. – М.:Министерство транспорта РФ, - -1999. – 142 с.
13.ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования к безопасности к техническому состоянию и методы проверки. Госстандарт России. – М.:2001. – 44 с.
14. М.В. Светлов Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Учебно-методическое пособие. М КНОРУС,2012.
Приложение 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБПОУ города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»
(ГБПОУ КАТ № 9)


Специальность: 190631
Отделение: дневное
Группа: 4Р-
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПО МДК.01.02.
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
На тему:__________________________________
__________________________________________
Студент _____________
(Ф.И.О.)
Руководитель курсового проекта ______________
(Ф.И.О.)

Москва 20 …
Приложение 2
38290525673055
005
125984017329152.1 Расчёт цикловых показателей
002.1 Расчёт цикловых показателей
7423152678430ность его эксплуатации от начала до первого капитального ремонта
00ность его эксплуатации от начала до первого капитального ремонта
661670210756515:17
0015:17
38290521640800011518902472690Циклом работы автомобиля называется продолжитель-
00Циклом работы автомобиля называется продолжитель-
2174240216408015
0015
2174240141224010\5
0010\5
216852563182510
0010
2093595216408010
0010
382905631825002093595216408010
0010
-3943353905255
20
5
5
005
20
5
5
1779270648271510
0010
1779270582231510
0010
2254885809561510
0010
1151890848550565
0065
475043587934808
008
475043585102707
007
53060608485505Лист
00Лист
5347970801751010
0010
5213985825880900225488580956140017792706871335001779270618553500177927057423040017792706427469002093594642747000209359457423050017792706172200Fy=foб*К=5,29*3,5=18,5
00Fy=foб*К=5,29*3,5=18,5
263143980956150049574448754745004957444848550500495744587547440052133508189595003829058834754002806064847217000382905847217000249681912401550038290563182500249681920173950024968196318250013315957195185Fоб-площадь занимаемая оборудованием и инвентарём и автомобилем , QUOTE ;
00Fоб-площадь занимаемая оборудованием и инвентарём и автомобилем , QUOTE ;
13315956791325Fy-площадь участка, QUOTE ;00Fy-площадь участка, QUOTE ;
6457955486400вают по формуле:
00вают по формуле:
12598405231130Площадь участка углублённой диагностики рассчиты-
00Площадь участка углублённой диагностики рассчиты-
14160509556752 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
002 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
38290563182500-39433539052500Пример оформления текстового документа
Приложение 3
Образцы заполнения основных надписей.
Для сборочных чертежей и плакатов.
КП 190631 СБ-2 20….г.
ИЗМ ЛИСТ Технологическая документация
Масса Масштаб
РАЗРАБ у ПРОВЕР Т. КОНТР Лист 2 Лист 4
КАТ №9
Гр. 4Р
Н. КОНТР УТВПриложение 4
Таблица 1 – коэффициент использования рабочего времени поста
Рабочие посты Число смен работы постов в сутки
Одна Две Три
Ежедневное техническое обслуживание:
уборочные, моечные 0,98 0,97 0,96
Техническое обслуживание (ТО-1 и Т0-2): 0,90 0,80 0,87
посты на поточных линиях 0,93 0,91 0,91
индивидуальные 0,98 0,97 0,96
Диагностические работы (Д-1 и Д-2) 0,90 0,88 0,87
Текущий ремонт: регулировочные, разборочно-сборочные,
сварочные, жестяницкие, шиномонтажные посты 0,98 0,97 0,96
посты разборочно-сборочные, оснащенные
специальным оборудованием 0,93 0,92 0,91
окрасочные посты 0,90 0,88 0,87
Таблица 2 – Средняя численность одновременно работающих на одном посту
Подвижной
состав Рабочий пост
ЕО: виды работ Д-1
Д-2 ТО-1 ТО-2 ТР: виды работ
сва-
Г
ок-
уборочные моечные заправочные контрольно-диагностические регулировочные
разборочно-сборочные сварочные
и жестяницкие окрасочные деревообрабатывающие
Легковые автомобили 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1,5 –
Автобусы: особо малого класса 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1,5 –
малого класса 2 1 1 1,6 2 2 2 1 1,5 2 –
среднего класса 2 1 1 1,6 2 2 2,5 1,5 1,5 2 –
большого класса 2 1 1 2 2 2,5 3 1,5 2 2,5 –
особо большого класса 3 1 1 2 2 3 3 1,5 2 2,5 –
Грузовые автомобили: особо малой грузоподъемности 1 1 1 1 1 2 2 1 I 1,5 1
малой и средней грузоподъемности 2 1 1 1,5 2 2 2 1 1,5 2 1
большой грузоподъемности 2 1 1 1,5 2 2,5 2,5 1,5 1,5 2 1
особо большой грузоподъемности 2 1 1 2 2 3 3 1,6 1,5 2 1,5
Прицепы и полуприцепы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Таблица 3 – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТО или ремонта
Количество рабочих постов на СТОА
Число смен работы постов ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2: сварочные, жестяницкие виды работ
Свыше 5 до 10
I 1,1
2 1,15
Свыше 10 до 15
I 1,03
2 1,07
Свыше 15 до 25
I 1,05
2 1,0
Свыше 25 до 30 I 1,05
2 1,07
Таблица 4 – значения удельной нормативной трудоемкости ТО и ТР по категориям автомобилей
Тип подвижного состава Нормативы трудоемкости, чел. ч.
Удельная ТО и ТР на 1000 км пробега Разовая на 1 заезд
ТО и ТРмойка и уборка приемка и выдача предпродажная подготовка противокоррозийное покрытие автомобилей
1 2 3 4 5 6 7
Городские СТОА            
Автомобили легковые:            
Особо малого класса 2,0 - 0,15 0,15 3,5 3,0
Малого класса 2,3 - 0,2 0,2 3,5 3,0
Среднего класса 2,7 - 0,25 0,25 3,5 3,0
Дорожные СТОА            
Автомобили легковые всех классов - 2,0 0,2 0,2 - -
Автомобили грузовые и автобусы - 2,8 0,25 0,3 - -
Таблица 5 - Числовые значения коэффициентов К1 корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТОА
до 5 1,05
св. 5 до 10 1,0
св. 10 до 15 0,95
св. 15 до 25 0,9
св. 25 до 35 0,85
св. 35 0,8
Таблица 6 – значения коэффициентов К2 корректирования нормативов в зависимости от климатических условии эксплуатации подвижного состава
Климатический район Коэффициент корректирования, К2периодичность ТО трудоемкости ТРресурса
1 2 3 4
Умеренный 1,0 1,0 1,0
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный 1,0 0,9 1,1
Жаркий сухой, очень жаркий сухой 0,9 1,1 0,9
Умеренно холодный 0,9 1,1 0,9
Холодный 0,9 1,2 0,8
Очень холодный 0,8 1,3 0,7
Таблица 7 - Коэффициент плотности расстановки оборудования в производственных участках СТОА
Наименование участков Значение К
Слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, ремонта приборов системы питания, вулканизационный, медницкий, арматурный, кислотная, компрессорная3,5…4
Агрегатный, шиномонтажный, участок ОГМ 4…4,5
Сварочный, жестяницкий, деревообрабатывающий, кузовной, малярный, кузнечно-рессорный 4,5…5
Приложение 5
Образец оформления спецификации оборудования и организационной оснастки

centercenterПриложение 6
Образец планировки зоны ТО и ТР СТОА
Образец планировки окрасочного участка СТОА
centercenter
centercenterПриложение 7
-15465671585204
Приложение 8
centercenterСборочный чертеж приспособления для выпрессовки подшипников КП
Приложение 9
Образец оформления спецификации к сборочному чертежу

Приложение 10
Плакат со сравнительными характеристиками технологического оборудования