Технологическая карта урока русского языка на тему Корень слова. Однокоренные слова


ГБОУ СОШ №9
г.о. Чапаевск, Самарской области
Технологическая карта урока
русского языка
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
2 класс
(1 полугодие)
Выполнила:
учитель начальных классов
высшей категории
Панова И.В.
Технологическая карта урока русского языка.
1.Дидактическое обоснование:
«Русский язык» (1 часть) Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина, УМК «Планета знаний».
2.Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
3.Дидактическая цель: создать условия для повторения общих сведений о родственных словах,
познакомить с терминами «корень», «однокоренные слова»;
формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам – общая часть (внешняя) и общность смысла;
упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов.
4.Тип урока: урок получения новых знаний.
5.Задачи урока:
Предметные: выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла, отличать однокоренные слова от омонимичных; устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами
Личностные:
- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,
- положительное отношение к изучению русского языка.
Регулятивные:
- выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя
Познавательные:
- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- осуществлять поиск нужной информации в различных источниках;
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения; находить языковые примеры для иллюстрации языковых понятий.
Коммуникативные:
-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,
- формулировать своё мнение,
- воспринимать различные точки зрения, взаимодействовать при поиске информации; слушать собеседника, понимать речь других
6.Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная.
7. Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.
8.Средства обучения: учебник , учебная презентация, интерактивная доска, ПК, нетбуки у детей.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Ну - ка, проверим, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке?Книжки, ручки и тетрадки.Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
- Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час. Подготовка к работе.
Настрой на дальнейшую работу.
Взаимодействуют с учителем во время работы. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Определение познавательной цели.
. - Сегодня у нас необычный урок.
- Прочитаем выразительно послание от наших друзей – зверей. (Слайд 2-9.)
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ —
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго вёлся разговор.
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: «Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха,
Слон, слонёнок и слониха,
Лось, лосёнок и лосиха,
Лис, лисёнок и лисица,
Тигр, тигрёнок и тигрица,
Гусь, гусёнок, гусеница».
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, ребятки,
Чья не встретилась семья? .
Вызванный учащийся: строить монологическое высказывание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиРегулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
3. Актуализация знаний. Решение грамматической задачи.
4.Изучение нового материала. Самоопределение к деятельности
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» (Слайд 10)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница
– О! Здравствуйте! Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша родственница – гусеница.
- Перед уроком я попросила Ваню мне помочь, выписать из рассказа родственные слова и вот что он выписал (Ваня читает): гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Диалог детей :
Дарина: «Гусеница – не родственное слово»
Вероника: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.
- Кто же прав ДАРИНА или НИКА?
-Давайте это выясним.
- Ребята, кого мы называем родственниками? ( Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)
- Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
- Среди слов тоже есть родственники. Как их назовём?
- Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?
Вывод: Родственные слова - слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть.
Понимать смысл информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Взаимодействуют с учителем: понимать и воспринимать на слух объяснение учителя.
Слушать собеседника; при необходимости вступать с ним в диалог; уметь формулировать своё собственное мнение и позицию
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
.
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Логические формулирование проблемы.
Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Личностные: самоопределение.
5.Включение в систему знаний - составление памятки.
Использование новых знаний с помощью интернета - Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет. ( Слайд 11)
Близки по смыслу.
Одинаковая часть - корень
Вывод: Родственные слова - слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть.
- Что означает слово корень? (Дети находят ответ в интернете с помощью мобильного телефона) (Слайд 12)
- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова
(Слайд 13)
- Какая общая часть в этих словах?
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус – можно подобрать?
Вывод: какие слова записали? Почему?
- А как правильно определить корень в родственных словах? (Слайд 14) Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; делать выводы, обобщения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено.
Личностные: целеполагание.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Потренируемся находить родственные слова. Работа на интерактивной доске.
Игра «3 лишний». ( Слайд15-18)
- Прослушав сказку, назовите родственные слова. (Слайд 19)
В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.
- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.
- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.
- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? (Слайд 19).
174180519621500- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком
- Какая общая часть у всех этих слов?
Составляют задания на основе анализа рисунка.
Поиск и выбор информации в литературе.
Слушать собеседника; при необходимости вступать с ним в диалог; уметь формулировать своё собственное мнение и позицию.
Выполнять учебные действия в материализованной форме. Регулятивные: планирование, прогнозирование,
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
7.Этап реализации полученных знаний. Работа на интерактивной доске
- Вам дана карточка: (Слайд 20)
1. Жарко, жарится, печется.
2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.
3. Чайка, чайник, чайный.
4. Лес, лестница, лесничий.
- В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
- Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков + или- Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
8.Включение в систему знаний и повторение. Работа на нетбуках « Академия младшего школьника».
Состав слова.
Выделение корня в простых по составу словах. №1, №2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения, умение работать в команде.
9.Рефлексия деятельности. -Что новое узнали на уроке?
-Кому понравился наш урок?
-Кто испытывает удовольствие от того, что у него получилось?
Дерево успеха. ( Слайд 21)
- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Намечают перспективу последующей работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные:.смыслообразование.