Презентация по русскому языку для подготовки к сочинению-рассуждению на ЕГЭ Формулируем проблему


Формулируем проблему текста Часть С на ЕГЭ Всё в твоих руках…24.03.2014
style.rotationppt_wppt_y Этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;б) комментарий, виды комментария, способ оформления;в) выявление позиции автора и способы ее оформления;г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;3) работа над композицией сочинения;4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.24.03.2014 Словарь терминов, используемых вкритериях оценивания ответа на задания части САргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать – приводить доказательства, аргументы. Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа. Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому. Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста. Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте. Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме, взгляд, точка зрения, позиция. Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. (Проблем в тексте может быть несколько) Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме (то, что думает о ней сам автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы). Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературный, научные и другие факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни). Фактологическая точность – отсутствие фактических ошибок в фоновом материале. Формально заявленное мнение – бездоказательное мнение. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека. Корректность – вежливость, тактичность, учтивость. Этически корректно сформулировать свое мнение – деликатно, тактично изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста.24.03.2014 С чего начать работу над частью С ? 24.03.2014Во-первых, важно понять исходный текст. Внимательно изучая экзаменационный текст, нужно ответить на вопросы:ТЕКСТ О чём? (Ты увидишь тему.) Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдешь проблемы.) Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.) Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.) Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? ( Это поможет тебе понять авторскую позицию.) 24.03.2014 Определение проблемы текста Нужно помнить, что проблема возникает там, где появляется конфликт (противопоставление, антитеза ): есть все условия для чего-то, а оно не происходит, не появляется, не существует. Упрощенно говоря, проблема в публицистическом тексте - это вопрос возмущённого автора: почему это так?Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов.Ключевые слова , как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы. Вопросы для выявления проблемы• Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество;политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда;нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны?Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать сутьописанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.). Ещё приём для выявления проблемы1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. Как сформулировать проблему? 24.03.2014Типы проблем 24.03.2014Типы проблем 24.03.2014Читаем текст: «Притча о цветке» О.М. Безымянской. (1)Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. (2) Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. (3) Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти, расцвести. (4) Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. (5) Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. (6) И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил её.» (7) Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. (8) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. 24.03.2014Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов (1)Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. 24.03.2014Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов (1)Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. 24.03.2014Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов(2) Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. (3) Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти, расцвести. (4) Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. (5) Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. (6) И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил её.» 24.03.2014Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов(2) Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. (3) Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти, расцвести. (4) Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. (5) Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. (6) И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил её.» 24.03.2014Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов(7) Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. (8) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. 24.03.2014Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов(7) Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. (8) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. Цветок = красота = благородство (умение ценить)Методика «Кластер» Кластер № 1
Люди = отсутствие внутренней красоты (неумение ценить)Методика «Кластер» Кластер № 2
Мудрец = призывМетодика «Кластер» Кластер № 3
Определение темы Выделив ключевые слова (“удивительной красоты”, “чудного творения”, “восхищались”, “отдадут дань”, “не видели главного”, “не отдали дань земле”, “не признали силу воды”, “не отнеслись с благодарностью к солнцу”, “преклоняться перед жизненной силой”, “по бестолковости”, “петь хвалебные оды”, “животворящей почвой”, “питательной влагой”, “чудодейственным светом”), можно определить тему текста: это текст о красоте внутренней и внешней
Вспомогательные клише1. …- вот тема, к которой обращается автор текста. 2. Эта статья о …3. Автор обращается к актуальной теме – теме…4. Этот текст о…это текст о красоте внутренней и внешней Определение проблемыОпределив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так:Почему люди не умеют быть благодарными?
Вспомогательные клише1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста. 2. Автора интересует вопрос: …3. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста. Почему люди не умеют быть благодарными? Контакт с землёй, с природой прекрасен, он дарит радость, саму жизнь.(1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками - прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах - всё это не любование природой, а жизнь.24.03.2014Исходный текст
Опытным путём доказано, что отсутствие контакта с природой негативно отражается на физическом состоянии человека.(4)В современном журнале читаем: (5)«Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6)Почему это происходит? (7)Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8)В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9)Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10)Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11)После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12)Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми».24.03.2014
Самые страшные последствия утраты контакта с землёй - психологическая, духовная изоляция человека. (17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.(21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим. (По В. Солоухину)24.03.2014
Микротемы1. Контакт с землёй, с природой прекрасен, он дарит радость, саму жизнь. 2. Опытным путём доказано, что отсутствие контакта с природой негативно отражается на физическом состоянии человека. 3. Люди добровольно лишили себя связи с землёй, отказались от живительных сил природы, её энергетики.4. Самые страшные последствия утраты контакта с землёй - психологическая, духовная изоляция человека.24.03.2014 Проблема взаимоотношений человека и природы, духовной изоляции человека.(Почему человек не должен утрачивать связь с природой? Чего лишает себя человек, утрачивая связь с природой?)Проблема
Перечитайте текст сочинения и задайте себе контрольные вопросы:Оставляет ли сочинение впечатление целостного высказывания или это набор «рубленых» мыслей?Насколько логически верно текст разбит на абзацы?Достаточно ли весомы приведенные вами аргументы? Грамотно ли оформлены цитаты? Возможно, следует прибегнуть к косвенному цитированию.Каков объем вашего сочинения? (в идеале он должен составлять не менее 150 слов).Проверьте ваше сочинение: - на предмет орфографических ошибок; - правильной расстановки точек и запятых; - точного употребления грамматических форм;Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца. Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты».Советы по самоконтролю