РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ХИМИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07. «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА».

оБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Старомайнский технологический техникум»





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОй дисциплины

ОУД.09 ХИМИЯ





















Старая Майна
2015 г.



РЕКОМЕНДОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МЦК
Председатель МЦК
С.В. Радчук
подпись

Протокол заседания МЦК
№_______ от «__»________20___г.
Заместитель директора ПОО
Г.В. Ширманова
подпись

«__»________20___г.




Разработчики:
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

20

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНоЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 Химия

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по специальности (специальностям) 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с техническим профилем профессионального образования.

1.2. Цели учебной дисциплины:
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

1.3. Общая характеристика учебной дисциплины
Химия это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.
Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация,
сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:

·
· чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

·
· готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

·
· умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:

·
· использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

·
· использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:

·
· сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

·
· владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

·
· владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

·
· сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

·
· владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

·
· сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане: общеобразовательный цикл.
Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.






































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


контрольные работы
10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


- подготовка творческих работ (презентаций, рефератов, докладов, сообщений)
-заполнение таблицы
-выполнение упражнений, решение задач, тестов
- выполнение эксперимента



18
6
12
3


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД 09. Химия

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала

1



1
Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

2

Раздел 1. Общая и неорганическая химия
64


Тема 1.1.
Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала
8



1
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
1
2


2
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
2



3
Расчётные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение
массовой доли химических элементов в сложном веществе.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
1.Решение упражнений
2. Доклад: Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово).

3


Тема 1.2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала
8



1
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Структура периодической таблицы.
2
2


2
Строение атома и Периодический закон Д. И. Менделеева. Атом сложная
частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение
электронных оболочек атомов элементов малых и больших периодов.
Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов
2. Написание доклада по теме: «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева»,
3. Реферат «Использование радиоактивных изотопов в технических целях»,
«Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине».

4


Тема 1.3.
Строение вещества
Содержание учебного материала
9



1
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
1

2


2
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (об-
менный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная
и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
1



3
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая
химическая связь. Физические свойства металлов.
1



4
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
1



5
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные
смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
1



6
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
1. Изучите области применения дисперсных систем.
Проделайте лабораторные опыты в домашних условиях: «Приготовление суспензии крахмала в холодной воде», «Получение эмульсии подсолнечного масла в воде».

2



Тема 1.4.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала
9



1
Вода. Растворы. Растворение. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
1
2


2
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
2



Практические занятия






3
П.р.№1. Приготовление раствора заданной концентрации.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
1. Решение задач на массовую долю растворенного вещества.
2. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Ми-
неральные воды.
3. Доклад «Растворы вокруг нас. Типы растворов»
1
1
2


Тема 1.5.
Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала
9



1

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по раз-
личным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической
диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной
кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
2
2


2
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по раз-
личным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
2



3
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные.
Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Гидролиз солей.
2



4
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные,
амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение упражнения: составление уравнений реакций в ионном виде.
1


Тема 1.6.
Химические реакции
Содержание учебного материала
8



1
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
1
2


2
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и
восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
2



3
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
2



4
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
1



Самостоятельная работа обучающихся:
Составление химических уравнений различных типов реакций;
решение окислительно-восстановительных уравнения реакций.
2


Тема 1.7.
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
13



1
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
1
2


2
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
1



3
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
1



Практические занятия




4
П.р №2 Получение, собирание и распознавание газов.
2



5
П.р №3 Решение экспериментальных задач.
2



Контрольная работа по разделу 1
1



Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение упражнений, заполнение таблицы
Написание доклада «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии»,
Реферат «Инертные или благородные газы».

1
2
2


Раздел 2. Органическая химия
52


Тема 2.1.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала
6


2


1
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы
по валентности.
2



2