Конспект занятия-беседы Что означают наши имена?

Конспект занятия-беседы
"Что означают наши имена?"

Цели:
ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей;
познакомить с понятием «отчество»;
воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Материал: шарф, свидетельство о рождении, анкета (ее заполняют дети дома).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Ситуативная задача.
- Представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы их сможем различать? (ответы детей).
2. Из истории возникновения имен.
- Я вижу Вас каждый день. Знаю Вас хорошо. Вас связывает много общего. Однако каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Да, у каждого человека есть имя. Сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Соня – Сонечка, Паша – Пашенка, Таня – Танечка – Танюша, Ваня – Иван – Ванечка.
Вам, наверное, будет интересно узнать, как на Руси нарекали малышей. Наши предки к выбору имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена, как Добрыня - делающий добро; Любомир – любящий мир; Людмила – милая людям. Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей). Имя «Елена» (в народе Алена, Олена) пришло к нам от древних греков и означает – свет, светлая. Галина – тоже греческого происхождения. Означает спокойствие, тишину, гладь моря, тихую погоду.
Я не случайно привела эти примеры. По ним видно: некоторые имена коренные русские, другие – пришли к нам из разных стран.
3. А сейчас разыграем игру «Обратись по имени»
Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Настя. Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Марине. Как ты должна сказать? Как должна ответить Мария? (ответы). Или: Таня, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данилы. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данила? (ответы детей). Еще пример. Насте очень хочется поиграть с куклой Барби, которая есть у Ксюши. Настя, как ты обратишься? Как тебе ответит Ксюша? (ответы).
Воспитатель (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.
4. Однако, мы с вами засиделись. Может, разыграем игру «Узнай меня»?
Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.
5. Свидетельство о рождении.
- У меня в руках документ, и называется он «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения, фамилию, имя и отчество его родителей. Каждому из вас выдано свидетельство. Кто видел свое свидетельство о рождении?
- Что записано в свидетельстве о рождении?
- А что же такое «Отчество»? Его тоже имеет каждый человек. Отчество – это наименование по отцу. Какие у вас отчества?
6. А теперь поиграем в игру.
- Называется она «Имена». С помощью стульев составим кружок и сядем. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем – имя и отчество, затем – фамилию, имя и отчество.

7. Конкурс «Знатоков». Вопросы:
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
Объявляются победители.
8. Подведение итогов занятия.
- Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полные, уменьшительно-ласкательные. (ответы детей).
- Объясните, пожалуйста, смысл слова "отчество". (ответы детей).
- Что представляет собой "Свидетельство о рождении"? (ответы детей).
9. Домашние задание. Соц.педагог раздает каждому анкету, чтобы ребята заполнили ее.












Приложение.
Я ________________________________________________________________
1. Мое имя. Почему меня так назвали? В честь кого?
2. Кто назывался в семье таким именем?
3. Кто носил это имя из великих людей?
4. Что значит мое имя?
5. Какие у меня есть еще имена (как меня называют мама, папа, родные, друзья, знакомые)?
6. Какие имена мне нравятся.
7. Как бы меня звали в другой стране.




Заголовок 115