Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине Основы философии

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»




















Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине
Основы философии
специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

















2016 год
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине «Основы философии» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» мая 2014г. № 508 ;



Методист Заместитель директора
по учебной работе
___________ Е.В. Бабикова ___________С.С. Прохорова




Рассмотрен цикловой комиссией Гуманитарных и правовых дисциплин

Протокол от «___» _____________ 20 г. № ____

Председатель ц/к _______________ О.А. Сергеева




Разработчики:
Глотова С.Н., преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»






Общие положения
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины «Основы философии»

КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме Дифференцированного зачета


Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины Наименование дисциплины у обучающихся должны быть сформированы знания, умения, общие и профессиональные компетенции.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.




Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля

Умения:


ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
Контроль индивидуальных заданий, проверка самостоятельных работ студентов, итоговый контроль знаний в форме теста по дисциплине.


Знания:


основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;

Проведение срезового и итогового тестирования, проведение фронтального опроса, индивидуального опроса, зачета; оценка индивидуальных устных ответов, проработка и проверка конспекта лекций.

основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;

Проведение срезового тестирования, фронтального опроса, проработка и проверка конспекта лекций.

основы научной, философской и религиозной картин мира;
Проведение срезового тестирования, фронтального опроса, проработка и проверка конспекта лекций.

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Проведение срезового и итогового тестирования, индивидуального опроса, оценка индивидуальных устных ответов, проработка и проверка конспекта лекций.

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

Проведение срезового тестирования, фронтального опроса, проработка и проверка конспекта лекций.

Формы контроля дисциплины

Результаты обучения (общие компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Аргументация своего выбора в профессиональном самоопределении
- проведение анкетирования, тестирования


ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Подбор способов и методов выполнения задачи. Подбор ресурсов (инструмент, информация и т.п.), необходимых для решения задачи
- анализ процесса и результата решения ситуационных задач.


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Определение субъектов взаимодействия в возникшей ситуации. Организация взаимодействия участников ситуации.
наблюдение и оценка:
-при выполнении творческих заданий;
- при выполнении контрольных работ и т.д.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Свободное использование разнообразной справочной литературы, электронных ресурсов. Оценка полноты и достоверности информации.
- наблюдение за:
организацией работы с информацией,
организацией коллективной деятельности,
процессом аналитической деятельности

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Осуществление поиска информации в сети Интернет и различных электронных носителях. Представление информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения.
наблюдение и оценка:
- при выполнении творческих работ ;
- при выполнении контрольных работ и т.д.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Умение учитывать чужое мнение. Умение отстаивать собственное мнение. Умение принимать критику
наблюдение и оценка:
-при выполнении
творческих заданий;
- при сдаче зачета и т.д.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Умение ставить задачи перед коллективом. Осуществление контроля в соответствии с поставленной задачей. Организация работы по выполнению задания в соответствии с инструкциями
анализ процесса и результата решения ситуационных задач


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Анализ собственных сильных и слабых сторон. Определение перспектив профессионального и личностного развития.
наблюдение и оценка:
-при выполнении творческих заданий;
- при выполнении контрольных работ и т.д.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Определение технологий, используемых в проф.деятельности.
наблюдение и оценка:
- при выполнении творческих работ;
- при выполнении контрольных работ и т.д.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
Организация работы по выполнению задания в соответствии с инструкциями
- наблюдение за:
организацией работы с информацией,
организацией коллективной деятельности,
процессом аналитической деятельности

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
Использование позитивного стиля общения. Выбор стиля общения в соответствии с ситуацией. Проведение деловой беседы в соответствии с этическими нормами.
наблюдение и оценка:
-при выполнении творческих заданий;
- при сдаче зачета и т.д.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

наблюдение и оценка:
-при выполнении творческих заданий;
- при сдаче зачета и т.д.




Контроль результатов освоения дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
ОК
Наименование раздела
Текущий контроль (наименование контрольно-измерительных материалов)

У. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
З.1 Основные категории и понятия философии;
З.2 Роль философии в жизни человека и общества;
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Раздел 1.
Предмет философия, ее исторические типы
Тестовые задания
(приложение 1)



У. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
З.1 Основы философского учения о бытии;
З.2 Сущность процесса познания;
З.3 Основы научной, философской и религиозной картин мира;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Раздел 2
Философия как учение о мире и бытии. Философское учение о человеке
Вопросы для контроля
(приложение 2)


(приложение 3)

У. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
З.1 Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Раздел 3
Социальная жизнь
Вопросы для контроля
(приложение 4)

У. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
З.1 О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Раздел 4
Философские проблемы науки и техники
Вопросы для контроля
(приложение 5)

Промежуточная аттестация в форме Дифференцированного зачета (приложение 6)
Итоговая аттестация в форме Экзамена (приложение 7)



5. Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если 19-20 правильных ответов;
- оценка «хорошо» - 15-18 правильных ответов ;
- оценка «удовлетворительно» - 10-14 правильных ответов ;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 10 правильных ответов.
Время на выполнение: 45 мин.

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если 28-30 правильных ответов;
- оценка «хорошо» - 24-27 правильных ответов;
- оценка «удовлетворительно» - 15-23 правильных ответов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 15 правильных ответов.
Время на выполнение: 45 мин.






Приложение 1.
Тестовые задания по Разделу 1. Наименование раздела
История философии

1. Предметом изучения философии является
божественное откровение
физическая реальность
всеобщее в системе «мир - человек»
художественная реальность
2. Этимология (буквальное истолкование, непосредственное происхождение) слова "философия" означает:
Учитель мудрости.
Любовь к мудрости.
Устремленность индивида к чувственному наслаждению.
Форма человеческой любви к другому человеку.
3. Выберите пункт, который явно не является функцией философии:
Аксиологическая (придание ценности объекту) функция.
Мировоззренческая функция.
Методологическая функция.
Уголовно-правовая функция.
4. Правильная последовательность этапов формирования мировоззрения:
1- религия
2- философия;
3- мифология;
5. Мудрец, любимым изречением которого было «Я знаю, что я ничего не знаю» -
6. Ключевой проблемой русской философии в XIX веке является поиск
путей развития России
методов познания
законов диалектики
направлений научного прогресса
7. Основным принципом философской мысли Средних веков был
антропоцентризм
космоцентризм
теоцентризм
европоцентризм
8. Особенностью философского мышления эпохи Возрождения является
наукоцентризм
провиденциализм
креационизм
антропоцентризм
9. Центральной проблемой философии Нового времени является
познание человеком мира
научное познание
духовный мир человека
отношение человека к Богу
10. Кто из философов Возрождения был представителем пантеизма (Бог растворен в самом мироздании и не представлен как персона) и считал, что миров может быть великое множество, за что и был представителями господствующего духовенства сожжен на площади цветов в Италии в 1600 году:
Николай Кузанский
Мишель Монтень
Джордано Бруно
Николай Коперник
11. Согласно Августину Блаженному, это является источником добра
вера
разум
свободная воля
интуиция
12. Согласно Августину Блаженному, это является источником зла
вера
Бог
Церковь
Разум
13. Какая форма духовной культуры определила содержание и специфику средневековой философии?
античная мифология
христианская религия
искусство
наука
14. Как Фома Аквинский решал вопрос о соотношении теологии и философии?
теология и философия равнозначные формы знания
теология- высшая наука, философия- служанка богословия
философия- высшая наука, а теология ее служанка
теология и философия не имеют ценности в познании
15. Как называется учение, считающее, что Бог сливается с природой, что природа есть Бог в вещах?
дуализм
монизм
пантеизм
гуманизм
16. Какая форма культуры оказала решающее влияние на антропоцентризм философии Возрождения?
религия
искусство
наука
техника
17. Это просветители считали источником исторического прогресса
религия, церковь, инквизиция
догматизм и религиозный фанатизм народа
классовая борьба
наука, мораль, образование, воспитание
18. Такая черта была характерна всей русской философии
научность
позитивизм
религиозность
анархизм
19. Выдающиеся мыслители этого времени считали, что с помощью разума можно устроить мир счастливо и справедливо, для этого нужно развивать образование и просвещение
эпоха просвещения
эпоха возрождения
новое время
эпоха средневековья
20. Учение о бытии – это
гносеология
онтология
логика
аксиология
Приложение 2.
СРЕЗОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ
по теме: «Бытие и материя»
1. Учение о бытии – это
гносеология
онтология
логика
аксиология

2. Под бытием в философии понимается:
общее понятие о сущем вообще;
положение о мире, имеющем источник движения в самом себе;
природа и общество
природа и человек

3. Дуализм это:
Состояние необходимости выбора одного из двух предложенных вариантов.
Учение о независимости друг от друга познающего субъекта и познаваемого им объекта.
Учение о равнозначности двух оснований мироздания - идеального (духа, сознания) и материального (предмета, природы).
Наименование последователей двоичной системы исчисления.

4. Философская категория монизм означает:
Разновидность игры в монополию, созданной в тридцатые годы прошлого века.
Языческий праздник проводов зимы и встречи весны.
Синоним основного труда В.Г. Лейбница "Монадология".
Философское учение, признающее, что в основе мироздания лежит одно, единственное несотворимое и неуничтожимое начало.

5. Философская категория «материя» обозначает:
все, что движется
всё, что существует реально.
всё, что существует неизменно.
только то, что не существует реально.

6. Последовательность формы движения:
- социальная
- биологическая
- физическая
- химическая
- механическая

7. Движение – это:
атрибут материи;
способ существования материи
отсутствие покоя;
всякое перемещение вообще

8. То из чего все происходит, телесное первоначало –

9. Соответствие между структурными образованиями материи и формами ее движения:
1. Неживая материя A. человек, семья, класс, общество, цивилизация в целом
2. Живая природа B. атомы, макроскопические тела, солнечная система, галактика
3. Социальная материя C. микроорганизмы, организмы, биоценозы, биосфера в целом

10. Форма координации объектов через последовательность и длительность
материя
пространство
время
движение

11. Выражает координацию существующих объектов через расстояние и ориентацию
материя
движение
время
пространство
12. Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется...
идеализмом
дуализмом
материализмом
плюрализмом

13. Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит...
Пифагору
Протагору
Платону
Аристотелю

14. Способ существования материи
Движение
Поток сознания
Небытие
Неподвижность

15. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на...
диалектиков и метафизиков
монистов и дуалистов
сенсуалистов и рационалистов
материалистов и идеалистов

16. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?
Структурность
Движение
Отражение
Стабильность

17. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для...
пантеизма
материализма
дуализма
панлогизма

18. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает
Плюрализм
Эмпиризм
Релятивизм
Агностицизм

19. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:
Августин
Спиноза
Демокрит
К. Маркс

20. Материя есть первоисточник бытия, утверждает
Материализм
Идеализм
Интуитивизм
Иррационализм







Приложение 3.
СРЕЗОВЫЙ ТЕСТ
по разделу: «Сознание и познание как выражение активности человека»

1. Эволюционная концепция возникновения человека предложена
З. Фрейдом
Ч. Дарвином
Августином Блаженным
Ф. Энгельсом
2. Чувственное познание отличается от рационального тем, что
Первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами
Первое эмоционально, второе – нейтрально
Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума
Первое более адекватно, чем второе
3. Исходная, простейшая форма чувственного познания
Восприятие
Измерение
Представление
Ощущение
4. Форма рационального познания:
Ощущение
Представление
Понятие
Восприятие
5. Человек есть существо ...
биологическое
социальное
ноосферное
биосоциальное
6. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?
1. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.
2. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
7. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка
Совесть
Разум
Сознание
Чувства
8. Изучение человеком окружающего мира, его закономерностей, устройства и специфики.
восприятие
сознание
интуиция
познание
9. В этом понятии подчеркиваются природные, биологические особенности человека как организма
ребенок
взрослый
индивид
индивидуальность
10. В этом понятии фиксируется проявление в отдельном человеке общественных отношений
человек
личность
индивид
индивидуальность
11. В каком понятии выражается неповторимое своеобразие человека?
личность
индивид
человек
индивидуальность
12. Способность понимания и осмысления –
мышление
разум
сознание
чувства
13. Гносеология – это учение о
познании
бытии
человеке
ценностях
14. Способность человека рассуждать, осмысливать всё, с чем он встречается в жизни –
сознание
разум
мышление
чувства
15. Познание, которое происходит без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления –
чувственное познание,
рациональное познание,
обыденное познание
иррациональное познание
16. Коллективное бессознательное открыл:
З.Фрейд
К.Юнг
К.Маркс
Г.Гегель
17. Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из
Эроса и Танатоса
Я и Не-Я
Сверх-Я, Я, Оно
либидо, сублимации
18. Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется...
верой
восприятием
знанием
обманом
19. Форма существования человеческого общества, проявление активности объекта, выражающаяся в целесообразном изменении мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
восприятие
сознание
деятельность
познание
20. Так называется учение, считающее источником и критерием знания опыт
скептицизм
эмпиризм
рационализм
натурализм
21. Так называется учение, считающее источником и критерием знания разум
эмпиризм
натурализм
рационализм
скептицизм
22. Представителями рационализма считаются:
А. Блаженный, Ф. Аквинский
Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс
И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
23. В чем состоит сущность сознания?
сознание- особый вид материи
сознание- объективная вещественная реальность
сознание- свойство высокоорганизованной материи отражать мир в идеальных образах
сознание- это физиологический процесс протекающий в организме
24. Что входит в структуру сознания?
атомно- молекулярная структура, лежащая в основе организма
чувства, эмоции, переживания, разум, воля, память, бессознательное, самосознание
анатомия и физиология человека
обмен веществ, протекающий в организме человека
25. В каких формах осуществляется чувственное познание?
ощущения, восприятие, представления
ощущения, восприятие, понятия
представления, суждение, понятие
восприятие, представления, суждение
26. В каких формах осуществляется рациональное познание?
ощущения, восприятие, представления
восприятие, представления, суждение
понятия, суждения, умозаключения
умозаключение, ощущения, представления
27. Как называется знание, отображающее мир таким, каков он есть в действительности?
истина
заблуждение
иллюзия
фантазия

28. Как называется истина, содержание которой не зависит от человека?
интуитивная истина
относительная истина
субъективная истина
объективная истина

29. Как называется истина, отображающая предмет не в полном объеме?
субъективная истина
относительная истина
объективная истина
абсолютная истина
30. Как называется истина, отображающая предмет в полном объеме?
относительная истина
субъективная истина
абсолютная истина
объективная истина

Приложение 4.
СРЕЗОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ
по темам: «Человек и общество», «Человек и история»

Государство, власть и властные отношения составляют ядро
·
духовной сферы
политической сферы
экономической сферы
семейно-бытовых отношений
Создателем учения об «идеальном государстве» был
Сократ
Пифагор
Платон
Аристотель
Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть
право
мораль
религия
политика
Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порождённое разнообразными формами совместной деятельности людей, называют
техносферой
формацией
расой
обществом
Под обществом в философии понимают
продукт взаимодействия людей
коллективное бессознательное
совокупность биологических существ, организованных с целью выживания
единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею их всех
Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является
народность
сословие
класс
семья
В постиндустриальном обществе на первый план выходит
производство товаров массового спроса
машиностроение и металлургия
сфера услуг, образования и науки
сельское хозяйство
«Осевое время», охватывающее период между 800 и 200 гг. до н.э., является, по мнению К. Ясперса,
формированием человека современного типа мышления
началом антропогенеза
моментом начала распада общечеловеческой культуры на культуры локальные
переходом от модерна к постмодерну
9. Понятие общественно-экономической формации принадлежит
Позитивизму
Марксизму
Фрейдизму
Экзистенциализму
10. Семья, в которой все обязанности распределяются справедливо, пропорционально, где совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения называется:
неотрадиционная
традиционная
эгалитарная
расширенная
11. Стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку, называется:
открытый брак
пробный брак
полигамия
конкубинат
12. Общественно-экономическая формация – это
Общество с присущей ему формой правления
Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой
Локальная замкнутая цивилизация
Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве
13. Существует общественно-экономических формаций
Две
Три
Пять
Десять
14. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций
Г.В.Ф. Гегель
О. Шпенглер
А. Тойнби
К. Маркс
15. Заключение брака между представителями одной и той же группы (Клана, племени и др.) – это
эндогамия
полигамия
экзогамия
моногамия
16. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории
Естественный отбор
Классовая борьба
Мировой Дух
Воля выдающихся личностей
17. Постепенные изменения в обществе и природе
Революция
Стагнация
Инфляция
Эволюция
18. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному
Прогресс
Регресс
Революция
Стагнация
19. Общественный прогресс – это
Уровень развития общества
Состояние общества в целом на определенном этапе развития
Поступательное движение общества от простых форм к более сложным
Производственное развитие
20. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени
Революция
Реформа
Движение
Эволюция
21.Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:
Формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения
Развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом
Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ
История имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу»
22. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:
формационному подходу
цивилизационному подходу
культурологическому подходу
марксистскому подходу
23. Согласно Шпенглеру, цивилизация – это
Завершающая стадия в развитии культуры
Эпоха «цветения», наивысшего расцвета культуры
Период возникновения, зарождения культуры
Синоним духовной культуры
24. Автором теории «стадий экономического роста» является:
К. Маркс
О. Шпенглер
А. Тойнби
У. Ростоу
25. Социальная революция и социальная эволюция – это
антогонистические стороны социального развития
взаимоисключающие стороны социального развития
взаимосвязанные стороны социального развития
тождественные стороны социального развития
26. К формам группового брака относят:
полигамию
полиандрию
полигинию
все ответы верны
27. Семья, власть в которой принадлежала женщине, называлась
патриархальной
альтернативной
матриархальной
эгалитарной
28. Семья, состоящая из одной брачной пары с ребенком или несколькими детьми, называется:
расширенной
нуклеарной
традиционной
патриархальной
29. Будучи сложно структурированным образованием, представляющим собой систему, общество состоит их четырех главных сфер (подсистем), назовите эти подсистемы:
экономическая, политическая, социальная, культурная;
хозяйственная, правовая, идеологическая, бытовая;
экономическая, политическая, идеологическая, художественная;
хозяйственная, идеологическая, профессиональная, культурная.
30. Запрет на заключение браков внутри одной группы – это
моногамия
эндогамия
экзогамия
полигамия

Приложение 5.
Итоговый тест по дисциплине «Основы философии»

1. Культура – это:
А. совокупность общественных отношений
Б. совокупность политических отношений
В. совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком для своего
развития
Г. нормы и правила поведения людей, обусловленные природой
2. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:
А. народной
Б. массовой
В. национальной
Г. элитарной
3. Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе
идеал
мировоззрение
интеллект
убеждение
4. Массовая культура
А. появилась с развитием средств массовой информации
Б. сопровождает всю историю человечества
В. является продуктом тоталитарных обществ
Г. зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа
5. Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать:
А. мировоззрением
Б. историей
В. культурой
Г. экономикой
6. Под культурой в наиболее широком смысле понимается:
А. уровень развития науки и техники
Б. совокупность всех достижений человека
В. уровень образованности населения
Г. все жанры искусства
7. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется:
А. правдоподобностью результатов
Б. созданием материальных ценностей
В. ясностью и целостностью выражения
Г. созданием художественных образов
8. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре:
А. массовой
Б. элитарной
В. национальной
Г. обыденной
9. Современный этап в развитии культуры характеризуется...
А. медленными темпами смены систем ценностей
Б. созданием глобальной коммуникационной сети
В. расцветом локальных культур
Г. отсутствием опоры на традиции
10. Укажите пропущенный термин:
_________ - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.

11. Укажите пропущенный термин:

_________ - направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.

12. Укажите пропущенный термин:
________ - неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действительности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.

13. К мировым религиям не относится
буддизм
ислам
христианство
иудаизм
14. Что такое духовная культура?
совокупность материальных ценностей, созданных человеком
система духовных ценностей, созданные человеком для удовлетворения своих потребностей и своего развития
совокупность общественных отношений
совокупность экономических отношений
15. Что такое материальная культура?
совокупность ценностей, созданных человеком в процессе материального производства
нормы и правила поведения людей, обусловленные нравственным сознанием
система духовных ценностей, созданные человеком для удовлетворения своих потребностей и своего развития
религиозные отношения, обусловленные религиозной верой
16. Какие ценности относятся к нравственным?
здоровье, комфорт
удобство, безопасность
благо, добро, долг
красота
17. Какие ценности относятся к эстетическим?
красота
свобода, справедливость
удобство, безопасность
добро, долг
18. Какие ценности относятся к религиозным?
здоровье, комфорт
свобода, справедливость
Бог, вера, благодать
удобство, безопасность
19. Философия отличается от религии тем, что...
вырабатывает определенную систему ценностей
исследует проблему смысла жизни человека
является формой мировоззрения
является теоретической формой освоения мира человеком
20. Наука выступает в качестве
совокупности всех знаний, накопленных человечеством
духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира
совокупности взглядов на мир и место человека в мире
формы культуры, способной объяснить все что угодно
21. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает...
в XVI – XVII вв.
в V – IV вв. до н.э.
в XI – XIII вв.
в XX веке
22. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...
философских идей
Священного писания
мифологических представлений
повседневного опыта
23. Монотеистической религией не является
христианство
иудаизм
ислам
буддизм
24. Философы, считающие, что история человечества едина и развивается по
восходящей линии:
Г.В.Ф. Гегель
К. Ясперс
О. Шпенглер
К. Маркс
25. Систематическое философское исследование феномена техники началось в...
эпоху Возрождения
конце XIX – начале XX вв.
эпоху Просвещения
Античности
26. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества,
называется...
биотехнологической
паровой
научной
промышленной
27. В постиндустриальном обществе на первый план выходит...
производство товаров массового спроса
сфера услуг, образования и науки
машиностроение и металлургия
сельское хозяйство
28. «Осевое время», охватывающее период между 800 и 200 гг. до н.э., является, по
мнению К. Ясперса,
началом единой мировой истории человечества
началом антропогенеза
моментом начала распада общечеловеческой культуры на культуры локальные
переходом от модерна к постмодерну
29. Традиционное общество – это ________ общество.
доиндустриальное
информационное
массовое
индустриальное 30. К национальным религиям относится
буддизм
христианство
конфуцианство
ислам
Приложение 6
Перечень теоретических вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы философии»
Что такое философия? Основные разделы философского знания.
Основные функции философии. Что такое мировоззрение?
Философия Древней Индии: ее представители и основные идеи.
Философия Древнего Китая: ее представители и основные идеи.
Этапы античной философии. Краткая характеристика.
Античная философия: ее представители и основные идеи.
Средневековая философия: ее представители и основные идеи.
Философия эпохи Возрождения: ее представители и основные идеи.
Философия нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарт.
И. Кант о моральном законе.
Философия просвещения: ее представители и основные идеи.
Особенности отечественной философии и хронология ее развития.
Ф. Достоевский о природе зла.
Л. Толстой: непротивление злу.
Философия XX века: Ф. Ницше.
Николай Бердяев: этика закона и этика творчества.
Понятие и основные виды бытия.
Свойства (атрибуты) материи: движение, пространство и время.
Происхождение и развитие человека.
Проблема сущности человека. Понятие личности.
Основные характеристики человека (несводимость, непредопределенность, незаменимость и неповторимость, невыразимость).
Сущность категорий человеческого бытия: любовь, творчество, счастье, вера, смерть.
Духовное развитие человека (мораль, нравственность, совесть, долг, честь и т.д.)
Сознание и человеческая природа. Где находится сознание?
Концепция З.Фрейда о роли и соотношении в человеке сознания и бессознательного.
Теория К.Юнга о «коллективном бессознательном» и его роль в жизни человека.
Паранормальные силы человека.
Сознание и язык.
Что такое познание? Субъект и объект познания.
Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
Религиозное и научное познание.
Что такое истина? Объективная, относительная, абсолютная истина.
Что такое деятельность? Виды деятельности.
Философия и научная картина мира.
Основные виды религий. Первобытные, национальные, мировые.
Мировые религии. Буддизм, христианство, ислам.
Философия искусства.
Понятие и основные характеристики человеческого общества. «Я» - «Ты» - «Мы».
Этносы и суперэтносы как формы существования человека.
Структура общества.
Семья как мини-модель общества.
Политическая организация общества. Государство.
Социальная сфера общественной жизни.
Гражданское общество.
Утопия и алхимия.
Глобальные проблемы современности.
Культура и культ.
Проблема элитарной и массовой культуры.
Культура и цивилизация.
Культура и контркультура.
Понятие философии истории.
Философско-исторические концепции однолинейного прогрессивного развития.
Философско-исторические концепции многолинейного развития.
Философско-исторические концепции циклического развития (О. Шпенглер и А. Тойнби).
Понятие «Аполлоновской души».
Понятие «Фаустовской души».
Понятие «магической» души.
Закономерности развития техники.
Закономерности развития науки.
Историческая самобытность России.


Приложение 7.
Перечень экзаменационных билетов по дисциплине «Основы философии»

Экзаменационный билет №1
1. Что такое философия? Основные разделы философского знания.
Что такое истина? Объективная, относительная, абсолютная истина.
3. Что означает для вас слова М.Монтеня: «Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе»?

Экзаменационный билет №2
1. Основные функции философии. Что такое мировоззрение?
2. Что такое деятельность? Виды деятельности.
3. Как вы понимаете фразу «Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а интенсивностью переживаний».

Экзаменационный билет №3
1. Античная философия: ее представители и основные идеи.
2.Философия и научная картина мира.
3. Философия утверждает, что человек внутренне ни от чего не должен зависеть - в этом его свобода. Поможет ли это вам, если вы знаете, что ваша судьба решается где-то независимо от вас и без вашего участия, а вы ничего не можете изменить?

Экзаменационный билет №4
1. Средневековая философия: ее представители и основные идеи
2.Понятие и основные характеристики человеческого общества. «Я» - «Ты» - «Мы».
3. Как вы понимаете фразу: «Человек - это стремление быть человеком»?
Можно ли сказать, что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека, когда он вправе сказать себе: ну, вот, наконец-то, я стал человеком?

Экзаменационный билет №5
1.Философия эпохи Возрождения: ее представители и основные идеи.
2. Этносы и суперэтносы как формы существования человека.
3. В философии давно живет идея о параллелизме микро - и макрокосмоса, согласно которой человек - это космос в миниатюре, столь же сложный и столь же загадочный. В нем, как в зеркале, отражается большой космос. Это имел в виду Р.Декарт, когда говорил, что тот, кто сможет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную? Можно ли сказать, что когда человек умирает, умирает целая Вселенная?

Экзаменационный билет №6
1.Философия нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарт.
2.Основные виды религий. Первобытные, национальные, мировые.
3. Что имел в виду Н.Бердяев, когда говорил, что не личность - часть общества (личность вообще не может быть частью чего - либо), а общество - часть личности?

Экзаменационный билет №7
1.Философия просвещения: ее представители и основные идеи
2. Мировые религии. Буддизм, христианство, ислам
3.Если жизнь с самого начала возникновения прогрессировала и развивалась, то, может быть человек не последнее звено в ее развитии?

Экзаменационный билет №8
1. Особенности отечественной философии и хронология ее развития.
2. Культура и цивилизация.
3. Если человек совершенно случайно возник во Вселенной и так же случайно может исчезнуть как вид (от изменения климата, падения большого метеорита и.т.п.), то есть ли причины для гордости, для того чтобы считать себя высшей ступенью развития природы?

Экзаменационный билет №9
1.Понятие и основные виды бытия.
2. Философия искусства.
3. Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни?

Экзаменационный билет №10
1.Свойства (атрибуты) материи: движение, пространство и время.
2. Философско-исторические концепции однолинейного прогрессивного развития.
3. Христианская мораль призывает любить всех людей потому, что каждый достоин любви. Некоторые философы считали, что просто человек – это животное, и любить надо такого человека, который стремится быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зрения вам ближе?

Экзаменационный билет №11
1. Философия Древнего Китая: ее представители и основные идеи.
2. Семья как мини-модель общества.
3. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?

Экзаменационный билет №12
1.Происхождение и развитие человека.
2. Проблема элитарной и массовой культуры.
3. Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – все относительно. Что для одного благо, для другого зло, для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие-то общеобязательные правила и нормы морали?

Экзаменационный билет №13
1.Философия Древней Индии: ее представители и основные идеи..
2. Культура и контркультура.
3. Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства, если они вам не нравятся?

Экзаменационный билет №14
1. Духовное развитие человека (мораль, нравственность, совесть, долг, честь, мужество, выбор, справедливость).
2. Политическая организация общества. Государство.
3. Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?

Экзаменационный билет №15
1. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределенность, незаменимость и неповторимость, невыразимость.
2. Этапы античной философии. Краткая характеристика.
3. Философ Ж.Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?

Экзаменационный билет №16
Сознание и человеческая природа. Где находится сознание?
Закономерности развития техники.
3. В Саксонском средневековом законоуложении написано: «Кто лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов За убитого лита 120 солидов платы За раба, убитого знатным, 36 солидов платы». Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас сейчас нет таких законов? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, - с нашими родителями?

Экзаменационный билет №17
1. Концепция З. Фрейда о роли и соотношении в человеке сознания и бессознательного.
2. Закономерности развития науки.
3. Если солнце в нашем мире, как писал Н. Бердяев, одинаково восходит над добрыми и злыми, если здесь часто ест тот, кто не трудится, а тому, кто трудится, зачастую есть нечего, - то для чего мне тогда стараться быть нравственным, быть добрым? Не проще ли жить естественной животной жизнью? Но, может быть, тогда я изменю своей сверхъестественной божественной природе? Может быть, я тогда уже не смогу считать себя человеком?

Экзаменационный билет №18
1. Сознание и язык.
2 .Глобальные проблемы современности.
3. Психология толпы такова, что чем ярче, оригинальнее и неповторимей человек, тем больше он вызывает зависти и злобы. Если бы Моцарт не был гениальным композитором, он прожил бы намного дольше, никакой Сальери ему бы не завидовал. Мы часто слышим: будьте как все, не высовывайтесь, не стройте из себя умников! Может быть, в этих призывах действительно есть доля истины?

Экзаменационный билет №19
1. И. Кант о моральном законе.
2. Структура общества.
3. В литературе часто встречается символ «остановившегося мгновения». Фауст у Гете говорит: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!». Счастливые дни быстро кончаются, ускользают, хочется остановить их, сделать вечно длящимися. Но в таком случае они быстро перестают быть счастливыми, приедаются, наскучивают. Или это не так, и вы согласились бы остановить время, в котором вы счастливы?

Экзаменационный билет №20
1.Теория К.Юнга о «коллективном бессознательном» и его роль в жизни человека
2.Сущность категорий человеческого бытия: любовь, творчество, счастье, вера, смерть
3. В мире есть много вещей, в которые мы вынуждены верить (а не знать): мы верим в то, что друг нас не предаст, в то, что есть высший смысл в нашей жизни и в жизни всего человечества в целом, мы верим, что жизнь наша сложится счастливо. Имеет ли все это какое-либо отношение к религиозной вере?

Экзаменационный билет №21
1. Что такое познание? Субъект и объект познания.
2 .Социальная сфера общественной жизни.
3. Согласны ли вы с тем, что народ без религии и веры перестает быть народом, становится населением? Может быть, этот этап уже наступил, - ведь сейчас мало истинно верующих и религия не имеет для большинства людей особого значения?

Экзаменационный билет №22
1. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
2. Культура и культ.
3. Когда немцы подошли близко к Москве, И. Сталин отдал приказ открыть давно закрытые церкви и возобновить в них богослужения. Какими, по вашему мнению, соображениями он руководствовался?

Экзаменационный билет №23
1. Гражданское общество.
2. Философия XX века: Ф. Ницше.
3. Как вы можете прокомментировать слова русского философа: «Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала»?

Экзаменационный билет №24
1. Проблема сущности человека. Понятие личности.
2. Философско-исторические концепции многолинейного развития.
3. Некоторые те6оретики считают, что в недалеком будущем семья исчезнет, люди будут сходиться на несколько дней, а потом снова расходиться, а воспитание детей возьмет на себя государство. Хотели бы вы жить в таком обществе? Согласны ли вы с тем, что все хорошее, что есть в человеке, закладывается с детства семьей, а не школой или коллективом?

Экзаменационный билет №25
1. Религиозное и научное познание мира.
2. Философско-исторические концепции циклического развития
(О. Шпенглер и А. Тойнби).
3. Согласны ли вы с мнением о том, что литература умирает – люди, особенно молодежь, очень мало читают, а если и читают, то не Толстого или Шекспира, а Маринину или Акунина? Да и нет сейчас – и уже давно нет – писателей, по масштабу сравнимых с Толстым или Шекспиром.











13PAGE 15


13PAGE 141515


13PAGE 15


13PAGE 141915


13PAGE 15


13PAGE 142215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415