Фрагмент урока литературы в 11 классе «Женщина-Мать» по повести В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Фрагмент урока литературы в 11 классе
«Женщина-Мать»
по повести В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
Цели:
развивать умение анализировать текст, помочь учащимся понять позицию автора повести по отношению к нравственности поступка главного героя, сопоставить со своим отношением к этой проблеме, совершенствовать умение излагать свои мысли, воспитать нравственные качества человека.
1.Вступительное слово учителя
- Перечитывая произведения В.Распутина, можно заметить одну характерную особенность. Как правило, в основе каждой из повестей лежат исключительный случай, драматическая ситуация. Повести Распутина– это произведения о жизни, в них автор исследует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит ситуации, которые требуют полного и точного проявления моральных качеств человека. Таким является и его произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Что может быть светлее слова мама,
Что может быть священней и сильней?
Но лишь утратив, понимаем главное,
И долг пред нею всех долгов важней!

Родней ее и ближе - нет на свете:
Мы слышим сердца стук издалека
И знаем, для нее семья и дети
Важнее остального и себя.

Мы помним все - ее глаза и руки,
Тепло живое, счастье и любовь!
И с нею рядом не страшны недуги,
И с нею рядом мы лишь дети вновь!

Но годы шли... Мы, мудростью лукавя,
Искали для себя свои пути...
Мы разлетелись, часто забывая,
Что от нее основу обрели!

И в суете мирской, заботах каждодневных
Не часто вспоминали, что за нас
Там, в глубине России, бьется обостренно
Тот пульс, то сердце, что не раз нас спас!

Жизнь матери есть подвиг неприметный-
Её любовь со смертью не умрет!
Мы чуем сердцем, как в молитвах светлых
Она за нас живей живых живет!

- Скажите, в каких произведениях художественной литературы мы сталкиваемся с темой материнства?
(Эта тема идет еще из древнерусской литературы: "Слово о полку Игореве"(Ольга- сын Святослав), женщины Некрасова (Матрена Тимофеевна из "Кому на Руси жить хорошо" и др.), М.Горький "Мать", В.Закруткин «Матерь человеческая»)
- Само слово "мама", "мать" предполагает в себе лучшие качества человека (гуманность, человечность), они (эти качества) и их обладатель достойны преклонения. Само слово "мать" всегда ассоциируется с фольклорным эпитетом "Сыра Земля".
- Почему наши предки называли землю матерью?
(Она является для пахаря, богатыря, красной девицы, добра молодца и опорой, и родительницей, и погребальщицей, и спасительницей, и помощницей, и заступницей.)


- Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над вопросом «Женщина-мать» в повести В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

2. Формирование новых понятий и способов действий.
б) Слово учителя:
- Обратимся к названию произведения. Вспомним, что может выноситься в заглавие?
Тема
Идея
Авторская позиция
Имя героя, образ
- Что вынесено в заглавие этой повести? Как вы думаете, почему автор назвал свою книгу “Дочь Ивана, мать Ивана”?
(По-моему, женщина является в повести связующим звеном между поколениями. Она передает своим детям нравственные ценности.)
- У Распутина женская тема, тема женщины-матери является сквозной. Она близка каждому из нас.
- Как вы считаете, в чём основное предназначение женщины?
1) Хранить семейный очаг;

2) Продолжить род человеческий;

3) Стать матерью.

- Кем для каждого из вас является мать?

Опорой
Заступницей
Прибежищем
Спасительницей
Помощницей


- Какие проблемы затрагиваются автором в этом произведении?
(В этом произведении мы увидели мастерство автора по раскрытию человеческих душ, характеров. И в данной повести "Дочь Ивана, мать Ивана" рассматриваются проблемы, которые волнуют общество сегодня. Мы вновь встретились с нелёгкими судьбами героев, с их характерами, с их проблемами.)
- Сам писатель объясняет написание данного произведения таким образом: "В повести моей все на виду. Изгнание нашего отечественного духа и насилие над "аборигенами" и душевное развращение "побрякушками и картинками", и над всем возвышается вопрос: чьи мы? Кто мы? Каким поклоняемся богам?".
Итак, в центре повести - история одной обыкновенной русской семьи.
- Кто главные герои произведения?
(Главные герои - Тамара Ивановна, ее муж Анатолий, дочь Светка, 10-классник сын Иван.)
- Эта история могла произойти в любой семье, в любом городе, в любом поселке
- Какова связь между детьми и матерью?
( В самом начале повести автор говорит о тесной связи между матерью и ее ребенком. И вправду, между Тамарой Ивановной и ее детьми есть какая– то незримая связь. Дети для нее– это ее продолжение. Она старалась огородить их от “грязи”. Иван был очень похож на мать своей силой, умением сопротивляться, противостоять злу и несправедливости. От матери он взял все самое лучшее, самое нужное! Недаром автор выносит в название повести: мать Ивана.)
- Какая она мать?
(Тамара Ивановна - примерная мать. Мать, которая любит и оберегает своих детей. В сегодняшней жизни много примеров того, что матери бросают своих детей в младенчестве, отказываются от них, продают за деньги)
- Смысл жизни женщины: родить и воспитать ребенка, поставить его на ноги, вынянчить внуков. Неслучайно Тамара Ивановна вспоминает и своих родителей, бабушку.. Цепочка семьи не должна разрываться.
- Говоря о своей героине, что подчеркивает автор?
( “У нее было острее, как у животного, чувственно сильное восприятие жизни с необыкновенно развитым обонянием. Еще в детстве она различала запахи даже в ключевой воде, которую пила, ей казалось, что она чувствует приближение опасности из самого воздуха”,– пишет автор. Река отражает жизнь в повести. Тамара Ивановна часто вспоминала свою деревню на берегу Ангары. А город она недолюбливала. Считала кладезью соблазнов, зла.)
- Давайте обратимся к тексту. Что сказано о характере Тамары Ивановны?
(Характер у Тамары Ивановны и верно был материнский, но как бы обработанный отцовскими инструментами, всякими там крошечными напильниками, наждачными шкурками, лобзиками И всё же там, внутри характера, находился кремень)
- Что значит «кремень»?
- Не случайно Распутин употребляет слово «кремень» - это пример самобытной речи в произведениях автора, так часто говорят в Сибири о мужиках. Этот характер-кремень унаследовал от матери её сын – Иван. Он как мать упрямый, всё делает выверенными шагами.
- Что послужило причиной убийства, толчком преступления? Что подтолкнуло героиню к такому поступку?
(Причиной убийства является несчастье, которое произошло со Светланой. Мать хотела наказать преступника. Она поняла, что правосудия не дождаться.)
- Обратите внимание на речь прокурора. Какая она?
(Чего она боялась? На трамвайной остановке десятки людей, она сама это показываетБроситься к людям за помощью боялась? Я понимаю ваши родительские чувства. Но правосудие должно руководствоваться не чувствами, а намерениями и поступками. Речь прокурора сухая, равнодушная)
- «Тамара Ивановна села, задыхаясь, сердце билось у неё задним ходом. В эту минуту и почувствовала она толчок изнутри, мгновенный и решительный, который придавил её к стулу и заставил замереть. И то, что сказалось ей или приказалось, что отчётливо прозвучало в ней. Заставило еёпо другому взглянутьи на шумящую за окном жизнь. Изо дня в день шагающую по своим законам. Казалось, со всем она смирилась и всему поняла цену. «Дело ясное, что дело тёмное», - подумала Тамара Ивановна.
- Долго ли думала Тамара Ивановна о своем будущем поступке?
(Героине решиться на этот поступок было трудно. Ею двигало желание– восстановить справедливость, защитить своего ребенка.)
- Героиня совершает преступление, совершает то, что её душе противно. Но совершает это ради своего ребёнка, ради того, чтобы восторжествовала справедливость.
- О чём заставило задуматься это произведение?
(Валентин Распутин дает нам огромное количество нравственных уроков: как остаться человеком, не сломаться под напором всей той грязи, окружающей нашу жизнь сегодня, как научиться видеть хорошее, светлое, где искать его. Валентин Распутин – писатель, который изображает в своих книгах мир простых людей, но этих людей волнует вчера и особенно сегодня – трагические проблемы бытия и гуманизма.)
- Тамара Ивановна за совершённое преступление осуждена на 6 лет. Трудолюбивая и крепкая семья почти распадается. Через четыре года Тамара Ивановна возвращается. Её освободили за добросовестное поведение. В это время дочь успевает выйти замуж, затем развестись. Она одна растит ребёнка. Сын Иван плавает на Байкале, затем уходит в армию. А муж Анатолий ждёт её.
- Что изменится с приходом матери из тюрьмы?
(конкретного ответа автор не даёт, но предлагает домыслить, что с возвращением женщины-матери в дом жизнь наладиться)
- Хочется верить в то, что эту женщину не сломили обстоятельства, она сумела выстоять. Жизнь в её семье наладиться. Она среди самых дорогих ей людей – муж, дочь, сын и внук. Стержень семьи – женщина – мать такой же крепкий, как характер героини – кремень.
- Перед читателем широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить.
3. Рефлексия.

1. Продолжите предложение с помощью предложенных ниже вариантов и обоснуйте свой выбор:

Повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» – это

- гимн любви;

- повесть о мужестве;

- о силе духа русской женщины;

- о материнстве;

- свой вариант.


Заголовок 315