План-конспект урока географии 8кл. Природно-хозяйственные зоны России


Тема урока: Природно-хозяйственные зоны РоссииПредмет: география
Класс: 8 клУМК: Урок составлен на основе учебника географии для 8 класса "Природа и население", часть 1 под ред. А. И. Алексеева, Дрофа, 2010 г.
.Тема: «Формирование рельефа. Формы рельефа земной коры».
Тип урок : комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии обучения: Этап 1– поисковая деятельность в группах, эвристическая, частично поисковая. Этап 2 – проблемное изучение. Этап 3,4 – технология креативного мышления.
Общая часть Цель урока: создать образ природно-хозяйственной зоны леса России,
познакомить с её природными ресурсами, путями рационального использования и проблемами;
совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации;
формировать умения систематизировать, выбирать главное, подбирать дополнительный материал;
развивать навыки общения, творческой активности с опорой на личный опыт и знания;
развивать эстетические чувства, умение видеть прекрасное, связывать с жизнью и трудом человека;
воспитывать экологическое сознание.
Планируемые образовательные результаты: Личностные Предметные
-формирование мотивационной готовности и основы учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания, воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления - формирование мотивационной готовности и основы учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания, воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления
Задачи: Воспитывающая Развивающая
- воспитывать информационную культуру. - постановка учебной задачи, принимать и сохранять учебную задачу.
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- оценивать результаты свей деятельности и всего класса.
Вид используемых на уроке средств ИКТ компьютерный класс, мультимедийный проектор, глобус, атласы, учебники, физическая карта полушарий; на рабочем столе ученика разместить перечень используемых на данном уроке ЭОР (таблица 2) с ссылками на используемые ресурсы Интернета.
Организационная структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап 1. Актуализация знаний.
Цель: Актуализация имеющихся знаний по прошлой теме.
Форма работы: индивидуальная работа Вступительное слово учителя
Здравствуйте ребята! Мне приятно видеть ваши улыбки, лица и думаю, что этот урок вам принесет радость, общение друг с другом. Сядьте удобно и начнем наш урок.
(см. слайд №2) демонстрация цифровых ресурсов “Природно – хозяйственные зоны России” (№104510).
Почему изучение природных зон начинается с самой северной ( арктическая пустыня) и заканчивают самой южной (субтропики)?
В нашей стране лесная зона считается главной. Демонстрация ЦОР “Лес”http://school-collection.edu.ru/catalog/res/48764661-e445-a806-7acc-178fde1aad80/view / (№35536) Почему? Приветствие.
Закономерности распределения солнечного тепла и света
Леса занимают большую часть территории России; большая часть россиян проживает; в пределах этой зоны сформировался русский народ
Этап 2. Изучение нового материала. (Строится на основе личных впечатлений и знаний учащихся)
Вопрос: Почему леса бывают разные? Демонстрация ЦОР “Леса: зона тайги” http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7aa5779e-7f30-4c9e-9f4d-2dfe5b8cf7c4/view/ (№104483). Вспомните названия лесов, в которых есть указания на породный состав деревьев.
(На доске через документкамеру проецируются климатограммы) (Слайды 4-6)
Распределите климатограммы на своих схемах и докажите, что существует зависимость между компонентами природы.
Вопрос: Может ли лес влиять на климат?
Задание: Работа с гербарными материалами (работа в парах):
Схематично зарисовать листовую пластинку.
Написать особенности климата, повлиявшие на форму листа.
Лес – это древесина. Потребность в ней не уменьшается. Где же она используется? – Строительный материал, мебель, из неё производят бумагу. Современная физика и химия не в состоянии раскрыть секрет резонансной древесины, из которой изготавливают музыкальные инструменты. Из целлюлозы изготавливают небьющееся стекло, фотопленку, бездымный порох. (Демонстрация ЦОР “Мы сбиваем сосульки с крыш http://school-collection.edu.ru/catalog/res/15983ac7-d664-fda1-a33a-1a16eb8e0376/view/ (о производстве бумаги) (№51805).Лес – источник питания. Ещё не умея использовать древесину, человек добывал дичь, собирал ягоды и грибы.
Листья, хвоя, тонкие побеги деревьев – все это идет на корм скоту.
Около половины всех лекарственных препаратов изготавливается на основе растений, растущих в лесу.
Лес – защитник. Он сдерживает продвижения холодных воздушных масс в южные части страны.
Лес – естественный фактор, сдерживающий заболачивание территории.
Лес предохраняет почвы от эрозии, т. е. от разрушения.
В лесу снег лежит толстым пуховым одеялом, которое защищает почву от промерзания, снег весной тает медленно и вода не стекает сразу, а медленно просачивается в почву, постепенно попадает в реки.
Растущий вдоль берегов реки, лес защищает её воды от излишнего испарения, скрепляет берега корнями.
Лесные полосы вдоль железных дорог предохраняют пути от снежных заносов, уменьшают воздушное сопротивление при движении поездов, а это экономит топливо.
Проходя 1000км, автомобиль расходует годовую норму кислорода необходимого для жизни человека. Поэтому лес играет огромную роль в сохранении и производстве кислорода планеты. Их называют легкими нашей планеты.
Воздух городов насыщен пылью и копотью. Древесная растительность задерживает огромное количество пыли, поэтому вокруг каждого города необходимо посадить сплошное “зеленое кольцо”. Лес – источник кислорода. (Демонстрация ЦОР видеофрагмента “Значение кислорода для жизни на Земле” http://school-collection.edu.ru/catalog/res/63b465f6-5fe2-4db1-a48f-af6ecfc4dacc/view/ (№113312)Один из героев Чехова говорит: “Леса украшают Землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”. Все мы наслаждаемся прохладой леса в жаркий день, любуемся его красками осенью.
Лес –источник эстетического наслаждения, он вдохновлял поэтов, писателе, художников и музыкантов. (Демонстрация ЦОР № 109790 иллюстрация “Утро в сосновом лесу” Шишкин И. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9431f451-d8ab-4b0b-bd68-2fb4bb002528/view/ )А в заключении мне хочется познакомить вас со стихотворением В.Лукши, в котором он дает очень мудрый совет: (чтение на фоне музыки - романс “Благословляю вас, леса” http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8e56ccc8-4f9b-4528-0acc-285cfe4b11b6/view/ ЦОР аудиофрагмент (№22615)Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной, в полуденный зной,
Сверни скорее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой.
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне
И все печали снимет как рукой.
Когда раздумий вещий час настанет,
Когда мечтаем о грядущем мы -,С зеленым другом поделись мечтами,
И он окрылит все твои мечты.
2 урок. Лесное хозяйство России.
Проблема: Рационально ли мы используем леса?
Нельзя изучать лес и не говорить о лесном хозяйстве. Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 44,7% площади России. Общий запас древесины в российских лесах составляет – 80,7 млрд.м или 1/5 мировых запасов древесины (в том числе ½ мировых запасов древесины хвойных (наиболее ценных!!!) пород).Демонстрация ЦОР “Лесные ресурсы России” http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1b9e9a6f-afed-42a8-8952-7bfb9fd5c2ed/view/ (№104240), “Лесоизбыточные районы России” http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bbf2686c-f40f-460a-b0db-c1a2a2789d44/view/ (№ 123270).
Человек за свою жизнь в среднем расходует 100м древесины. Много это или мало?
Вопрос: Можно ли терять леса, даже не вырубая их?
(Демонстрация ЦОР “Лес на планете Земля: о сведении лесов” (№ 53515), о стихийных бедствиях, уничтожающие леса (пожары). Демонстрация ЦОР “Влияние пожаров на экологию” http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88818017-2843-4b3a-9823-b36be3c835db/view/ (№ 119548).
“Глобальные экологические проблемы: пожары” http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b600f51-a2e9-4ef6-af6a-870847b112ef/view/ (№ 104476), ураганы, наводнения. Восстановление леса.
Записывают в столбик названия (березняки, осинники, ельники, кедрачи и т.д.), а затем размещают названия на контурной карте, в соответствии с районами произрастания пород. (слайд3)

Беседа о породах деревьев (демонстрация ЦОР Кедр http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10ba0daa-92b9-1559-33fd-e6dc8275dbae/view/ (№34530), ель http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a3390db-0d4b-9ad1-df05-76066f207c28/view/ (№34348); пихта http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c961ab9-671b-fbc1-f384-9b023ccf0f22/view/ (№34297); сосна http://school-collection.edu.ru/catalog/res/02cc1f3b-7c63-5ccf-056b-250a403ce3f9/view/ (№33800),береза http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cad78323-a8bd-7410-2733-4d5dd29e7432/view/ (№36051).Устанавливают взаимосвязь: ГП Климат Леса
Вывод: На строение и особенности распространения деревьев влияет географическое положение и климат: количество тепла и увлажнение.
результаты работ проецируют на доску и защищают.
Вывод: Лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы (уменьшает скорость ветра, увеличивает испарение, сглаживает колебание температуры).
Слушают стихотворение.
Работа в группах: по ходу рассказа учителя заполняют таблицу:
Рациональное использование леса.
Что (кто) препятствует рациональному использованию лесов Что нужно делать, чтобы лес использовался рационально От кого зависит рациональное использование лесов
     
Защита составленных таблиц.
Этап 3. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.
Форма работы: индивидуальная. Создание минипроекта “Мое лесное хозяйство”:
Предложить наиболее оптимальные пути ведения лесного хозяйства с учетом географического положения (учащимся раздаются “лесовладения” через 10 – 20 долготы по параллели 55 с.ш.).
Варианты использования территории: заповедник, исследовательская база, питомник для выращивания саженцев, район организации активных видов отдыха, район сбора лекарственных растений, хвои, живицы, музей деревянного зодчества, лесозаготовка, переработка леса.Демонстрация ЦОР “Петр Великий. Флот и лес” забота о лесном хозяйстве http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f61b37ec-9c6a-4219-bcbd-a41dcd3260ce/view/ (№54358)
Этап 4. Домашнее задание.
Цель: закрепление и углубление знаний по теме фотосинтез.
Форма работы: индивидуальная. Создание презентации или web –сайта о растениях или животных лесной зоны. Схема проведения урока
Этап урока Время
Этап 1. Этап 1. Актуализация знаний.
5 мин
Этап 2. Изучение нового материала.  25 мин
Этап 3. Рефлексия учебной деятельности. 5 мин
Этап 4. Домашнее задание. 2 мин