Рабочая программа по дисциплине Основы философии специальность Садово-парковое и ландшафтное строительство


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
_______________________________________________________________________
(БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (по программе базовой подготовки)
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования»
Разработчики:
Христич Л.А., преподаватель социально-экономических дисциплин ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования» г. Смоленска
Согласована с работодателями.
Утверждена Научно- методическим советом ОГБПОУ СмолАПО
Протокол № 5А от 17.01.2017 г.
Рассмотрена
На заседании кафедры ТДСНиС
Протокол № 03 от 16.01.2017 г.
Зав. кафедрой ТДСНиС _____________________________ Т. С. Туркина
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Программа учебной дисциплины Основы философии является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (по программе базовой подготовки)
Указать специальность /направление подготовки
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ОПОП по специальности.
Дисциплина Основы философии обеспечивается следующими дисциплинами: Всеобщая история, Обществознание, Основы экономики, Основы права, Основы социологии и политологии.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 58 часов/2 зачетных единиц, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 58/2
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: лабораторные работы *
практические занятия *
контрольные работы 1
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) *
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий *
лекционные занятия 20
семинарские занятия 25
зачетное занятие 2
Самостоятельная работа студента (всего) 10
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) *
Выполнение творческих домашних заданий (составление кроссворда по тематическому блоку)
Составление сравнительной концептуальной таблицы
Проект прогноза социального развития человечества на ближнюю перспективу
Заполнение структурной схемы
Написание доклада и создание презентации по теме
2
2
2
2
2
Итоговая аттестация в форме зачета

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
наименование
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Философия и ее роль в жизни общества 6

Тема 1.1.
Понятие о философии.
Круг проблем, специфика и значение философского знания для человека и общества
Содержание учебного материала 2 1
2
3
4
5 Философия: предмет, структура, функции.
Философия как форма духовной культуры
Мировоззрение, его структура, исторические типы
Основные характеристики философского знания
Функции философии
2
2
2
2
2
Лабораторные работы * Практические занятия * Контрольные работы * Лекционное занятие № 1. Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции
2 Рекомендуемые педагогические технологии: объяснительно-иллюстративная Самостоятельная работа студента Тема 1.2.
Онтологические основы бытия и философское понимание мира
Содержание учебного материала 4 1
2
3
4
5
6
Материя, ее структура, способ и формы существования
Формы познания
Проблема истины
Диалектика и категории
Законы диалектики
Картины мира 3
3
3
2
2
3
Лабораторные работы * Практические занятия * Контрольные работы * Семинарское занятие № 1. Онтологические основы бытия
1. Категория бытия в философии.
2. Понятие субстанции в философии.
3. Понятие материального и идеального.
4. Материя и ее свойства. Духовный мир – сознание.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Лекционное занятие № 2. Основы философского понимания мира
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Самостоятельная работа студента Раздел 2.
Исторические этапы и основные идеи мировой философии
17
Тема 2.1.
Философия Древнего мира Содержание учебного материала 4 1
2
3
4
5
6 Человек и Абсолют в восточной философии и культуре
Космоцентрическая философия античности
Сократ и его метод
Объективный идеализм Платона
Атомизм Демокрита
Философия Аристотеля 2
2
3
3
3
3

Лабораторные работы * 2
3
3
2
2
2
3
3
3
2
3
3
3
2
3
2
3
3
3
3
3
2
2
3
2
2
2
3
3
3
3
2
2
3
2
3
Практические занятия * Контрольные работы * Семинарское занятие № 2. Античная философия
1. Причины появления философии в Древней Греции.
2. Периодизация античной философии.
3. Школы и основная философская проблематика.
4. Основные философские идеи античности.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: кейс технологии, информационные Лекционное занятие № 3. Древнеиндийская и древнекитайская философия
2 Рекомендуемые педагогические технологии: информационные, объяснительно-иллюстративная технология обучения Самостоятельная работа студента Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) * Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) * Тема 2.2.
Философия Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени
Содержание учебного материала 1
2
3
4
5
6
7
8
9 Теоцентризм и догматизм как черты средневекового мышления
Патристика и схоластика
Антропоцентризм, гелиоцентризм, пантеизм Ренессанса
Немецкая классическая философия
Гегелевская диалектика
Западный иррационализм
Особенности русской философии
Славянофильство и западничество
Русский космизм
13
Лабораторные работы Практические занятия Семинарское занятие № 3. Философская мысль Средних веков, Возрождения, Нового времени
1. Основные направления в западноевропейской философии Средних веков.
2. Философия и основные мыслители эпохи Возрождения.
3. Философия эпохи интеллектуальной и научной революции Нового времени (XVII в.). Ф. Бэкон, Р. Декарт.
4. Философия европейского Просвещения. Свободомыслие, идея всесилия разума и науки.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технология организации самостоятельной работы Самостоятельная работа студента:
Заполнение структурной схемы: Философские идеи Нового времени.
1 Лекционное занятие № 4. Немецкая классическая философия
2 Рекомендуемые педагогические технологии: развитие критического мышления Семинарское занятие № 4. Развитие русской философии: основные этапы и идеи
1. Предфилософия. Основные темы и представители.
2. Особенности развития русской философии XVIII в.
3. Проблема смысла истории, места и роли России в мировом историческом процессе (западники и славянофилы).
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология организации самостоятельной работы Лекционное занятие № 5. Западная постклассическая философия
2 Рекомендуемые педагогические технологии: групповые технологии Семинарское занятие № 5. Русская религиозная и марксистская философия
1. Религиозно-философские и нравственные искания русских философов и интеллигенции.
2. Космизм.
3. Марксистская философия.
1 Контрольная работа по разделу 1: Философия и ее роль в жизни общества и разделу 2: Исторические этапы и основные идеи истории мировой философии
1 Самостоятельная работа студента:
Сравнение теорий славянофилов и западников в виде концептуальной таблицы
2 Раздел 3.
Актуальные философские проблемы 35
Тема 3.1.
Природа человека и смысл его существования
Содержание учебного материала 8 1
2
3
4
5
6
7 Философская антропология
Проблемы антропосоциогенеза
Биологическое и социальное в человеке
Проблема смысла жизни человека
Духовный мир человека
Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества
Человек и Космос
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Лекционное занятие № 6. Человек как предмет философии
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Семинарское занятие № 6. Человек – живая система – биопсихосоциальное существо
1. Многомерность человеческой природы. Человек как живой организм.
2. Структура личности по Фрейду.
3. Природа бессознательного по Юнгу.
4. Человек – есть тайна.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология организации группового взаимодействия Лекционное занятие № 7. Ценности человеческого существования
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология развития критического мышления Самостоятельная творческая работа студента
Составление кроссворда по тематическому блоку: Природа человека и смысл его существования
2 Тема 3.2.
Проблемы социальной философии
Содержание учебного материала 11 1
2
3
4
5
6
7
8 Человек, общество, культура
Личность и социальные ценности
Свобода и ответственность
Философия истории
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Взаимосвязь культуры и цивилизации
Человек и религия
Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы Семинарское занятие № 7. Основные формы духовной жизни общества и общественное сознание
1. Общественное бытие. Социальные отношения.
2. Формы духовной жизни общества.
3. Общественное сознание: уровни и формы. Общественная психология.
4. Социальное познание и его методы.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: компьютерные (новые информационные) технологии обучения Лекционное занятие № 8. Проблемы взаимоотношений: человек и общество; человек и история
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Семинарское занятие № 8. Проблемы свободы и ответственности личности
1. Многозначность понятия «свобода».
2. Проблема свободы в истории философии.
3. Бегство от свободы.
4. Свобода – нравственный императив.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: организация дискуссии Лекционное занятие № 9. Философия культуры. Культура и цивилизация
2 Рекомендуемые педагогические технологии: информационные; объяснительно-иллюстративные технологии обучения Семинарское занятие № 9. Духовная культура. Идея Бога в жизни человека
1. Философия ценностей: основания, классификация. Философия искусства. Феномен красоты. Творческая деятельность.
2. Философия морали – этика. Основные моральные категории.
3. Философия права. Нормы права. Правосознание.
4. Философия религии. Религиозное сознание и его исторические формы. Функции религии.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология организации группового взаимодействия Самостоятельная работа студента:
Заполнение структурной схемы по теме: Исторические формы религиозного сознания
1 Тема 3.3.
Человеческое познание и деятельность
Содержание учебного материала 8 1
2
3
4
5
6
7 Происхождение и сущность сознания
Проблемы гносеологии
Гносеологические концепции
Виды деятельности
Наука и ее роль
Специфика научного знания
Научные революции
Лабораторные работы Практические работы Контрольная работа Лекционное занятие № 10. Проблемы сознания и познания
2 Рекомендуемые технологии: технология проблемного обучения Семинарское занятие № 10. Наука и ее роль в жизни человека
1. Наука как особый тип познания, деятельности и социальной организации.
2. Ненаучное познание.
3. Методы научного познания. Стадии и уровни научного исследования.
4. Наука в системе культуры. Моральные проблемы.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология организации самостоятельной работы Самостоятельная работа студента:
Написание доклада и создание презентации по теме: Основные идеи современной науки

2 Семинарское занятие № 11. Взаимосвязь сознания, познания и деятельности
Деятельность в жизни человека.
Структура деятельности.
Мотивы деятельности.
Виды деятельности и познание.
Практика и познание.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология модерации Тема 3.4.
Глобальные проблемы человечества и их философское осмысление
Содержание учебного материала 8 1
2
3
4
5
Проблемы отношений общества и природы
Географический детерминизм
Экологическое сознание
Философия техники и техноэтика
Глобальные проблемы современности и будущее человечества
Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы Семинарское занятие № 12. Проблемы взаимоотношения человека и природы
Проблемы отношений общества и природы.
Географический детерминизм.
Экологическое сознание.
Философия техники. Техника и этика.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения Семинарское занятие № 13. Глобальные проблемы человечества. Будущее человечества
1. Понятие глобальных проблем.
2. Римский клуб и философия глобальных проблем.
3. Сценарии будущего Земной цивилизации.
2 Рекомендуемые педагогические технологии: организация имитационного моделирования Самостоятельная работа студента:
Проект прогноза социального развития человечества на ближнюю перспективу: пессимистический и оптимистический.
2
Зачет
2 Всего: 58 ч.
48 ауд.
20 ч. – л.
25 ч. – с.
1 ч. – к. р.
2 ч. - зачет
10 ч. - с.р.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Матрица сопряжения общих и профессиональных компетенций с учебными дисциплинами и профессиональными модулями
Основы философии История Иностранный язык Физическая культура Математика Экологические основы природопользования Информационные технологии профессиональной деятельности Экономика организации Основы менеджмента Охрана труда Ботаника с основами физиологии растений Основы почвоведения, земледелия и агрохимии Основы садово-паркового искусства Озеленение населенных мест с основами градостроительства Цветочно-декоративные растения и дендрология Безопасность жизнедеятельности ПМ.01. ПМ.02. ПМ.03. УП.00
МДК.01.01. МДК.02.01.
МДК.02.02.
МДК 02.03. МДК 03.01. ОК 1 * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 2 * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 3 * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 4 * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 5 * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 6 * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 7 * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 8
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОК 9
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: социально-экономических дисциплин.
Документационное обеспечение; философские словари; план работы учебного кабинета; журнал по технике безопасности, интерактивная доска, персональные компьютеры.
Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал; учебно-практическое пособие по дисциплине; методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов; слайд-лекции и презентации по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютерные и телекоммуникационные
__________________________________________________________________
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии: учебник. – М.: Форум Инфра-М, 2011. – 480 с. – Серия: Профессиональное образование.
Горелов А. А. Основы философии. – 14-е изд., стер.- Учебник для студентов СПО. – М.: Академия, 2013. – 320 с. – Серия: Среднее профессиональное образование.
Сычев А. А. Основы философии: Учебное пособие. 2-е изд., испр. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. – 368 с.
Дополнительные источники:
Егоров А. Д., Егоров И. Д. Границы цивилизации. – М., 2009. – 160 с.
Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: МОДЭК, 2010. – 808 с.
Светлов В. А. История философии в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.
Краткий философский словарь /Авт.-сост. Алексеев А. П. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2012. – 492 с.
Русская философия. – Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/RUSSKAYA_FILOSOFIYA.html
Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.
Философия в схемах и таблицах. Учебное пособие /А. М. Руденко. – Ростов н/Д, Феникс, 2012. – 382 с. – Серия: Высшее образование.
Философия и естествознание. – Избранные статьи. - М: Идея-Пресс, 2010. – 640 с.
Философия религии. – Хрестоматия /Сост. П. С. Гуревич. – М.: МОДЭК, 2009. – 600 с.
Христич Л. А. Учебно-практическое пособие по дисциплине Основы философии. – Изд. 5-е перераб. и доп. – Смоленск, 2016.
Интернет – ресурсы:
Электронный учебник: Гуревич П. С. Основы философии [Текст]: учебное пособие /П.С. Гуревич. - М.: Академия, 2011. - 347 с. - (Среднее профессиональное образование). 1 Г 95
http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke11.shtml
http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/06.php
http://www.alleng.ru/edu/philos1.htmhttp://www.mavicanet.com/directory/rus/23135.htmlhttp://www.aonb.ru/iatp/guide/nauka.html#10http://edu-navigator.ru/res/14872/http://www.internet-biblioteka.ru/philosophy.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Форма контроля и оценки результатов обучения – зачет.
Методы контроля и оценки результатов обучения – тестирование.