Методические указания по практическим работам ОДБ ОБЖ

Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Аургазинский многопрофильный колледж с.Красноусольский










Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов по учебной дисциплине
Основы безопасности жизнедеятельности










Составитель: Батыршин Венер Акрамович
преподаватель - организатор ОБЖ
1 квалификационная категория












Красноусольский
2017 г.
Содержание:

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc372658081" 14Введение. 13 PAGEREF _Toc372658081 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc372658082" 14Критерий оценки выполнения практической работы: 13 PAGEREF _Toc372658082 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc372658083" 14Тематика работ: 13 PAGEREF _Toc372658083 \h 1441515
15

Введение.

Данные рекомендации разработаны с целью создания методического обеспечения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Выполнение практических работ позволяет закрепить и систематизировать теоретические знания и приобрести практические навыки по отдельным темам дисциплины, способствует формированию навыков самостоятельной работы у студентов, а также формированию учебно-познавательной и социально-трудовой компетенций. Методические рекомендации содержат: памятку для студентов, требования к оформлению отчёта по практическим работам, перечень практических работ, список литературы и инструкционные карты к выполнению работ. Количество практических работ и их тематика составлена в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине. Каждая инструкционная карта содержит тему и цель работы, обеспечение занятия, содержание работы, литературу, контрольные вопросы или тесты для закрепления материала по соответствующей теме.
Критерий оценки выполнения практической работы:
Работа должна быть выполнена и сдана в установленные сроки. - Оценка по практическим работам ставятся после проверки преподавателем отчета и устной зашиты данной работы, т.е. комментариев студента о выполнении практической работы. В процессе проверки отчётов по практическим работам выставляется оценка.
«5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
«4». Практическая или самостоятельная работа выполняется студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
«3». Практическая работа выполняется с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе со статистическими материалами, приборами.
«2» выставляется в том случае, когда полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. В случае получения данной оценки студент обязан выполнить работу заново.
Тематика работ:

№ п/п
Темы практических работ
Количество часов

1
Факторы, способствующие укреплению здоровья.
1

2-3
Режим труда и отдыха
2

4
Двигательная активность и закаливание организма.
1

5
Занятия физической культурой Рациональное питание
1

6-7
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях
2

8-9
Проведение реанимационных мероприятий
2

10
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
1

11-12
Оказание первой помощи при кровотечениях и переломах
2

13
Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, отравлениях
1

14
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения
1

15
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
1

16
Средства индивидуальной защиты населения.
1

17-18
Выполнение норматива по одеванию противогаза в положение "боевое
2

19-20
Выполнение норматива по нахождению в противогазе в течении одного часа с выполнением легкой работы
2



Практическая работа № 1

«Факторы, способствующие укреплению здоровья.»

Цель работы.
Знать правила высокой работоспособности, принципы рационального питания и отдыха
Научиться планировать режим дня
Краткие теоретические сведения
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия. Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда и отдыха. Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки.

Задание
Составить режим учебного дня с учетом правил высокой работоспособности, принципы рационального питания и отдыха.
Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. «Основы военной службы», М.: «Академия», 2001
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.

Практическая работа № 2-3
«Режим труда и отдыха»
Цель работы.
Изучить понятия труда и отдыха.
Рассмотреть основные принципы и правила разработки режимов труда и отдыха
Краткие теоретические сведения
Режим труда и отдыха – это режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - физическим лицом. . Условно различают два основных вида труда: физический и умственный. При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отдел нервной системы на кору больших полушарий головного мозга. При физическом труде, кроме центральной нервной системы, большую работу выполняет нервно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистая, дыхательная и терморегулирующая системы. Изменения в организме при работе. Еще до начала работы в организме наблюдаются условно рефлекторные функциональные сдвиги, заключающиеся в повышении обмена веществ, в учащении пульса и дыхания. При этом условными раздражителями являются производственная обстановка и время. Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда.
Задание
Составить кроссворд по основным понятиям по теме «Режим труда и отдыха»
Ответить на контрольные вопросы
Что такое утомление, переутомление, усталость?
Что составляет основу работоспособности студента?
3. Заболеваемость в процессе обучения и ее профилактика.
4. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие.
5. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие?
6. Профилактика умственного перенапряжения.
7. Что влияет на повышение работоспособности студента в учебном процессе?
Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Практическая работа № 4
«Двигательная активность и закаливание организма.»

Цель работы.
Изучить принципы закаливания организма.
Знать критерии оценки физического развития
Научиться контролировать физическое состояние, частоту пульса, пользоваться тонометром.
Краткие теоретические сведения
Двигательная активность это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни. Показатели общей физической работоспособности человека с возрастом претерпевают закономерные изменения. В период физиологического созревания организма общие показатели физической работоспособности увеличиваются.
Задание
Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
Охарактеризуйте субъективные и объективные показатели самоконтроля?
Какую информацию о состоянии организма во время занятий физическими упражнениями студент может собрать при помощи самоконтроля?
Какие существуют виды диагностики?
На что направлен и что включает в себя врачебный контроль?
Каково содержание педагогического контроля?
С помощью каких основных показателей можно оценить уровень функционального состояния и тренированности?
Как оценить физическое состояние при помощи тестирования и контрольных нормативов?
Антропометрические признаки физического развития. Рост, вес, окружность грудной клетки, ручная динамометрия. Методика определения артериального давления.
Частота и ритмичность сердечных сокращений в покое и после нагрузки.
Измерить артериальное давление в состоянии покоя и после 10 приседаний. Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на организм обучающихся и необходимости закаливания организма.
Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
1. Смирнов А.Т.Мишин П.В.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.-7-е изд.-М.:Просвещение,2009 Практическая работа № 5
Тема: «Рациональное питание»
Цель работы
Научиться правильно составлять дневной рацион питания
Приобрести практический навык по составлению дневного рациона.
Краткие теоретические сведения
Важная составляющая здорового образа жизни - питание. Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называют рациональным (от лат. Слова «ратио» - расчет, мера и «ратионами» - разумный, целесообразный, обоснованный). Культура питания включает в себя не только отношение к пище, но и ее состав. В рацион современного человека входит большое число продуктов, относительно дешевых, но содержащих много углеводов. Это понижает сопротивляемость организма. Главное правило-соответствие количества и калорийности пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% из жиров, одна треть которых должна быть твердыми или животного происхождения. Оставшиеся 50-55% должны приходиться на углеводы, содержащаяся во фруктах, овощах, злаках, орехах.
Задание
Составить дневной рацион по калорийности продуктов табл.№1
Составить дневной рацион по содержанию витаминов в продуктах табл. №2
Составить дневной рацион по содержанию минеральных веществ в продуктах табл.№3.
Составить дневной рацион для восстановления в организме аминокислот, учитывая среднесуточную потребность
Какие продукты составляют основной рацион для восстановления необходимых веществ в организме? табл.№4
Пример: Таблица 1. Завтрак

белки
жиры
углеводы
Ккал

Крупа гречневая
12,5
2,5
67,4
351

Сок из черной смородины
0,8
---
8,0
45

Хлеб ржаной
6,3
1,3
46,1
227


19,6
3,8
181,5
623

Таблица 2.

A
каротин
B1
B2
C
PP

Яблоко







Слива







сумма







Таблица 3

K
Ca
Mg
P
Fe

Смородина






Хлеб ржаной






рис






сумма






Таблица 4
наименование
Вода %
Белки %
Жиры %
Углеводы %
клетчатка
Органические кислоты









Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Практическая работа № 6-7
Тема «Первая медицинская помощь при травмах и ранениях»

Цель работы
Ознакомить студентов с методами и средствами оказания первой медицинской помощи при ранениях
Приобрести практический навык по оказанию первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях.
Краткие теоретические сведения
Рана это открытое повреждение с нарушением целостности кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Основные признаки раны: зияние (расхождение краев раны вследствие сократительной способности кожи), боль (реакция нервных окончаний на повреждение организма) и кровотечение. Для скорейшего заживления раны, предупреждения попадания в нее микробов и травмирования поврежденных тканей необходимо соблюдать основные правила оказания первой помощи.
Лечение ссадин, уколов, мелких порезов заключается в смазывании поражённого места клеем БФ-б, обладающим дезинфицирующим свойством или загрязнённую кожу очищают кусочками марли, смоченной одеколоном, спиртом, бензином, 5% раствором йода,2% раствором бриллиантовой зелени. Рану, по возможности, промывают 3% раствором фурациллина 1 : 5000 и накладывают стерильную повязку.
Задание
Наложение первичной повязки на различные участки тела (голову, грудную клетку, конечности)
Временная остановка артериального кровотечения при помощи жгута или закрутки
Остановка наружного артериального кровотечения.
Сымитировать применение мер по профилактике ран.
Заполнить таблицу по применению асептических средств по обработке ран. Записать используемые растворы.
Раненная поверхность
Края раны





4Литература
4.1 Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.

Практическая работа № 8-9
«Проведение реанимационных мероприятий.»

Цель работы.
Изучить способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Научиться методике проведения, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Правильно определять точку надавливания на сердечную мышцу.
2 Краткие теоретические сведения
При нарушении или остановке у поражённого естественного дыхания ему делают искусственное дыхание. При его осуществлении следует соблюдать ряд правил:
- по возможности обеспечить приток к пострадавшему свежего воздуха, освободить его от стесняющей одежды;
- при наличии во рту поражённых рвотных масс, песка, земли и др. веществ, закупоривающих горло – очистить рот от них указательным пальцем, обёрнутым платком или куском марли;
- если язык запал – вытянуть его;
- соблюдать нормальный ритм дыхания (60 раз в минуту для взрослого, 100 раз в минуту для ребёнка).
Способ “изо рта в рот”, “изо рта в нос”. Поражённого кладут на спину и запрокидывают голову назад (под лопатки подкладывают что - нибудь твёрдое). Удерживая одной рукой голову поражённого в указанном положении, другой рукой ему оттягивают нижнюю челюсть к низу так, чтобы рот был полуоткрыт. Сделав глубокий вдох, оказывающий помощь прикладывает через платок или кусок марли свой рот ко рту поражённого и вдыхает в него воздух из своих лёгких 10 раз. Одновременно, пальцами рук, удерживающий голову, он сжимает поражённому нос.
Грудная клетка пострадавшего при этом расширяется – происходит вдох. Затем оказывающий помощь отнимает свои губы ото рта поражённого и надавливая руками в течение 2 - 3 секунд на его грудную клетку, выпускает воздух из лёгких – происходит выдох. Эти действия повторяют 16 - 18 раз в минуту. Наряду с остановкой дыхания у поражённого может прекратиться деятельность сердца. В этом случае, одновременно с искусственным дыханием, следует произвести непрямой массаж сердца.
Каждый обучаемый должен практически выполнить приёмы укладки пострадавшего, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.
Задание
Произвести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца на тренажере «Максим»
4 Литература
Смирнов А.Т.Мишин П.В.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.-7-е изд.-М.:Просвещение,2009
Практическая работа № 10
Тема: «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.»
Цель работы.
Знать признаки и симптомы инсульта..
Рассмотреть основные правила оказания первой помощи
Краткие теоретические сведения
Запомните 3 основных приёма распознавания симптомов инсульта, так называемые «УЗП».
У Попросите пострадавшего УЛЫБНУТЬСЯ.
З Попросите его ЗАГОВОРИТЬ. Попросить выговорить простое предложение. Связно. Например: «За окном светит солнце»
П Попросите его ПОДНЯТЬ обе руки.
При инсульте: улыбка кривая одна из сторон лица плохо слушается человека, уголок губ не вверх, а вниз опущен, говорит, запинаясь, как пьяный, а руки поднимаются не на один уровень, рука с пораженной части всегда ниже. Попросите пострадавшего высунуть язык. И если язык кривой или неправильной формы и западает на одну или другую сторону, то это тоже признак инсульта. Не пытайтесь решить проблему своими силами. Что делать дальше при инсульте? Доставить пострадавшего к врачу. При невозможности передвигаться самостоятельно вызвать «скорую». Помните о том, что пострадавшего нужно поддерживать психологически.

Задание
Ответить на контрольные вопросы
Опишите признаки инсульта
Какую первую помощь необходимо оказать?
Профилактические меры
Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Практическая работа № 11-12
Тема: «Оказание первой помощи при кровотечениях и переломах»
Цель работы.
Изучить способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей черепа, плечевого пояса, грудной клетки и верхних конечностей, нижних конечностей.
Научиться выполнять иммобилизацию при переломах костей.
Краткие теоретические сведения
Перелом – называется частичное или полное нарушение целостности кости в результате удара, сжатия, сдавливания, перегиба. При полном переломе отломки костей смещаются относительно друг друга, при неполном – на кости образуется трещина.
Переломы бывают закрытыми, если кожа над ними не повреждена, и открытыми – с нарушением кожных покровов. Наиболее опасными являются открытые переломы. Оказывая помощь при них сначала останавливают кровотечение, затем вводят противоболевое средство, на рану накладывают стерильную повязку. После этого, иммобилизируют костные отломки.
Задание
Сымитировать иммобилизацию перелома бедренной кости.
Заполнить таблицу «Виды травм, требующие иммобилизации».
Травма
признак
иммобилизация

перелом



вывих



Растяжения и разрывы



ушибы




Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Практическая работа № 13
«Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, отравлениях»
Цель работы.
Знать правила и приемы оказания первой медицинской помощи при ожогах, замерзании и обморожении.
Уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, замерзании и обморожении.
Краткие теоретические сведения
Первая медицинская помощь при ожогах. Они возникают вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами, а также зажигательных средств (напалм, белый фосфор и др.), едких химических веществ (кислоты, щелочи), светового излучения. В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени. Обморожения – это повреждение тканей в результате воздействия низких температур (воздуха, при соприкосновении с холодным металлом на морозе, жидким или сжатым воздухом или сухой углекислотой). Но необязательно обморожение может наступить только на морозе. Известны случаи, когда отморожение наступало при температуре 0° С при повышенной влажности и сильном ветре, особенно если на человеке мокрая одежда и обувь. Предрасполагают к отморожению также общее ослабление организма вследствие перенапряжения, утомления, голода и алкогольного опьянения.
Задание
Сымитировать оказание первой медицинской помощи при ожоге I степени, ожоги щелочами, кислотами, обморожении носа, пальцев рук и ног.
Заполнить таблицу «Признаки ожогов, охлаждения и обморожения, оказание первой медицинской помощи».

признак
Первая мед. помощь

Ожог 1 степени



Ожог 2 степени



Ожог 3 степени



Ожог 4 степени



обморожение



переохлаждение




4Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Практическая работа № 14
Тема: «Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения»
Цель работы.
Научить оценивать соответствие состояния учебных помещений и зданий требованиям безопасной эвакуации людей.
Освоить методику определения расчетного времени эвакуации и проверки выполнения условия безопасной эвакуации.
Краткие теоретические сведения
В соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» [10] установлены следующие опасные факторы пожара (ОФП): открытое пламя и искры; повышенная температура окружающей среды и предметов; токсичные продукты горения; дым; пониженная концентрация кислорода; падающие части строительных конструкций; при взрыве ударная волна; разлетающиеся части и вредные вещества. Эвакуационными путями называют проходы, коридоры, площадки, лестницы, которые ведут к эвакуационному выходу и обеспечивают безопасное и быстрое движение людей. Эвакуационные пути должны обеспечивать эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий, в течение необходимого времени эвакуации. Число эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается по расчету, но обязательно не менее двух. Они должны располагаться рассредоточено. В качестве второго выхода могут использоваться наружные лестницы. План эвакуации утверждается руководителем учреждения. Все работники учебного заведения должны быть ознакомлены с планом эвакуации.
3Задание
3.1Ознакомиться с планом эвакуации, имеющимся в колледже
3.2Составьте план эвакуации и нанесите на него пути эвакуации
4Литература
4.1Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Практическая работа № 15
Тема: «Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени»
Цель работы.
Закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС

Краткие теоретические сведения
Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Задание
Ответить на контрольные вопросы
Составьте памятки поведения населения в ЧС
Что означает ЧС?
Перечислите ЧС по природе возникновения.
Перечислите ЧС по масштабам распространения последствий.
Перечислите ЧС по причине возникновения.
Перечислите ЧС по скорости развития
Перечислите ЧС по ведомственной принадлежности.
Дайте характеристику ЧС природного происхождения.
Дайте характеристику ЧС техногенного характера.
Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Практическая работа № 16
Тема: «Средства индивидуальной защиты населения».
Цель работы.
Познакомить с возможностями и способами применения СЗК и МСИЗ.
Научить применять подручные средства защиты кожи.
Сформировать умения и навыки в изготовлении и использовании МСИЗ.
Краткие теоретические сведения
Назначение и классификация СЗК
При опасности радиационного, химического, бактериологического заражения, при авариях и стихийных бедствиях с выбросом АХОВ необходимо защитить не только дыхательные пути, но и все тело и кожу человека. Для этого предназначены средства защиты кожи (СЗК).
К средствам защиты кожи относятся специальная одежда, дополняющая или заменяющая обычную одежду и обувь человека, изготавливаемая из специальных материалов (прорезиненных тканей, грубого сукна, брезента, полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов) и обеспечивающая защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли (РП), биологических средств (БС) и аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

· специальные (легкий защитный костюм Л-1, аварийный изолирующий костюм), предназначенные для аварийно-спасательных формирований;
подручные: используются населением.
Табельные надежно защищают кожные покровы от газов, паров, аэрозолей и капель OB, ОХВ, РВ и БС, полностью защищают от воздействия
·-частиц, ослабляют
· - излучение и тепловое излучение.
Подручные СЗК, к которым относятся обычная одежда и обувь, применяются при отсутствии табельных средств.
По принципу использования СЗК подразделяются на средства постоянного ношения (общевойсковой комплект защитных средств и импрегнированное обмундирование), средства периодического ношения, в том числе однократного использования и многократного использования (легкий защитный костюм, общевойсковой защитный комплект, комплект химический и др.).
Преподаватель поясняет значение нового для учеников слова «импрегнированный», т.е. пропитанный специальным составом, задерживающим или нейтрализующим пары ОВ или АХОВ.
В основу классификации СЗК по принципу защитного действия положен тип материала (пропитки), из которого изготавливается образец СЗК. В соответствии с этим принципом все СЗК делятся на фильтрующие и изолирующие. Фильтрующие СЗК предназначены для защиты от вредных веществ, находящихся в паровой (газовой) фазе. Главное назначение изолирующих СЗК- защита кожных покровов от вредных веществ, находящихся в жидкой фазе (аэрозоли, капли).
Средства защиты кожи,предназначенные для формирований ГО
Фильтрующие СЗК
Фильтрующие СЗК изготавливают из воздухо-и паропроницаемых тканей, нетканых материалов. Указанное обстоятельство делает возможным их длительное непрерывное использование без существенного влияния на эргономические свойства человека. Отдельные образцы фильтрующих СЗК предназначены для многомесячного постоянного ношения в угрожающий период применения противником ОМП. Их используют в комплекте с противогазами или ИДА, сапогами и перчатками.
СЗК фильтрующего типа предназначены главным образом для невоенизированных формирований ГО промышленных объектов.
Комплект защитной фильтрующей одежды
(ЗФО) предназначен для защиты от паров и аэрозолей АХОВ, ОВ, БС и РП. В состав комплекта ЗФО входят: импрегнированный защитный фильтрующий комбинезон из молескина, хлопчатобумажный подшлемник, две пары хлопчатобумажных портянок, одна из которых импрегнирована, а также резиновые перчатки и защитные резиновые сапоги.
Подручные средства защиты кожи
Для защиты населения в качестве простейших СЗК может быть использована производственная спецодежда - куртки и брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из грубого сукна, брезента, огнезащитной или прорезиненной ткани (демонстрируется слайд «Производственная одежда»). Она не только защищает от попадания на кожу людей радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и не пропускает в течение некоторого времени капельно-жидкие ОВ.
В домашних условиях при угрозе поражения радиоактивными, отравляющими веществами или бактериальными средствами каждый должен уметь приспосабливать для защиты кожи подручные средства - производственную, спортивную и повседневную (бытовую) одежду и обувь.
Изолирующие СЗК
Изолирующие СЗК изготавливают из воздухонепроницаемых прорезиненных тканей или полимерных материалов и применяют при выполнении дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ в очагах поражения и в зонах заражения, т.е. в тех случаях, когда человек встречается с большими плотностями заражения. Они используются только для защиты личного состава невоенизированных формирований ГО объектов экономики.
СЗК изолирующего типа, в зависимости от способа их применения и вида надевания (накидка или комбинезон), могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные защищают от паров (газов), аэрозолей и капель АХОВ (ОВ). Негерметичные - только от аэрозолей и капель.
Изолирующие СЗК влияют на теплообмен организма. При высокой температуре и тяжелой работе организм сильно перегревается, что может привести к тепловому удару. По этой причине использование изолирующих СЗК ограничено по времени. Повторное пребывание в изолирующих СЗК возможно после 30-минутного отдыха.
В системе ГО объектов экономики нашли применение изолирующие СЗК, состоящие на снабжении частей и подразделений ВС РФ. К ним следует отнести общевойсковой защитный комплект ОЗК и легкий защитный костюм Л-1. В настоящее время организован выпуск современных изолирующих СЗК для обес-печения структур РСЧС, в том числе и гражданской обороны объектов экономики. Среди них защитные изолирующие костюмы типа КЗИМ, ЛГ-5, КИХ и др.
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
ОЗК предназначен для защиты кожных покровов человека, обмундирования, снаряжения и индивидуального оружия от ОВ, БС, РВ и АХОВ. При заблаговременном надевании ОЗК повышает уровень защищенности кожных покровов от огнесмесей и открытого пламени, а также ослабляет разрушающие действия термических факторов на расположенные под ним предметы экипировки. ОЗК является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, БС, РВ ОЗК подвергают специальной обработке и используют многократно.
ОЗК состоит из (демонстрируется слайд «Состав ОЗК»):

· защитного плаща ОП-1;

· защитных чулок из прорезиненной ткани;

· защитных перчаток резиновых, с обтюраторами из импрегнированной ткани, летних пятипалых и зимних двупалых. Все перчатки -одного размера.
Защитный плащ изготавливается из специальной ткани и может быть использован в виде накидки, надетым в рукава, в виде комбинезона (демонстрируется слайд «Использование защитного плаща ОЗК»).
В виде накидки его применяют при защите от выпадающих из зараженного облака РВ, капельножидких АХОВ (ОВ) и БС. Когда ОЗК используют при ликвидации последствий аварии на местности, зараженной РВ и БС, а также при выполнении работ по обеззараживанию техники, транспорта, технологического оборудования, плащ надевают в рукава. При действиях в районах, очагах и на участках, зараженных АХОВ (ОВ), при сильном пылеобразовании на участках, зараженных РВ и БС, комплект применяют в виде комбинезона.
Плащи изготавливаются четырех ростов: первый - для людей ростом до 166 см; второй -от 166 до 172; третий - от 172 до 178; четвертый -от 178 см и выше.
Подошвы защитных чулок усилены брезентовой или резиновой осоюзкой. Надевают их поверх обычной обуви. Защитные чулки изготавливаются трех размеров: первый - для обуви 37-40 размеров, второй - для 41-42, третий - для 43 размера и более.
Легкий защитный костюм (Л-1) (демонстрируется макет в костюме Л-1)  защищает не только от ОВ, БС, РП, но и от многих АХОВ. Он является специальным средством защиты и используется при длительной работе на зараженной местности, а также при выполнении дегазационных, дезактивационных, аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его изготавливают из прорезиненной ткани. Костюм Л-1 является средством защиты периодического ношения. При заражении OB, РВ, БС костюм Л-1 подвергают специальной обработке и используют многократно.
В состав костюма входят (демонстрируется слайд «Состав Л-1»):

· куртка с капюшоном,

· брюки с чулками,

· две пары перчаток,

· импрегнированный подшлемник,

· сумка для переноски.
Костюм Л-1 выпускается трех размеров: первый - для роста человека до 165 см, второй - от 166 до 172 см, третий - выше 172 см.
Задание
Ответить на контрольные вопросы
Что относится к средствам индивидуальной защиты кожи?
Каким образом средства индивидуальной защиты кожи подразделяются по принципу защитного действия?
Перечислите средства индивидуальной защиты органов используемые для защиты населения.
[ ] Антидоты, пневмогидрокостюмы.
[ ] Противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки.
[ ] Общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм.
[ ] Все ответы верны.
[ ] Правильных ответов нет.

Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб.пособие для учреждений нач.проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 144с.
Практическая работа № 17-18
Тема: «Выполнение норматива по одеванию противогаза в положение "боевое»
Цель работы.
приобретение практических умений по выполнению норматива по одеванию противогаза в положение "боевое»

Краткие теоретические сведения
По предназначению СИЗ подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), по принципу защитного действия - на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.
К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся выпускаемые промышленностью противогазы и респираторы и изготавливаемые населением простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.
К средствам защиты кожи относится специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.
Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.
Средства защиты изолирующего типа обеспечивают защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи обеспечивается в данном случае полной ее изоляцией от окружающей среды.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Фильтрующие противогазы  предназначены для защиты от попадания в органы дыхания, глаза и на лицо человека химически опасных веществ, бактериальных (биологических) средств, радиоактивных паров и аэрозолей.
Фильтрующие противогазы производятся промышленностью для рабочих и служащих химически опасных производств (промышленные противогазы) и для населения (гражданские противогазы). Целевое предназначение промышленных противогазов - защита производственного персонала от опасных химических веществ в условиях превышения их концентраций в воздухе выше допустимых норм.
В зависимости от типа используемых в производстве опасных химических веществ промышленные противогазы выпускаются с различными фильтрующими коробками, каждая из которых обладает избирательной способностью по поглощению ядовитых веществ, находящихся в атмосфере окружающего воздуха.
Номенклатура и назначение коробок промышленных противогазов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Примечание: Противогазовые коробки марок с индексом "8" имеют сопротивление при объемной скорости воздушного потока 30л/мин до 80 Па, без индекса "8" - 180 Па, с индексом "ф" - снабжены противоаэрозольными фильтрами и имеют дополнительно маркировку на коробке - "белую полосу".
   В соответствии с действующими инструкциями по технике безопасности промышленными противогазами обеспечивается только производственный персонал химически опасных производств (цехов, производственных участков, лабораторий и т.п.). К сожалению, на ряде предприятий, отнесенных даже к первой степени по химической опасности, обеспечены не все рабочие и служащие. Учитывая, что при крупных химических авариях опасности могут подвергаться все рабочие и служащие химически опасного объекта, в целях обеспечения его безопасности необходимо весь персонал обеспечивать промышленными противогазами.
В рамках декларирования химически опасных производств и объектов сегодня назрела необходимость обеспечивать промышленными противогазами не только весь промышленно-производственный персонал химически опасных объектов, но и производственный персонал рядом расположенных объектов.
Защитные свойства коробок большого габарита промышленных противогазов по АХОВ
Промышленные фильтрующие противогазы обладают достаточно высокой сорбционной способностью, что позволяет использовать их при концентрациях АХОВ, многократно превышающих допустимые. Однако надо учитывать, что в условиях производственных или иных аварий, связанных с выбросом опасных химических веществ в атмосферу, в непосредственной близости к источнику опасности концентрации ядовитого вещества могут быть настолько высокими, что использование данных противогазов может оказаться небезопасным. В подобных ситуациях промышленные противогазы могут использоваться лишь для выхода (эвакуации) персонала на безопасную территорию объекта.
Газопылезащитные респираторы.
   При сравнительно невысоких концентрациях (10-15 ПДК) для защиты органов дыхания от паров, газов, аэрозолей АХОВ могут использоваться газопылезащитные респираторы: РУ-60М с патронами КД и В, РПГ-67 с патроном КД и "Снежок-ГП-Е".
Респираторы РУ-60М и РПГ-67 изготавливаются в виде резиновой полумаски ПР-7 с трикотажным обтюратором. РУ-6ОМ используется с двумя поглощающими патронами, в которых размещается шихта и фильтр. РПГ-67 используется с патроном КД без фильтра и защищает только от паров и газов АХОВ. Газопылезащитный респиратор "Снежок-ГП-Е" имеет пылеаэрозольный и поглощающий фильтры, которые обеспечивают защиту как от аэрозолей и паров, так и от газов АХОВ (фтористого водорода, хлористого водорода, хлора и сернистого ангидрида).
Во всех случаях газопылезащитные респираторы имеют ограниченное использование. Их нельзя применять, если АХОВ оказывают воздействие на глаза и кожу. Используются они в промышленности в соответствии с правилами промышленной санитарии для защиты органов дыхания не только от вредных веществ, но и от механических примесей, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе производственного помещения.

Задание
При надевании противогаза по команде «ГАЗЫ»:
Противогаз в «походном» положении. Участник задерживает дыхание, закрывает глаза. Снимает головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откидывает головной убор назад. Вынимает противогаз из сумки. Берет шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее. Прикладывает нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натягивает ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз. Устраняет перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, делает полный выдох, открывает глаза и возобновляет дыхание. 
Временные показатели и оценка за выполнение норматива № 1 
Оценка по времени (секунд)

«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»

7
8
10

Ошибки, снижающие оценку
На один балл
До «неудовлетворительно»

  
 
 
 
 

Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб.пособие для учреждений нач.проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 144с.
Практическая работа № 19-20
Тема: «Выполнение норматива по нахождению в противогазе в течении одного часа с выполнением легкой работы»
Цель работы.
приобретение практических умений по выполнению норматива по нахождению в противогазе в течение одного часа с выполнением легкой работы
Краткие теоретические сведения
Гражданские противогазы.
   Более доступными для населения являются гражданские противогазы, которых в стране накоплено в таком количестве, которого вполне достаточно, чтобы обеспечить все население, проживающее на территориях, подвергаемых риску возникновения чрезвычайных ситуаций в результате крупномасштабных выбросов АХОВ в окружающую среду.
Речь идет о противогазах, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение - защита органов дыхания от отравляющих веществ вероятного противника и радиоактивной пыли. Для взрослого населения имеются противогазы типа ГП-5 и ГП-7, для детей в возрасте от 1,5 до 17 лет - ПДФ-Д (Ш) и ПДФ-2Д(Ш) и для детей в возрасте до 1,5 лет - камеры защитные детские КЗД-4 и КЗД-6.
Все гражданские противогазы комплектуются типовой противогазовой коробкой, имеющей некоторые отличительные особенности по составу наполнителя. Главное же их отличие заключается в конструктивных особенностях и размерах лицевых частей.
Несмотря на то, что гражданские противогазы комплектуются малогабаритными коробками, имеющими небольшой слой шихты, их защитная способность от концентраций ОВ, создаваемых в полевых условиях, практически не ограничена. В условиях же чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными выбросами АХОВ, когда в атмосфере окружающего воздуха могут создаваться концентрации на несколько порядков выше, чем от ОВ в полевых условиях, время защитного действия противогазов весьма ограничено, а в ряде случаев оно равно нулю.
Во-первых, это обуславливается тем, что гражданские противогазы не обеспечивают защиту от ряда АХОВ (аммиак, диметиламин, метил хлористый, окислы азота, окись этилена, окись углерода и другие). Во-вторых, на небольших расстояниях от постоянно действующего источника заражения в условиях высоких концентраций может произойти мгновенный проскок шихты противогазовой коробки. Защитные свойства противогазовых коробок от некоторых АХОВ приведены в табл. 4.4.3.
В целях расширения диапазона обеспечения защиты от различных АХОВ и повышения защитных свойств противогазов в настоящее время промышленностью изготавливаются специальные патроны ДП-1, ДП-2, ДПГ-1, ДПГ-3 и ПЗУ-К. Дополнительный (гопкалитовый) патрон ДП-1 (ДП-2) используется вместе с противогазовой коробкой для защиты от окиси углерода. Дополнительные патроны ДПГ-1 и ДПГ-3 используется также вместе с противогазовой коробкой для защиты от аммиака, диметиламина, нитробензола, сероводорода, сероуглерода, синильной кислоты, тетраэтилсвинца, фенола, фурфурола, фосгена, хлора, хлористого водорода и этилмеркаптана. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Причем он может использоваться как в комплекте с гражданским противогазом, так и только с лицевой его частью.
Для того чтобы надеть противогаз, необходимо:
задержать дыхание, закрыть глаза;
снять головной убор;
вынуть шлем-маску из сумки;
взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные - внутри;
подвести шлем маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;
сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;
Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко.
Противогаз снимается по команде "Противогаз снять!". Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.
Задание
Закрепите порядок надевания противогаза
Составьте конспект по теме виды противогазов и порядок их применения, находясь в противогазе.
Литература
Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб.пособие для учреждений нач.проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 144с.

Номенклатура и назначение коробок промышленных противогазов ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315