Беседа: Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

Беседа:
Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

Как добиться, чтобы на вашей улице поставили светофоры, и почему их хотят сделать лежачими
5 августа свой день рождения отметил российский светофор. В честь этого события в Невском районе на Хрустальной улице был с шампунем вымыт один световой прибор. Второй был вскрыт для демонстрации содержимого и показа, как далеко шагнули современные технологии. После чего торжественная часть праздника завершилась, и городские светофоры продолжили работу в обычном режиме.
О том, что собой сегодня представляет светофорное хозяйство города, рассказывает ведущий специалист Центра управления дорожным движением Дмитрием ПОПОВЫМ. В честь дня рождения светофор вымыли с шампунем














Работает уже 85 лет
Петербург называют светофорной столицей почему?  Дело в том, что первые светофоры в России появились именно в Петербурге. В 1930 году светофор поставили на углу Невского и Литейного проспектов. Он работает на этом месте до сих пор. Правда, начинка у него уже другая, более современная. 
Сколько сегодня в городе работает  светофоров?  Точная цифра колеблется. Какие-то светофоры находятся в ремонте, какие-то демонтируются, где-то появляются новые объекты. В целом сегодня в Петербурге около 1400 опорных постов. В данном случае речь идет не об одной палке с фонарями, а о светофорно-регулируемом объекте. 
Как установить светофор?
Кто и как принимает решения об их установке? На Петроградской стороне на перекрестке улиц Мира и Котовского постоянно происходят аварии. Что надо сделать, чтобы там установили светофор? Существует ГОСТ, в котором указаны основания для установки светофоров. В нем учитывается такой показатель, как интенсивность движения транспорта и пешеходов. Бытует заблуждение, которое часто встречается и поддерживается дилетантами, что для установки светофора нужно, чтобы на этом месте произошло не менее трех ДТП с пострадавшими. Это чушь. Я не знаю, кто придумал, что за установку светофоров надо заплатить жизнями людей. На самом деле в городе светофоров, которые появились на перекрестках по причине аварийности, всего где-то около пяти процентов. 
Чаще всего основной причиной для введения светофорного регулирования является наличие каких-то социальных предпосылок. Например, светофоры появляются перед школами, детскими поликлиниками, учреждениями для инвалидов и ветеранов. 
Существенный фактор для установки светофоров обращения граждан. Проектный отдел, реагируя на них, выезжает на место, ведет сбор информации об интенсивности движения транспорта. Порой ставим видеокамеры, чтобы потом на основе видеофайла сделать точный анализ транспортной обстановки. В некоторых случаях используем и видеодетекторное оборудование. После чего на основании всех полученных данных уже принимаем решение нужно или нет устанавливать здесь светофорное регулирование. 
Говорят, что стоимость одного светофора составляет больше одного миллиона рублей.  Что вы понимаете под стоимостью одного светофора? Проектирование одного светофорного объекта это достаточно сложная работа. Сюда входят и разработка схем расстановки светофорных колонок, и прокладка кабельно-питающей линии, и топографические исследования подземных коммуникаций. Что касается стоимости установки и монтажа самого светофорного оборудования, то цена в миллион рублей это какой-то очень дешевый светофор. Например, чтобы построить светофорные объекты на перекрестке, требуется 2,5 3 миллиона рублей. А вот установить светофоры на огромной площади на проспекте Славы обойдется в сумму уже 10 миллионов рублей. Современные светофоры это высокосложные электроустановки, которые состоят из самих светофоров, всевозможных датчиков транспортных средств, колонок, опор, стоек и прочего оборудования. Например, большая часть светофорных объектов хранит библиотеку режимов, которые включатся в зависимости от дня недели или от времени суток.


Светофор в разрезе можно увидеть далеко не каждый день
Они становятся умнее
Если светофоры такие умные, то как можно объяснить ситуацию на Купчин-ской улице во Фрунзенском районе? Там установлены светофоры, но зеленый свет горит всего несколько секунд. Пожилые люди успевают за это время только поставить ногу на проезжую часть. Кто принимает решение о том, сколько времени должен гореть тот или иной сигнал светофора?  Я не готов сказать, что происходит на Купчинской улице. Существуют формулы и алгоритмы расчета режима регулирования  светофора, которые учитывают время, необходимое для перехода проезжей части. Кроме того, к этим цифрам мы добавляем по собственной инициативе еще 5 секунд. Поэтому в итоге получается достаточное время, чтобы успеть перейти улицу. При этом если по какой-то причине пешеходы все же не успевают ее перейти, то это явно какой-то сбой в работе светофора. И надо об этом дать сигнал в диспетчерскую дирекции по организации дорожного движения. 
В городе в качестве эксперимента появились лежачие светофоры. Где их можно увидеть? И насколько удачным оказался эксперимент?  В настоящее время проходит апробацию система под названием «лежачий светофор» в виде светящейся черты на тротуаре, в зоне занижения бортового камня на пешеходном переходе. Встроенные в проезжую часть светодиодные элементы дополнительно указывают пешеходу на то, какой свет сейчас горит на светофоре. Подобная система установлена на Большой Морской улице. Идет ее тестирование, чтобы понять все положительные и отрицательные стороны. Надо посмотреть, как лежачие светофоры поведут себя зимой. 
Сколько, на ваш взгляд, в городе нужно еще установить светофоров? Есть ли у этого прибора альтернатива? Какими могут стать светофоры в будущем?  Петербург постоянно растет и развивается. Формируются все новые и новые кварталы жилой и деловой застройки. Поэтому количество светофоров будет постоянно увеличиваться. Будущее за интеллектуализацией светофорного движения. Такие технологии уже существуют. Например, на Васильевском острове светофоры не просто синхронизированы, но они еще и могут обмениваться информацией, и не только те, что на одной магистрали расположены, а по сути на всем острове. По нашим оценкам, это увеличило пропускную способность на 30 процентов. К сожалению, это максимум. Да, сегодня Васильевский стоит в пробках. Многие нам жалуются, но надо учитывать ремонты, закрытия дорог и проблему с мостами. Уверяю вас: без умных светофоров было бы еще хуже.


Первый автоматический светофор появился в Англии в 1868 году. Он работал на газовой лампе и облегчал членам лондонского парламента переход проезжей части улицы. Однако через четыре недели после установки он взорвался и поранил полицейского. После чего о светофоре забыли почти на 50 лет. До тех пор, пока в 1910 году не было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов. В августе 1914 года в США появился первый предшественник современных устройств, он имел красный и зеленый фонари, а при переключении цвета издавал звуковой сигнал. Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. 

Рисунок 1Яђ Заголовок 115