Презентация Кантата о создании кантаты Александр Невский


Кантата«Александр Невский»Композитор Сергей Прокофьев Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов Музыку к фильму написал знаменитый композиторСергей Прокофьев. Фильм был поставлен в 1938году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном Композитор Сергей Прокофьев Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму . Владимир Луговской Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. В кантате семь частей: Каждая из частей поражает яркостью образов“Песня об Александре Невском” - вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». “Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки. Основные темы псов-рыцарей впервые появляются в третьей части кантаты в пятой части, которая называется «Ледовое Побоище». Это грандиозная симфоническая картина с участием хора. Она открывается музыкальным пейзажем – пустынное зимнее озеро перед началом битвы. Издалека доносится сигнал крестоносцев. Вслед за тем слышится дробное равномерное постукивание, вначале еле слышное. …Тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отверстиями. Тевтонское войско построено в форме клина. «Скок свиньи» - так назван этот эпизод в фильме. В шестой части -”Мертвое поле” - воплощен образ лирический скорбный. Здесь поет один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: После Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей. В кантате «Александр Невский», посвященной далеким исторический событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.