Урок по окружающему миру. Итоговый урок по теме «Природные зоны нашей страны» (4 класс)



Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
г. Агрыз РТ










Урок по окружающему миру в 4 классе
( автор А.А.Плешаков, учебник «Мир вокруг нас»)
с использованием информационно – коммуникативных технологий
по теме Урок-конференция.
(Итоговый урок по теме «Природные зоны нашей страны»)

















Автор работы: Альмухаметова Рамиля Рахматулловна,
учитель начальных классов гимназии №1
г. Агрыз Республики Татарстан.




Тема: Урок-конференция. Итоговый урок по теме «Природные зоны России».
Цели: 1.Повторить природные зоны нашей страны; проверить знания,
умения и навыки учащихся;
2. Способствовать формированию у детей умений анализировать,
обобщать, делать выводы, приводить доказательства;
3. Воспитывать любовь к природе, к животным, бережное отношение
к ним;
Оборудование: карточки с заданием, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов по природным зонам, презентации природных зон, животных разных природных зон;
Для данного урока столы нужно расставить так, чтобы удобно было работать по группам.
Дети поделены по группам. На каждом столе стоит табличка с надписью «Отдел по лесной зоне», «Отдел по степной зоне», «Отдел по зоне пустынь», «Отдел по зоне тундры», «Отдел по ледяной зоне».

План урока

- Наш урок пройдет в виде конференции. Все вы представляете «Комитет по охране природных зон» (надпись на доске).
Каждая группа учеников - отдел по охране. Его название дано на табличке.
Сегодня нам необходимо проверить, как вы усвоили знания, которые получили на уроках по теме «Природные зоны». Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия некоторых людей.

2. Основная часть.
Каждый «отдел» получает карточку с заданием. На обсуждение и рассказ о своих результатах отводится 5-7 минут.

Карточка №1 ( отдел по арктической зоне).
1.Расскажите про свою природную зону:
- краткая характеристика зоны; -занятия населения;
-животный и растит мир (по ходу рассказа показ презентации «Арктическая зона»)
2.Отгадайте загадки:
1) Я огромный зверь морской
С очень длинными клыками.
И еще с усатой мордой,
Отгадайте, кто я такой? ( морж)
2) Неуклюжая птица холодов не боится,
Проплывает меж льдин, а зовется (пингвин)
3) Он огромный, косолапый, с белым мехом толстячок,
А ныряет словно рыба очень быстрый, удалой. (белый медведь)
3. Расскажите об одном животном по плану:
-внешний вид; -чем питается?
-место обитания; -почему человек истребляет этих животных?
4. Составьте правило защиты зверей или растений (нарисуйте запрещающий знак).

Карточка №2 ( отдел по зоне тундры).
1.Расскажите про свою природную зону:
- краткая характеристика зоны; -занятия населения;
-животный и растительный мир; (показ презентации «Зона тундры»)

1) Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга. (олень)
2) Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (сова)
3) На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
3. Расскажите об одном животном по плану:
-внешний вид; -чем питается?
-место обитания; -почему человек истребляет этих животных?
4. Составьте правило защиты зверей или растений (нарисуйте запрещающий знак).

Карточка №3 ( отдел по лесной зоне).
1.Расскажите про свою природную зону:
- краткая характеристика зоны;
-животный и растительный мир;
-занятия населения; (презентация «Лесная зона»)
2.Отгадайте загадки:
1) Впрок маслят набрать стараюсь,
Нанизать их на сучки.
Словно делать собираюсь
Я грибные шашлычки. (белка)
2) Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. ( заяц)
3) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
3. Расскажите об одном животном по плану:
-внешний вид; -чем питается?
-место обитания; -почему человек истребляет этих животных?
4. Составьте правило защиты зверей или растений (нарисуйте запрещающий знак).

Карточка №4 ( отдел по степной зоне).
1.Расскажите про свою природную зону:
- краткая характеристика зоны;
-животный и растительный мир;
-занятия населения; (презентация «Степная зона»)
2.Отгадайте загадки:
1) Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк)
2) Это птица – великан, с сильными ногами,
И еще бегун хороший, догадайтесь сами. (дрофа)
3) Юркая девица лазать мастерица,
Хвост теряет – не беда! Вырастает он всегда. (ящерица)
3. Расскажите об одном животном по плану:
-внешний вид; -чем питается?
-место обитания; -почему человек истребляет этих животных?
4. Составьте правило защиты зверей или растений (нарисуйте запрещающий знак).

Карточка №5 ( отдел по зоне пустынь).
1.Расскажите про свою природную зону:
- краткая характеристика зоны;
-животный и растительный мир;
-занятия населения; (презентация «Зона пустынь»)
2.Отгадайте загадки:
1) Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят (черепахи)
2) Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (верблюд).
3) Лежит веревка, шипит плутовка.
Брать ее опасно – укусит. Ясно? (змея)
3. Расскажите об одном животном по плану:
-внешний вид; -чем питается?
-место обитания; -почему человек истребляет этих животных?
4. Составьте правило защиты зверей или растений (нарисуйте запрещающий знак).

4. Работа со всеми отделами.
1) Учитель показывает презентацию животных, а каждый отдел должен отгадать своих и поднять карточку с номером отдела:
Северный олень, тигр, морж, песец, тушканчик, сайгак, степная гадюка,
2) Каждой зоне раздаются карточки «Соедини правильно растения с природными зонами»
Тундра ковыль
Лес ягель
Степь береза
Арктика верблюжья колючка
Пустыня мхи и лишайники

5. Итог конференции.
- Мы с вами сегодня говорили о всех зонах. Подведем итог: от чего же зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны?
- От ее положения по отношению к экватору и Северному полюсу. Чем ближе находится зона к экватору, тем больше тепла она получает, и наоборот. От сочетания тепла и влаги зависит состояние почвы и растительности. А от растительности – животный мир, виды занятий населения. Одним словом, жизнь и деятельность человека тесно связаны с природой.
- А как вы считаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чем это проявляется?
- Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняются воздух, вода, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. Об этом сейчас часто говорят и пишут. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители растительного и животного мира внесены в Красную Книгу. Об этом мы с вами говорили. Но к сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.
- Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. (Анализ знаков, придуманных детьми).
- Вы всегда должны помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (показ презентации слов писателя):
«Охранять природу – значит, охранять Родину».

6. Домашнее задание.
Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник Родины».

3. Заключительная часть.
Подведение итогов урока – конференции, выводы.















15