Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОД.01.05 География


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Р.К.ЩЕДРИНА»
Комплект
контрольно-измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине
ОД.01.05 География
Программы подготовки специалистов среднего звена
специальностям:
53.02.03Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
53.02.06 Хоровое дирижирование
53.02.04 Вокальное искусство
53.02.07 Теория музыки
Тольятти
2016
Рассмотрен и одобрен на заседании
Предметно цикловой комиссии «Общеобразовательные дисциплины»
Протокол № 1 от «27» 08 2016 г.
Председатель ПЦК
/___________/ Панина О.В.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
/ ___________ / Классен Н.Д.
Комплект контрольно - измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10. 2014г. для реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям: 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады,(№1379) 53.02.03 Инструментальное исполнительство,(№ 1390) 53.02.04 Вокальное искусство,(№1381) 53.02.06 Хоровое дирижирование(№1383), 53.02.07 Теория музыки (№1387)Составитель:
Панина О.В., преподаватель, аттестована на соответствие.
1. Общие положения
Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля и
оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу
учебной дисциплины ОД.01.05. География
КИМ включают контрольные материалы для проведенияпромежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Форма промежуточной аттестации Семестр Форма проведения зачета
(организация контроля и оценивания)
Контрольная работа
Дифференцированный зачет
III семестр
IV семестр Устный ответ
Устный ответ
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Освоенные умения Усвоенные знания
1.Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; 1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
2. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов
2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
3. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
4. сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
3. Измерительные материалы для оценивания результатов освоения
учебной дисциплины
3.1. Задания для проведения промежуточного контроля.
Форма промежуточного контроля: дифференцированный зачет
Условия выполнения задания:
1. Максимальное время выполнения задания: 15 минут
2. Источники информации, разрешенные к использованию на зачете,
оборудование: справочный материал, карты, атлас.
Вопросы для дифференцированного зачета.
Какова история формирования и развития современной политической карты мира? Причины сдвигов на политической карте мира?
Какие типологические черты стран могут быть использованы при их классификации по уровню социально-экономического развития?
Классификация стран по площади, численности населения и географическому положению
Классификация стран по форме правления и форме АТД.
Что называют природными ресурсами? Какие принципы являются основой различных классификаций природных ресурсов?
В чем заключается рациональное использование возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?
Что такое ресурсообеспеченность и в чем она выражается?
Что изучает наука демография? Назовите стадии демографического перехода.
Воспроизводство населения: понятие и два типа.
Демографическая политика и ее особенности в разных странах
Половой состав населения Земли.
Размещение населения по планете.
На какие возрастные группы принято делить население? Почему в большинстве стран и регионов мира в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины?
 Этнический состав населения. На какие группы делятся все страны мира по особенностям своего национального состава.
Религиозный состав населения Земли.
В чем сущность научно-технической революции? Какие характерные черты современной научно-технической революции вы можете выделить?      
Составные части НТР.
Мировое хозяйство и его модели
Отрасль международной специализации и условия, необходимые для ее возникновения
Международная экономическая интеграция и ее виды -региональная и отраслевая
Топливная промышленность и электроэнергетика мира. Металлургия мира.
Химическая, лесная и легкая промышленность мира.
Сельское хозяйство мира.
Глобальные проблемы человечества: экологическая проблема и пути ее решения
Глобальные проблемы человечества: продовольственная проблема пути ее решения
Глобальные проблемы человечества: энергетическая и сырьевая проблема пути ее решения.
Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы.
Критерии оценивания заданий
«Отлично»: студент в полном объеме ответил на все основные и дополнительные вопросы поставленные преподавателем. Умеет самостоятельно анализировать информацию, сопоставлять понятия, приводить примеры по ходу пояснения вопросов. Показывает грамотность в использовании терминов, свободно ими пользуется в своей речи.
«Хорошо»: студент раскрыл содержание вопросов, но в его ответе содержатся недочеты или одна не грубая ошибка. При ответе на поставленные вопросы имеются незначительные замечания и поправки со стороны преподавателя. Может самостоятельно добывать знания, имеет развитые практические умения.
«Удовлетворительно»: студент раскрыл более, чем на 50% содержание вопросов, но его ответ содержит недочеты или 2-3 негрубые ошибки. При ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему значительную помощь в виде наводящих вопросов. Знает только основные принципы, умеет добывать знания лишь из основных источников. Знания и умения лишь частично сформированы.
«Неудовлетворительно»: студент раскрыл менее, чем на 50% содержание вопросов, его ответ содержит более двух грубых ошибок, при ответе на поставленные вопросы, преподаватель оказывал ему постоянную помощь. Не умеет самостоятельно работать с источниками, у него не сформированы знания и умения.
3.2 Задания для проведения рубежного контроля
3.3. Задания для проведения рубежного контроля
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: III семестр – октябрь, (по расписанию).
2. Максимальное время выполнения задания: 30 минут
3. Источники информации, разрешенные к использованию,
оборудование справочный материал, карты, атлас.
Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
Тест «Население мира».
Вариант 1
1.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек;3) 4.5-5 млрд. человек;
2) 5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.
2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:
1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек ;2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.
3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:
1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.
4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:
1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия; 2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;
3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.
5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:
1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.
6. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:
1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.
7. Укажите три самые крупные по населению страны Африки:
1) Алжир 6) Чад;
2) Эфиопия; 7) Марокко;
3) Заир 8) Ботсвана;
4) ЮАР 9) Египет;
5) Нигерия 10) Танзания.8. Укажите верные утверждения:
1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном; 2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;
4) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.
9. Укажите верные утверждения:
1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;
2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;
3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;
4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;
10. Укажите верные утверждения:
1) Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;
2) Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;
3) Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;
4) На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.
11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте более 1000 м над уровнем моря: 1) Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.
12. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:
1) ФРГ; 6) Бельгия;
2) Франция; 7) Греция;
3) Нидерланды; 8) Норвегия;
4) Греция; 9) Швеция;
5) Болгария; 10) Польша.13. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:
1) Европа; 4) Северная Америка;
2) Азия; 5) Латинская Америка;
3) Африка; 6) Австралия и Океания.
14. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:
1) Франция; 6) Дания;
2) Италия; 7) Бельгия;
3) Норвегия; 8) Чехия;
4) Венгрия; 9) Словакия;
5) Болгария; 10) Португалия;15. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения:
1) Оман, Парагвай, Бельгия 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа 3) США, Япония, Германия 4)Ливия, МонголияКлюч к тесту: 1-4, 2-3,3- все,4-3,5-1, 6-4,7-259,8-13,9-23,10-14,11-1,12-136,13-123,14-457810,15-4
Критерии оценивания заданий
«5»___________14 -15 баллов
«4»___________12 -13 баллов
«3»___________ 9 – 11 баллов
«2»____________1 – 8 баллов
Форма рубежного контроля: контрольная работа (устный ответ).
Время проведения: III семестр. Декабрь.
Условия выполнения задания
1. Максимальное время выполнения задания: 15 минут
2. Источники информации, разрешенные к использованию на зачете,
оборудование: справочный материал, карты, атлас.
Вопросы для контрольной работы:
Предмет ЭСГМ. Положение географии в системе наук
Статистический метод. Виды статистических материалов
Способы и формы получения географической информации
Геоинформационные системы
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем
Природные ресурсы Земли, их виды
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий
Мировые природные ресурсы
Основные типы природопользования. Источники загрязнения.
Численность, динамика и размещение населения мира.
Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира
Расселение населения. Урбанизация
Научно-техническая революция
Мировое хозяйство.
Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция
Отрасли международной специализации стран и регионов мира
Воздействие НТР на мировое хозяйство
География промышленности. Топливно -энергетическая промышленность
Электроэнергетика
Горнодобывающая промышленность (черная и цветная металлургия)
Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность
Сельское хозяйство мира
География транспорта мира
Критерии оценки ответов:
«Отлично»: студент в полном объеме ответил на все основные и дополнительные вопросы поставленные преподавателем. Умеет самостоятельно анализировать информацию, сопоставлять понятия, приводить примеры по ходу пояснения вопросов. Показывает грамотность в использовании терминов, свободно ими пользуется в своей речи.
«Хорошо»: студент раскрыл содержание вопросов, но в его ответе содержатся недочеты или одна не грубая ошибка. При ответе на поставленные вопросы имеются незначительные замечания и поправки со стороны преподавателя. Может самостоятельно добывать знания, имеет развитые практические умения.
«Удовлетворительно»: студент раскрыл более, чем на 50% содержание вопросов, но его ответ содержит недочеты или 2-3 негрубые ошибки. При ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему значительную помощь в виде наводящих вопросов. Знает только основные принципы, умеет добывать знания лишь из основных источников. Знания и умения лишь частично сформированы.
«Неудовлетворительно»: студент раскрыл менее, чем на 50% содержание вопросов, его ответ содержит более двух грубых ошибок, при ответе на поставленные вопросы, преподаватель оказывал ему постоянную помощь. Не умеет самостоятельно работать с источниками, у него не сформированы знания и умения.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: IV семестр апрель, (по расписанию).
2. Максимальное время выполнения задания: 30 минут
3. Источники информации, разрешенные к использованию,
оборудование справочный материал, карты, атлас.
1. Выделите ответ, в котором верно указаны три крупнейшие по численности населения страны мира:
а) Россия, Китай, США;
в) Китай, Индия, США;
б) Индия, Россия, ФРГ;
г) Китай, Бразилия, Канада.
2. Какое примерно количество стран в современном мире?
а) 100 в) 152 б) 230 г) 270
3. Какая из стран не входит в «большую восьмерку»?
а) США; в) Канада; б) Бразилия; г) Италия.
4. Укажите государство республику:
а) Япония; в) Германия; б) Дания; г) Испания.
5. Какая из перечисленных стран не является страной «переселенческого капитализма»:
а) Австралия; в) ЮАР; б) Израиль; г) Аргентина;
6. Новыми индустриальными странами являются:
а) Китай, Монголия, Таиланд; в) Мексика, ЮАР, Индия;
б) Республика Корея, Сингапур, Тайвань; г) Египет, Бруней, Вьетнам.
7. Страна, имеющая только морские границы:
а) Афганистан; б) Турция в) Куба; г) Италия.
8. Федеративным государством не является:
а) США; б) Индия в) Россия; г) Япония.
9. Наибольшую протяженность с севера на юг имеет:
а) Перу; б) Венесуэла в) Чили; г) Боливия.
10. Назовите столицу Канады
а) Монреаль; в) Торонто; б) Оттава; г) Виннипег.
11. Главной «горячей точкой» мира является:
а) Европа; в) Ближний Восток;
б) Южная Америка; г) Австралия.
12. Какая из стран выделяется по добыче железной руды:
а) Бразилия; в) Германия; б) Великобритания; г) Япония.
13. Какая из стран относится к крупнейшим экспортерам зерна?
а) Австри в) Канада; б) Монголия; г) все три страны.
14. Какой регион занимает первое место по развитию туризма?
а) Западная Европа; в) Австралия; б) Северная Америка; г) Латинская Америка.
15. Какая из перечисленных стран «лишняя» в списке членов ОПЕК
а) Алжир; в) Куба; б) Саудовская Аравия; г) Венесуэла.
16. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:
а) Персидского залива; в) Балтийского моря; б) Аравийского моря; г) Бенгальского залива.
17. Установите соответствие между страной и её столицей:
1. Мексика А) София
2. Египет Б) Рим
3. Италия В) Мехико
4. Болгария Г) Каир
18. Соотношение между величиной запасов и размерами использования природных ресурсов называется________________________________
19. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется _____________________________
20. Период времени, в течении которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества это ____________________________________
Ключ к тесту:
1 - в2 – б3 – б4 – в5 – г6 – б7 – б8 – г9 – б10 – б11 – в12 – а13 – в14 – а15 – в16 – а17. 1-В 2 – Г 3-Б 4 – А 18. Ресурсообеспеченность 19. ВВП20. НТР
Критерии оценивания заданий
«5»__________19 – 20 баллов
«4»__________18 – 16 баллов
«3»__________15 – 10 баллов
«2»__________ 1 – 9 баллов
3.3. Задания для проведения текущего контроля
Форма текущего контроля:выполнение практической работы
Условия выполнения задания
1. Максимальное время выполнения задания: 45 минут
2. Источники информации, разрешенные к использованию,
Оборудование: карты, атлас , справочные материалы, текст конспекта, Интернет – ресурсы.
Практическая работа № 1
«Обозначение на контурной карте основных географических объектов»
Задания:
Задание 1. Используя атлас, форзацы учебника Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира”, выпишите в тетрадь названия стран, входящих в первую десятку по численности населения. Нанесите на контурную карту границы этих стран, подпишите их столицы. 
Задание 2. Используя атлас, выпишите в тетрадь названия трех островных стран, трех полуостровных, трех внутриконтинентальных. Обозначьте на контурной карте границы этих стран, их названия и столицы.
Задание 3. Используя форзацы учебника Максаковского В.П., выпишите в тетрадь названия стран с разной формой правления:
Три страны, являющиеся абсолютными монархиями.
Пять стран, являющихся конституционными монархиями.
Пять стран, являющихся федеративными республиками.
Нанесите на контурную карту границы этих стран, подпишите их названия и столицы. Для указания формы правления используйте условные обозначения:
- абсолютная монархия – АМ
- конституционная монархия – КМ- федеративная республика - ФРСформулируйте вывод о распространении стран с монархической формой правления по регионам мира и запишите в тетрадь.
Контрольные вопросы:
1. В чем выражается многоликость современного мира?
2. Чем различаются страны мира по формам правления и административно-территориального устройства?
3. Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания. Япония?
4. Из перечисленных стран выберите те, которые имеют республиканскую форму правления: Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия.
5. Назовите современные и традиционные методы географических исследований.
Практическая работа № 2.
«Систематизация стран мира по государственному строю»
Методические рекомендации по выполнению работы:
1.На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:
Форма правления Форма административно-территориального устройства
Республики Монархии Унитарные
государства Федеративные
государства
Конституционные Абсолютные 2. Используя текст учебника §1 – 4, составьте глоссарий таких понятий, как «политическая карта мира», «страна», «государство», «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «сепаратизм», «республика, «монархия «(абсолютная, конституционная, теократическая), «унитарное» и «федеративное государство», «горячие точки», «политико-географическое положение страны», «геополитика».Практическая работа № 3.
«Анализ политико-географического положения страны»
План
1. Общие сведения о стране (площадь, социально-экономический тип, столица)
2. Положение страны на материке
3. Тип страны по географическому положению
4. Участие страны в международных военных экономических и политических организациях
5. С какими странами и где граничит страна
6. Участие стран–соседей в международных организациях
7. Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств
8. Какими морями (океанами) и где омывается страна
9. Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций
10. «Горячие точки», угрожающие безопасности страны
11. Вывод о политико-географическом положении страны.
Практическая работа № 4.
Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
 
Вариант 1. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов топливных ресурсов мира.
Задания:
Используя атлас (стр. 4), текст учебника и дополнительную литературу, на контурную карту условными знаками нанесите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны и подпишите их названия.
Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа.
Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа.
Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.
Вариант 2. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов рудных ресурсов мира.
Задания:
Используя знания полученные на уроке или дополнительную литературу, штриховкой различного цвета покажите основные металлогенические пояса мира ( алюминиевый, медный и оловянный ).
Используя атлас (стр. 4), условными знаками покажите крупнейшие месторождения железных руд, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота и подпишите их названия.
Подпишите страны, выделяющиеся запасами железных, алюминиевых, медных, никелевых и оловянных руд и обозначьте их границы.
Сделайте вывод о размещении этих видов рудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 3. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов нерудных ресурсов мира.
Задания:
Используя атлас (стр. 4), условными знаками покажите крупнейшие месторождения апатитов, фосфоритов, калийных солей и алмазов и подпишите их названия.
Подпишите названия стран, выделяющиеся запасами данных видов минерального сырья.
Сделайте вывод о размещении нерудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 4. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения важнейших видов неминеральных ресурсов.
Задания:
Используя атлас ( стр. 5 - 8 ), учебник и дополнительную литературу, покажите на контурной карте различными цветами страны, выделяющиеся по величине лесных, водных и агроклиматических ресурсов.
Нанесите различными цветами основные ареалы северного и южного лесных поясов, почвенных ресурсов и важнейшие рекреационные зоны мира.
Обозначьте основные аридные зоны мира и подпишите названия крупнейших пустынь.
Сделайте вывод о размещении лесных, водных, почвенных и рекреационных ресурсов по регионам мира.
Практическая работа № 5.
Объяснение процессов воспроизводства населения
двух регионов мира.Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов,объяснение значения и причин выявленных различий,
составление демографического прогноза.
Используя  учебник и  статистические  данные  таблицы ,  заполните  её,  определив  тип  воспроизводства  и  демографический  этап  для  каждого  региона;
Сравните  особенности  воспроизводства  двух  регионов  мира  в  зависимости  от  номера  варианта;
Назовите  причины  этих  особенностей;
Назовите  демографические  последствия  данной  ситуации  в этих  регионах  и  пути  решения  возможных проблем;
Сделайте  вывод  о  различиях  воспроизводства  населения  по  регионам  мира.
Вариант 1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и СНГ.
Вариант 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Африки и Зарубежной Азии.
Вариант 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Восточной  и  Юго-Западной  Азии.
Вариант 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки.
Вариант 5. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.
Практическая работа № 6.
Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом населения.
Задания:
Вариант 1. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом населения.
Используя текст учебника , атлас (стр. 2–3 и 12–13), справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу "Типы  стран  по  национальному  составу", вписав примеры стран и проживающие в них народы;
Сделайте вывод о размещении стран с различным национальным составом по регионам мира.
Вариант 2. Составление классификационной таблицы стран с различным религиозным составом населения.
Используя текст учебника , карты атласа (стр.  2-3 и 12) справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу ''Виды  стран  по  религиозному  составу  населения'', вписав примеры стран и преобладающие в них религии;
Сделайте вывод о размещении стран с различным религиозным составом населения по регионам мира. 
Практическая работа № 7
Составление проекта международного туристического маршрута.
Задания:
На  контурной  карте  мира  или  соответствующего  региона  условными  знаками  нанесите некоторые  уникальные  объекты  природы  и  общечеловеческой  культуры,  которые  Вы  предлагаете  посетить;
Выберите  вид  (или  виды)  транспорта,  на котором  (-ых)  Вы  предполагаете  провести  круиз;
Нанесите  на карту  маршрут  Вашего  международного  круиза  с  посещением  указанных  Вами  достопримечательностей;
Дайте  обоснование  выбора  объектов,  которые  Вы  предполагаете  посетить  и вида  (видов)  транспорта  (т.е.  проведите рекламную кампанию).
Вариант 1.  Составление  туристического  маршрута  по  странам  СНГ.
Вариант 2.  Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Европы.
Вариант 3.  Составление  туристического  маршрута   кругосветного  путешествия.
Практическая работа № 8.
Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух развитых стран Европы.
Задания:
Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по типовому плану:
План экономико-географической характеристики страны.
Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);
Географического положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
Природные условия и ресурсы;
Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
Структура национального хозяйства;
Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;
Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;
Характерные черты развития транспорта;
Характерные особенности непроизводственной сферы;
Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;
Вывод о развитии стран.
Внимание! Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух” параллельных” характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.
Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Италии.
Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Франции и Германии.
Практическая работа № 9.
Тема: Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Задания:
Используя текст учебника и карты атласа, применяя полученные знания, выполните задания:
1. На контурной карте мира нанесите границы России и границы её главных экономических районов, подпишите названия соседних с Россией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.
2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых.
3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами.
4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района.
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства России.
7. Обозначьте на карте страны, которые являются торговыми партнерами России в качестве экспортеров или импортеров какой-либо продукции.
8. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.
9. Сделайте вывод о структуре российского экспорта и импорта.
Практическая работа № 10
«Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России»
Задания:
Задание №1 Политическая и экономическая оценка государственных границ России.
Используя дополнительный материал, конспект лекции, атлас, учебник составьте политическую и экономическую оценку государственных границ России используя следующий план:
а) уровень экономического развития соседних стран
б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим блокам
в) принадлежность России к политическим и экономическим группировкам и блокам
г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и угроз
Задание №2 Определение природно-ресурсного потенциала России.
1.Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых на карту №1.
2. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами.
Задание №3 Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции
1.Условными знаками нанесите на карту №2 основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района.
2. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета — животноводства.
3. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства России.
Контрольные вопросы:
1. Назовите изменения, которые произошли в географическом, геополитическом и геоэкономическом положении России.
2. Каковы особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
3. Какие основные географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Критерии оценивания заданий
Отметка "5"
 Практическая или самостоятельнаяработа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные преподавателем источники знаний, , таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.