Классный час в 3 классе «Их имена не забыты»


Классный час в 3 классе
«Их имена не забыты»
Цели:
– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Подготовка: деление класса на группы, подготовка карточек для работы в группах, фонограммы детских песен, презентация о происхождении имен, «свитки» имен.
Группа детей «Социологи» готовит сообщение по заданию «Узнать самое распространенное и самое редкое имя мальчика и девочки в параллели класса»
Ход классного часа.
Учитель. Отгадайте загадку:
“Принадлежит тебе, а пользуются другие” (имя)
Имена как и все на свете имеет свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком. Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
Выступает группа СОЦИОЛОГИ. (Задание узнать самое распространенное имя мальчика и девочки в школе, а также самое редкое имя).
Учитель. Кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?
– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. (презентация слайды)
Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)
Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).
Работа в группах.
1. Искатели имен. В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте.
1.Кто принёс куклу из магазина?
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
Дети выполняют задание сами и задают вопросы одноклассникам.
2. Литераторы (вспомнить стихи, сказки, рассказы, в названиях которых есть имена)
Филлипок, Вовка-добрая душа, Наша Таня громко плачет, Тёма и Жучка, Иван-царевич и серый волк, Сказка о царе Салтане, Семь Симеонов, Котенок по имени Гав, Белоснежка и семь гномов, Золушка
3. Музыковеды. Задание (вспомнить, записать и спеть песни в названии которых есть имена)
Антошка, Катюша, Буратино
Можно спеть эти песни всем детям
4. Охотники за именами
-Как называются одинаковые имена? (Тезки)
Вспомните кто носил и носит эти имена. (Зоя, Гавриил, Степан, Владимир)
Зоя Анатольевна Космодемьянская, Гавриил Романович Державин, Степан Разин, Владимир Владимирович Путин,
Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.
Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
Распространенность имени.
Ассоциации, связанные с именем.
Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).
Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок, в которых есть имена.
Осип осип, Архип охрип.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
У Клары и Валерки вареники в тарелке.
Учитель. Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”
Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.
Ученики награждаются именными свитками с происхождением и значением имени
Список использованных источников:
Сценарии школьных праздников: внеклассная работа, 1-4 классы/сост. Е.М.Тихомирова.—М.:Издательство «Экзамен», 2007
Классные часы. 3 класс.1часть/Сост. М.А. Фисенко.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2005
Кульневич Н.В. Воспитательная работа в современной школе. – М .ТЦ Учитель,2000.

Приложение
Найди спрятавшиеся имена
1.Кто принёс куклу из магазина?
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?