Презентация по русскому языку на тему Формулируем позицию автора(Подготовка к ЕГЭ, часть С) (10-11 класс)


Формулируем позицию автора Составила : учитель русского языка и литературыСемёнова В.Ф. МБОУ гимназия с. Месягутово Дуванского района РБ проблема (вопрос)позиция автора(ответ)вопросно-ответное единствоАвторская позиция- это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор. Авторская позиция может быть выраженачЧЧётко, прямо, непосредственно:-В названии текста.-В отдельных предложениях текста.-Через ряд аргументов.Через модальный план текста:-Риторические вопросы.-Риторические восклицания.-Порядок слов.-Лексические повторы.Оценочную лексику.Модальные слова и частицы.Ряд вводных слов , словосочетаний, предложений.Её можноа)сформулироватьб) пересказать своими словамив) указать № предложения Средства выражения позиции авторасредствавырази-тельности Средства выражения позиции автораИрония- употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение; осуждение под видом похвалы: Авторская позиция в художественном текстепортретпоступки герояречьПоложительные или отрицательные качества проявляются в поступках, словах, мыслях героев?Как относятся к герою окружающие его персонажи?Как сказываются поступки героя на других героях произведения?Согласен автор с героем или нет?Автор осуждает или одобряет поведение героя?Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя? Автор и рассказчик Помните: позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать! Языковые клише 1.Автор считает, что... 2.Автор утверждает, что...3. Автор убежден, что... и подобная уверенность небезосновательна. 4. Автору важно убедить читателя в том, что... 5. Бесспорно мнение автора о том, что... 6. Цель автора - заставить читателя обратить внимание на... 7.Задача автора - убедить читателей в том, что... 8. Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ... 9.Автор подводит читателя к мысли о том, что... 10.Автор стремится донести до читателя мысль о том. что... 11.Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ... Языковые клише12. «...» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста. 13. «…» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.14. «...» — это высказывание точно отражает позицию автора. 15. ... — вот основная идея (мысль) текста. 16. «...» — именно эта мысль отражает авторскую позицию. 17. ... — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выра­зить свою позицию.18. ... — в этом предложении звучит прямая авторская оценка... 19. ... — все это позволило автору выразить мысль о том, что... 20. ... — вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы. 21. — вот итог авторских раздумий по основной проблеме. 22. Позиция автора очевидна: ... Типичные ошибки при формулировании позиции автора1.В сочинении отсутствует формулировка авторской позиции. 2. Позиция автора формулируется слишком широко и/или неточно.3.Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении. 4. Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика.5.Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста. Советы1.Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где, автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т. д.2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные пред-ия- всё зто средства выражения авторской позиции.3.Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.4.Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.5.При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!) Литература 1.Егораева Г. Т. «Русский язык. ЕГЭ. 2012. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С).- М.: Экзамен, 2012. 2.Сенина Н.А., Нарушевич. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки . Учебно-методическое пособие. Издание 3. - Ростов-на-Дону: Легион,2011.