Выступление на заседании «Школы Молодого учителя».Тема: «Технология оптимального сочетания форм учебной работы на уроках в начальной школе».


Выступление Сосниной Л.А на заседании «Школы Молодого учителя» 01.12.15 года . Тема: «Технология оптимального сочетания форм учебной работы на уроках в начальной школе».
Современная российская школа переживает период обновления, в процессе которого интенсивно решаются вопросы о том, для чего, чему и как учить. Широкое распространение в начальной школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения с учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Одной из таких технологий организации образовательного процесса является технология оптимального сочетания форм учебной работы на уроках разного типа. Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, ему предоставляются возможности для продвижения по коллективному учебному маршруту только ему присущим темпом познания. Перед нами стоит серьезная проблема – как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке. Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:
Фронтальная работа, где происходит выявление проблемы и предъявляется необходимый минимум учебного материала, решаются организационные вопросы, идет психологический настрой. Фронтально организуется совместное целеполагание для планирования предстоящей работы. Ученик размышляет, что он уже знает или думает по теме урока, что необходимо узнать, чтобы решить учебную задачу или выйти из проблемной ситуации. Определяет границу своего знания и незнания по «лесенке знаний», к которой возвращается на каждом этапе урока, отмечая знаком, на каком уровне находится. На завершающей стадии урока ученики возвращаются к началу урока при рефлексии, выясняют, на какие вопросы теперь могут ответить, какие остались без ответа. Целенаправленная работа по развитию умений самоконтроля и самооценивания позволяет сформировать у многих учеников умения адекватно оценивать выполненное задание. Для проведения самооценивания, индивидуальной рефлексии на уроке может использоваться «оценочный лист», в котором ученики оценивают не только ЗУНы, но и коммуникации, настроение. В «оценочном листе» ученики видят план урока, который помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала.
Работа в постоянных парах – тренаж, повторение, закрепление материала – даёт возможность восстановить изучаемый материал, устранить проблемы. Парная работа обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика, даёт хороший результат в форме взаимотренажа, положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободнее, обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг другу в поисках ошибок. Процесс учения как процесс усвоения готовых знаний превращается в процесс познания. При организации самостоятельной работы необходимо продумать, как будет вестись контроль за работой учащихся и оказываться нужная помощь. С этой целью полезно заготовить карточки с образцами решения заданий или предложить проверить по эталону.
Работа в парах сменного состава позволяет ученикам рассмотреть материал с различных позиций, услышать разные мнения, выбрать верное решение, дает каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, помогает утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя.
Индивидуальная работа с учащимися – трудоемкое, но результативное занятие. Она основывается на дифференцированном подходе к учащимся. Прежде всего выясняются индивидуальные способности каждого ученика, учитывается уровень знаний, умений и навыков. При дифференцированном подходе к обучению класс обычно делится на три основные группы:
1 группа учащихся с высокими учебными способностями, которая ведет работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно подходить к решению учебных задач;
2 группа учащихся со средними способностями выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения материала сильными учащимися;
3 группа учащихся с низкими учебными способностями требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением уровня развития ученика. Осуществлять дифференцированный подход необходимо на различных этапах урока и на разных уроках. Например, на уроках развития речи (написание изложения или сочинения) после разбора всего текста учащиеся 1-й группы приступают к работе самостоятельно, учащиеся 2-й и 3-й группы проводят углубленный разбор текста, проговаривая более точно предложения, затем учащиеся 2-й группы приступают к работе самостоятельно. Учащиеся 3-й группы получают карточки – схемы или карточки с наводящими вопросами.
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, позволяет вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников и поддерживать интерес к предмету.
Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс, способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда.