«Отгремели раскаты,но не забыты солдаты» Классный час к 100-летию начала Первой Мировой войны в 6 классе




«Отгремели раскаты,но не забыты солдаты»
Классный час
к 100-летию начала
Первой Мировой войны
в 6 классе





Классный руководитель:
Балкизова Л.З.




2014


План - конспект классного часа.
Тема: «Отгремели раскаты, но не забыты солдаты»
Класс: 6.
Цель: Расширить представления учащихся о Первой мировой войне;
Задачи:
Углубить знания учащихся о I Мировой войне, героизме народа – освободителя;
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
Развивать интерес учащихся к истории своей страны.
Оборудование : компьютерная презентация, видеоролики из фильма «Великая забытая война», «Церемония открытия мемориала героям, павшим в годы Первой мировой войны»

Ход классного часа
I.Вызов
(1 слайд)
- В 2014 год Россия отмечает великую дату. (слайд 2) Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. 
- Эту войну называют «Великая забытая война». (ролик Великая забытая война1).Как вы думаете почему забытая война?
II.Основная часть
1. Что такое Первая мировая война
Первая мировая война (28 июля 1914  11 ноября 1918)  один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War, фр. La Grande guerre), в Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после)  «германской»; затем в СССР  «империалистической войной».
Первая мировая война 1914-1918 годов
· одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Он предопределил весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну. Как отмечал американский политолог Дж.Кеннан, «все, что произошло в мире в ХХ веке, вышло из Первой мировой».
Для России как одного из ключевых государств – участников войны она обернулась самыми трагическими последствиями. Страна была ввергнута в хаос революции и гражданской войны. Мы никогда не должны забывать массовый героизм русских воинов, из которых около двух миллионов погибло на полях сражений и около четырех миллионов пострадало от ран.
(3 слайд) Основными характеристиками войны является: Продолжительность – 1554 дня. Число стран-участниц – 38 Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14.Численность населения стран-участниц войны – 50 млн.человек. Численность мобилизованных – 74 млн. человек. Численность погибших – 10 млн. человек.

2. Ход войны.
-Давайте пройдемся по страницам этой великой войны
- (4 слайд) Накануне войны были образованы два военно-политических союза. Это тройственный союз , который сформировался с 1879-1882 гг. в него входили Германия, Австро-Венгрия, Италия. А с 1904 – 1907 гг. Антанта, что означает «сердечное согласие», она образовалась в противовес Тройственному союзу, туда вошли Великобритания, Франция и Россия.
- (5 слайд) Причины войны многообразны: противоречия экономического и политического развития индустриальных стран, противоречия военно-политических блоков, национализм, захват новых территорий.

- (6 слайд) Поводом к войне послужило убийство в Сараево .28 июня 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда. (ролик Забытая война2). Вот к чему привели две пули, выпущенные Гаврилом Принципом.
- (7 слайд) 23июля Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии (ультиматум - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанное с ограничением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения). Эти требования ущемляли независимость страны, и она отказалась выполнять их. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии.
- 29 июля Россия объявила частичную, а затем всеобщую мобилизацию, (слайд 8) тогда Германия 1 августа 1914 года объявила войну России.
- (слайд 9) Война в 1914 году разворачивалась на двух основных театрах военных действий  французском и русском, а также на Балканах (в Сербии), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года), в колониях европейских государств  в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.
- (слайд 10) Западный фронт
1914 - Вторжение Германии в Бельгию, Францию, следуя «плану Шлиффена».
1914 - Битва на Марне
1915 – Битва при г. Ипр
Восточный фронт
1914 - Восточно-Прусская операция. Поражение 2 армии генерала Самсонова
1914 – Галицийская битва
1915 -  Великое отступление русских армий
- (слайд 11) В сентябре 1914 года развернулась битва на реке Марна, в которой участвовало около 2 млн. чел. В результате битвы на Марне германские войска отступили под натиском французских и английских войск. Угроза столице Франции Парижу была ликвидирована, и план Шлифена молниеносной войны был провален.
- (слайд 12) В 1915 году немцы  у Ипра против английских войск впервые в истории человечества и с полной неожиданностью для англо-французов, применила химическое оружие (из баллонов был выпущен хлор). От газа пострадало 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. умерли, газ получил название «иприт» После «ипритской» газовой атаки обе стороны очень быстро сумели разработать противогазы
- (слайд 13) События 1916-1918 год
Западный фронт
1916 – Верденское сражение
1916 – битва на Сомме
1917 - Неудачное наступление французов под Аррасом
1918 – вторая битва на Марне, начало контр наступления стран Антанты и поражение Четверного союза
Восточный фронт
1916 – Брусиловский прорыв
1917 - немцы заняли Ригу
1917 – выход России из войны
1918 – Брестский мир
- (слайд 14) Верденская мясорубка продолжалась 10 месяцев. Германская армия начала свое самое кровопролитное сражение из всех сражений, в которых участвовала Германия за всю историю своего существования. Немцы в первый же день наступления применили газы, во второй тогдашнюю новинку девяносто шесть огнеметов. Страшное это было зрелище: вокруг все горело и взрывалось, германцы сжигали их при помощи огнеметов буквально заживо. Эта битва стоила жизни примерно 1 миллиону человек, из них 543 тыс. составили потери французской армии и 434 тыс. германской, из других источников известно, что немцы под Верденом потеряли до 600 тыс. человек, а французы свыше 350 тысяч солдат.
- (слайд 15) Битва на Сомме. 15 сентября 1916 г. англичане впервые применили в атаке танки. Хотя реально в атаке смогли принять участие только 18 танков из планировавшихся 50, и наступали


они разрозненно на фронте 10 км, их психологическое воздействие на германскую пехоту было огромны.
- (слайд 16) 3 июня 22 августа 1916 года - наступательная операция под командованием Брусилова,
В результате Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанёс поражение австро-венгерской армии, фронты при этом продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника. Войска Брусилова заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции. Итогом Брусиловского прорыва и операции на Сомме стал окончательный переход стратегической инициативы от Центральных держав к Антанте. Союзникам удалось добиться такого взаимодействия, при котором в течение двух месяцев (июль-август) Германии приходилось направлять свои ограниченные стратегические резервы и на Западный, и на Восточный фронт.
- (слайд 17) Брестский мирный догово
·р сепаратный международный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России, с одной стороны, и Центральных держав с другой. Ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны.По этому договору к Германии отходили огромные территории России (отторгались Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья) и страна выплачивала огромную контрибуцию. А в России началась Гражданская война. Так для нашей страны закончилась первая мировая война.
- Подумайте и скажите, так почему эту войну называют забытой?
- 1. Для России она закончилась революцией и Гражданской войной. 2. Трагедия и слава Великой Отечественной войны затмили память о воинах Первой мировой. 3. Ушли все участники боевых действий Первой мировой, а вместе с ними – знания. Крупнейшие сражения (Галицкая битва, Карпатская операция, Брусиловский прорыв) проходили в географическом центре Европы, на территории таких современных государств, как Украина, Венгрия, Польша, Белоруссия, Румыния. 4. Так получилось, что с момента окончания Первой мировой каждое последующее поколение знало об этой войне все меньше и меньше.
3.Память о войнах
- Лишь в последние годы в нашей стране стали обращать больше внимания на ее ход, причины и последствия. Память о забытой войне начинает возрождаться в нашей стране. Первое августа официально объявлено Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.
- Сейчас мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне, и нам открываются несчётные примеры личного мужества и воинского искусства, истинного патриотизма российских солдат и офицеров, всего российского общества. Открывается сама роль России в то сложное, переломное для мира время, особенно в предвоенный период. Он отчётливо отражает определяющую черту характера нашей страны, нашего народа.
- (слайд 18) Среди участников Первой мировой войны были владимирские защитники Отечества
Владимирские участники Первой мировой войны. Вот некоторые из них:
- (слайд 19) Курныков Пётр Алексеевич, прапорщик 215-го пехотного запасного полка
В апреле Пётр Курныков в звании прапорщика был зачислен в 215-й запасный пехотный полк.  Сохранилось письмо Петра Курныкова брату Андрею из действующей армии, написанное 27 августа 1917 года. В нём Пётр описывает своё знакомство с фронтовой жизнью, размышляет о цене жизни на войне: «Вчера принял боевое крещение, был под обстрелом тяжелой артиллерии. Ощущение не из приятных. Расскажу как это случилось. Собрался я посмотреть, как наша тяжелая артиллерия кроет немцев, да лёг на травке на опушке леса и любуюсь этой ужасной картиной. Картина действительно преинтересная! С каким шумом, с каким треском рвутся наши снаряды. Немцы долго молчали. Вдруг слышу сначала «бах», потом грохот и в шагах 300-х с большим шумом и треском разорвался немецкий снаряд. Интересно. Лежу. Вдруг другой – третий и пошла писать. Гляжу, снаряды падают справа налево. Только что собрался перейти на другое место, вдруг слышу крик и прямо над головой, не успел я сделать несколько ползков, как раздался страшный удар, в 40 шагах разорвался снаряд, но так как я был на опушке леса, осколки меня не задели; Не успел я сделать и шага, как снова уже удар уже в пяти шагах от того места, где лежал Как видишь, пока везет. Жив и здоров. Сегодня, может быть, придётся идти в бой, а страху никакого. О смерти и думать не хочется. Хочется жить, любить, а злая судьба смеётся. Ну


что же делать. Не я первый, не я последний. Буду терпеть».  После войны П.А. Курныков жил во Владимире, работал адвокатом.
- (слайд 20) Аронов Иван Васильевич, рядовой запасного батальона лейб-гвардии Преображенского полка Иван Васильевич родился в с. Алексино Ковровского уезда Владимирской губернии. На военную службу был призван в 1913 г. За высокий рост и крепкое телосложение его взяли в запасной батальон лейб-гвардии Преображенского полка. Из боевой биографии известно немного. По воспоминаниям Виктора Николаевича, дед его участвовал в Брусиловском прорыве в июне-августе 1916 г., где был ранен в спину. Имел награду – Георгиевский крест. 
- Коченов Михаил Никифорович
Фотографии свидетельствуют о том, что во время Первой мировой войны он служил в чине подпрапорщика на должности фельдфебеля. За подвиги был награждён двумя Георгиевскими крестами III и IV степеней. После окончания Первой мировой войны работал бухгалтером во Владимирском театре. 
- Сегодня мы восстанавливаем связь времён, непрерывность нашей истории, и Первая мировая война, её полководцы, солдаты обретают в ней достойное место (как у нас в народе говорят, «лучше поздно, чем никогда»), а в наших сердцах приобретается та священная память, что заслужили по праву воины Первой мировой. Справедливость торжествует на страницах книг и учебников, в средствах массовой информации, в кинолентах и, конечно в мемориалах.
- Вот некоторые из них
- (слайд 21)Памятник генералу Брусилову установлен 14 ноября 2007 года Этот монумент в Санкт-Петербурге появился, чтобы увековечить память об известном генерале и герое Первой мировой войны. Место, где установлен памятник, выбрано очень точно: с одной стороны монумента была Офицерская кавалерийская школа, где Брусилов преподавал азы воинского искусства, с другой стороны находились Аракчеевские казармы – именно там генерал проживал.  Генерал Брусилов изображен как будто выходящим из камня – именно так постарались передать железную хватку этого мужественного военачальника.
- (слайд 22) Единственный в России храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны строится в г. Гусеве Калининградской области. Он будет являться центральным собором города.
- (слайд 23) Единственный в России и в Москве уникальный Мемориальный комплекс героям Первой Мировой войны, воздвигнутый на территории Всероссийского военного Братского кладбища, где погребено свыше 17,5 тысяч участников Великой войны 1914-18 годов.
- (слайд 24) 1 августа 2014 г.Владимир Владимирович Путин принял участие в церемонии открытия на Поклонной горе монумента героям, павшим в годы Первой мировой войны. Данная церемония – одно из ключевых мероприятий, посвящённых 100-летию со дня начала Первой мировой войны. (ролик «Церемония открытия мемориала героям, павшим в годы Первой мировой войны»)
- Памятник воинам Первой мировой – не только дань великим подвигам. Это предостережение о том, что мир хрупок, напоминание всем нам об этом. И мы обязаны беречь мир, помнить, что самое ценное на земле – мирная, спокойная, стабильная жизнь!
3. Рефлексия
- (слайд 25) А сейчас я вам предлагаю составить синквйн. Сначала я вам напомню, как это делать.
Первая строка  тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка  два слова (чаще всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка  образована тремя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка  фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка  одно слово-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], характеризующее суть предмета или объекта.




Синквейн нужно составить к словам война и мир
Война. Глобальная, мировая.
Умирают, взрывают, расстреливают. Война это зло, позорящее человеческий род. Победа.
МИР
Радужный, хрупкий

Улыбаться, любить, охранять
Пусть всегда будет солнце.
Счастье.
-Понравился ли вам классный час?
- Что вас заинтересовало, запомнилось?







 История России - федеральный портал ИсторияРисунок 1Новости / Деятельность / РВИО / История России - федеральный портал История.РФ-ђ Заголовок 115