РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вождения транспортного средства категории С по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 23.01.03 Автомеханик


и СМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Вождения транспортного средства категории С
по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
профессии
23.01.03 Автомеханик
г. Ульяновск
ОДОБРЕНА
методической цикловой комиссией
Связи и информационных технологий, радиотехники и машиностроения
Председатель МЦК
________ _____________________

_________________________20___г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по профессии
23.01.03 Автомеханик, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 и профессионального стандарта профессии.

Зам. директора по учебно-производственной работе
__________ _________________

_____________________20___г.

СОГЛАСОВАНО
______________________________
______________________________
_____________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Зав. метод. кабинетом / методист
_____________ _______________

_________________20____г.
Разработчик: Сазонова А.А. методист



СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОЖДЕНИЯ 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ 5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ВОЖДЕНИЯ 18
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОЖДЕНИЯ
Область применения программы
Программа вождения является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и профессионального модуля ПМ.02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров». Программа разработана в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 и профессиональным стандартом профессии.

Цели и задачи программы по вождению
Целью вождения транспортного средства является:
получение прав по вождению транспортного средства категории С - освоение ПК 2.1.
Задачами являются:
- первоначальное обучение вождению транспортного средства категории С;
- закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся в условиях реального дорожного движения
Вождение транспортного средства проводится на тренажерах, на учебных полигонах и в условиях реального дорожного движения
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения по вождению.
С целью овладения вождением транспортного средства студент должен иметь практический опыт: Управления автомобилями категории С.
Рекомендуемое количество часов на освоение:
Категории С - вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 72 часов. Из них 6 часов на тренажере. При отсутствии тренажера – 72 часа на транспортном средстве.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
ВОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Категории «С»
Код и наименование профессионального модуля Код ПК Виды работ Кол-во часов по ПМ Наименование тем практики Кол-во часов по темам
1 2 3 4 5 6
ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
ПК 2.1.
управление автомобилем категории «С» 72 Тема 1. Посадка, ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами (обучение на транспортном средстве или тренажере) 1
Тема 2 Приемы управления (обучение на транспортном средстве или тренажере) 1
Тема 3 Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке (обучение на транспортном средстве или тренажере) и с изменением направления. 6
Тема 4. Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда 6
Тема 5. Маневрирование в ограниченных проездах 8
Тема 6 Движение с прицепом* Тема 7. Сложное маневрирование 12
Контрольное занятие №1 1
Тема 8 Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения 9
Контрольное занятие №2 1
Тема 9 Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения. 17
Контрольное занятие №3 1
Тема 10 Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях. 7
Контрольная работа №4 1
1
Промежуточная аттестация в форме экзамена 72 Итого 72
Код и наименование ПМ и тем практики Содержание учебной практики Объем часов
1 2 3
ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
управление автомобилем категории «С» Тема 1 Посадка, ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами (обучение на транспортном средстве или тренажере) Содержание: Общее ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами.
Тренировка в регулировании положения сидения, пристегивании ремнем безопасности, пуске двигателя, подаче предупредительного сигнала, включении стеклоочистителей, системы освещения
Ознакомление со схемой переключения передач, включение первой передачи, начало движения, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем порядке 1
Всего 1
Тема 2 Приемы управления (обучение на транспортном средстве или тренажере)
Содержание: Освоение техники руления
Действия органами управления при начале движения, переключении передач в восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможении, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).
1
Всего 1
Тема 3 Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке (обучение на транспортном средстве или тренажере) и с изменением направления. Содержание -Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы перехода на низшую передачу (последовательный и без соблюдения последовательности). Способы торможения. Кратковременные остановки, длительная стоянка на уклоне и подъеме. 2
Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линии. Повороты направо и налево, между препятствиями 2
Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдения за дорогой. Движение задним ходом с поворотами налево и направо. Движение задним ходом между ограничителями, остановка. Работа по техническому обслуживанию. 2
Всего 6
Тема 4. Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда Содержание Остановка при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов). 2
Подъезд к ограничителю передним и задним ходом 2
Развороты без применения заднего хода. Проезд перекрестка и железнодорожного переезда. 2
Всего 6
Тема 5. Маневрирование в ограниченных проездах Содержание Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо 3
Проезд по "змейке" передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода 3
Проезд по "змейке" передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода 2
Всего 8
Тема 6 Движение с прицепом* Обучение проводится по желанию студента. Часы снимаются с тем 5. – 2 час.; 4. – 2 часа; 3. – 2 час. Всего 6 час. Тема 7. Сложное маневрирование Содержание Постановка транспортного средства в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево) 4
Постановка на габаритную стоянку 4
Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево) Начало движения на подъеме. 4
Всего 12
Контрольная работа №1 Содержание На закрытой площадке (автодроме) проверяется отработка следующих навыков: начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии; движение по "змейке" передним ходом; въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом; постановка на габаритную стоянку и в "бокс" задним ходом; преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линии; проезд перекрестка и железнодорожного переезда. 1
Тема 8 Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения Содержание Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения 1
Движение в транспортном потоке. 1
Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения 1
Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. 1
Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. 1
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка 2
Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения.
Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. 2
Всего 9
Контрольное занятие №2 Содержание Отработка следующих навыков:
Выезд на дорогу из прилегающей территории. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия.
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор траектории движения. Перестроение. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами. 1
Тема 9 Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения Содержание Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке. 2
Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. 2
Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах 2
Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов 3
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). 4
Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами. 4
Всего 17
Контрольное занятие №3 Содержание Проверяется отработка следующих навыков:
Движение в плотном транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами. 1
Тема 10 Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях. Содержание Данное задание проводится для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков 7
Всего 7
Контрольное занятие № 4 Содержание Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков 1
Экзамен 1
Итого 72

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к перечню учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортного средства категории С
Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут). Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
Транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно соответствовать материально-техническим условиям.
Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.
Учебные транспортные средства категории С должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
где - количество автотранспортных средств;
T - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер
производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1 - количество резервных учебных транспортных средств.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).
Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для
первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование.
Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады)) должен быть не более 100%.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная.
Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры.
Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Условия реализации программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.2. Учебно-методические материалы обеспечивающие реализацию программы
Учебно-методические материалы представлены:
- программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» согласованные с Госавтоинспекцией и утвержденные зам.директора по УПР;
- методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденные зам. директора техникума по УПР;
- материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,
утвержденные зам.директора по УПР.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.viamobile.ru/index.php- библиотека автомобилиста
2. http://en.edu.ru/ - естественно - научный образовательный портал;
IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВОЖДЕНИЯ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории С на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории С в условиях дорожного движения
Результаты обучения
(освоенный практический опыт) Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Первоначальное обучение вождению Контрольное занятия №1, экзамен
Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения Контрольные занятия №2,3,4. экзамен