«Использование игровых форм на занятиях по начальному техническому моделированию»

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»








Тема «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ»











Составитель Дерябина Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования











г. Ликино-Дулёво, 2015

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию, расширению кругозора. Естественно, большая роль в процессе воспитания принадлежит родителям. К сожалению, не все семьи, в силу разных причин, уделяют достаточное внимание своим детям. В такой ситуации цель дополнительного образования – заполнить эту пустоту.
Психологические и педагогические исследования, а так же практика доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный и младший школьный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Специалисты указывают, что игра – это единственная деятельность для детей, имеющая место во все времена и у всех народов. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.
Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств.
Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше, чем когда им предлагают просто запомнить.
Цель игры – активизировать внимание, мышление, память. Игра – это своего рода действие. Какое-либо действие всегда преследует определенные цели. Цели, различные по своему содержанию, влекут за собой и различные виды действий.
Игра бывает техническая, строительная, конструкторская. Такие игры отражают профессиональную деятельность взрослых и дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
Научно-познавательная игра или игра-путешествие совершается школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. В процессе игры происходит сосуществование игровой, познавательной и трудовой деятельности детей.
Задачи для каждого занятия:
Образовательные:
- научить детей анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы;
- закрепить навыки детей по работе с бумагой;
- научить правильно обращаться с чертежными инструментами.
Развивающие:
- развитие образного логического мышления;
- развитие пространственных представлений;
- развитие конструкторских и творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание усидчивости, точности, бережного отношения к материалам и инструментам;
- умение работать в коллективе;
- воспитание трудолюбия, старательности.
Например - «Путешествие к Робинзону». Целью данного занятия является создание игровой ситуации для развития познавательных интересов детей, стремления к преодолению трудностей на примере Робинзона Крузо.
Рассказать историю развития водного транспорта «От плота - до катера на подводных крыльях».
Практическая работа на этом занятии – изготовление плота.









С готовыми работами мы проводим соревнование «Кто быстрее приведет свой плот к причалу».
Чтобы вызвать интерес ребят к изготовлению простейших летательных аппаратов, необходимо создать для этого определенные условия. Рассказать начинающим моделистам историю развития авиации, а путь ее развития был трудным, а порой трагическим; показать рисунки, фотографии различных моделей летательных аппаратов, рассказать об их назначении (военные, гражданские: пассажирские, грузовые, специальные). В одной из бесед детям необходимо дать самые элементарные общие сведения о летательных аппаратах. К ним относят: самолет – это летательный аппарат тяжелее воздуха, приводится в движение двигателем; планер – безмоторный летательный аппарат, в полет выводится чаще всего самолетом; вертолет – аппарат, конструкция которого позволяет производить подъем и спуск (взлет и посадку) по вертикальной линии, а также зависать в воздухе.
Ребят необходимо познакомить с терминологией, применяемой в авиации:
фюзеляж – корпус летательного аппарата;
крыло – несущая поверхность самолета, планера;
хвостовое оперение включает в себя киль (вертикальное) и стабилизатор (горизонтальное);
шасси – часть, служащая для передвижения по аэродрому.
Работа по изготовлению летательных аппаратов с ребятами младших классов начинается постепенно – от простого к сложному. Самые простейшие летательные аппараты изготавливаются методом складывания.
Например - планер «Стрела».

С готовыми моделями проводятся соревнования на дальность полета и на точность приземления.
Следующий этап – простейшие кордовые модели самолетов. Авиамодельный спорт получил в нашей стране широкое распространение. Это технический вид спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении моделей планеров, самолетов, вертолетов и в управлении ими в полетах на скорость, дальность, продолжительность полета и на выполнение фигур высшего пилотажа.
Авиамоделизм делится на множество классов, но все их можно сгруппировать в три больших отряда:
- отряд свободнолетающих;
- отряд кордовых;
- отряд радиоуправляемых авиамоделей.
Большой популярностью пользуются кордовые модели самолетов, которые так называют потому, что они летают по кругу и управляются посредством стальных нитей – корд (от французского «корда» – веревка). С их помощью пилот может заставить модель летать горизонтально или выполнять различные фигуры в пределах полусферы над землей. Такие модели, как правило, оснащаются двигателями, но мы изготавливаем простейшую кордовую модель самолета, а кордой у нас служит толстая нить.




Особое внимание при изготовлении этих моделей необходимо обратить на то, чтобы все детали были выполнены из одного и того же материала, так как это влияет на летные качества самолета.
С этими самолетами мы проводим соревнование, которое называется «Взлет-Посадка». При проведении соревнований соблюдать технику безопасности.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
- организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает детям выработать речевые умения и навыки;
- игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание;
- игра – один из приемов преодоления пассивности детей.
В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности, поэтому у детей проявляется познавательный интерес, самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно и красиво.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Рисунок 6