Факторы формирования хозяйства Уральского экономического района.

К а н е в с к о й р а й о н____________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия
(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета
от 27.08. 2014 года протокол № 1
Председатель _______ Л.И.Белая
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ГЕОГРАФИИ
(указать учебный предмет, курс)


Уровень образования (класс) основное общее образование (5 класс)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 34

Учитель Супруненко Светлана Юрьевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения), авторской программы В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011. «География». Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)










1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения)
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения)
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011.
Цели образования географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
В системе основного общего образования география единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
География в основной школе учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, о природных, экологических процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, а с 8 по 9 класс – география России.
Содержание курса географии 6 класс нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах гидросферы, атмосферы и биосферы Земли, о географической оболочки, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с ФГОС география в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 6 классе 34 часа (1 час в неделю).
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п

Разделы, тема
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1.
Гидросфера водная оболочка Земли.
11
12

2.
Атмосфера воздушная оболочка Земли.
10
11

3.
Земля – планета Солнечной системы.
3
3

4.
Биосфера Земли.
3
3

5.
Географическая оболочка Земли.
6
5


ИТОГО
33
34


4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел. Природа Земли и человек.
Тема. Гидросфера водная оболочка Земли. (12 ч)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа №1. Обозначение на к/к океанов, морей, заливов, островов.
Практическая работа №2. Описание реки и озера по плану.
Проект «Круизный маршрутный лист путешественника».

Тема. Атмосфера воздушная оболочка Земли. (11 ч)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практическая работа №1. Вычисление средних суточных температур и амплитуды.
Практическая работа №1. «Построение и анализ графика розы ветров»

Тема. Земля планета Солнечной системы. (3 ч)
Земля планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Тема. Биосфера Земли. (3 ч)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Тема. Географическая оболочка Земли. (5 ч)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

ПЕРЕЧЕНЬ ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
Практическая работа №1. Обозначение на к/к океанов, морей, заливов, островов.
Практическая работа №2. Описание реки и озера по плану.
Практическая работа №3. Вычисление средних суточных температур и амплитуды.
Практическая работа №4. «Построение и анализ графика розы ветров»

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проект «Круизный маршрутный лист путешественника». Включить учащихся в проектную деятельность на основе создания личностно ориентированной проектной ситуации; осознавать свои интересы в создании проекта, приобретать опыт участия в новом для учащихся деле; раскрыть роль географической науки в практической деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВНОГО ВРЕМЕНИ.
Резервное время используется на выполнение практической части программы. Особенность выполнения практической части программы данного курса состоит в том, что учащиеся учатся самостоятельно использовать различные виды карт атласа, работать с контурными картами. Учатся самостоятельно анализировать, сравнивать, сопоставлять, прогнозировать явления, поэтому дополнительные часы целесообразно использовать для развития универсальных учебных действий учащихся 6-го класса. В календарно-тематическое планирование будут вынесено 4 итоговых практических работ.
Резервное время также используется для проектной деятельности, так как содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но на преобразование изученных процессов и явлений.
Изучение темы «Земля – планета Солнечной системы» переносится из 5-го класса в 6 класс, в связи с возрастными особенностями учащихся.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Раздел
программы
Темы
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности

Гидросфера водная оболочка Земли.
12ч
1. Гидросфера водная оболочка Земли.


Гидросфера водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Мировой круговорот воды в природе.
Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».


2. Мировой океан, его части.

Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане.
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.


3. Острова и полуострова. Типы островов.
П. работа №1. Обозначение на к/к океанов, морей, заливов, островов.

Острова и полуострова. Типы островов. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов.
Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова


4. Рельеф дна Мирового океана.

Рельеф дна Мирового океана.
Определять по карте глубины океанов и морей. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте.


5. Проект «Круизный маршрутный лист путешественника».

Выполнение проектного задания
Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы


6. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане.

Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности
Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице


7. Реки как составная часть поверхностных вод суши.

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России.
Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт.


8. Режим рек. Равнинные и горные реки.
КУБАН. Экскурсия «Река Челбас».

Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек.
Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста.


9. Озёра, их разнообразие. Болота.

Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование.
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр мира и России.


10. П. работа №2. Описание реки и озера по плану.

Описание озера и реки по карте.
Составлять описание озёр и рек по плану на основе анализа карт.


11. Подземные воды. Ледники.
КУБАН. Подземные воды Каневского района.

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники.
Описывать по карте районы распространения ледников.


12. Гидросфера и человек.
КУБАН. Искусственные водоемы Каневского района.

Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы.
Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека.

Атмосфера воздушная оболочка Земли (11 ч).
13. Состав и строение атмосферы.

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды.
Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера кухня погоды».


14. Нагревание воздуха тропосферы.

Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.

Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур.


15. Зависимость хода температуры воздуха от высоты Солнца.
П. работа №3. Вычисление средних суточных температур и амплитуды.

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.
Решать задачи на определение средней месячной температуры. Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.


16. Атмосферное давление, единицы его измерения.


Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой.
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.


17. Ветер.
П. работа №4. «Построение и анализ графика розы ветров»

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.


18. Влага в атмосфере.

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды.
Решать задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных.


19. Атмосферные осадки, их виды, условия образования.

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли.
Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.


20. Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс.

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.
Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.


21. Климат. Климатообразующие факторы.
КУБАН. Климат Каневского района.

Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы.
Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.


22. Наблюдение за погодой. Карты погоды.

Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды.
Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы.


23. Атмосфера и человек.

Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

Земля планета Солнечной системы (3 ч).
24. Земля планета Солнечной системы.

Земля одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.
Приводить доказательства тому, что Земля одна из планет Солнечной системы..


25. Географические следствия движения Земли.

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.
Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли


26. Неравномерное распределение тепла и света на Земле.

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.
Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Биосфера живая оболочка Земли (3 ч)
27. Биосфера земная оболочка.
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере.
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.


28. Почва как особое природное образование.


Почва особый природный слой. Плодородие важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев основатель науки о почвах почвоведения. Типы почв.
Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.


29. Биосфера - сфера жизни.


Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.
Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата). Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды.

Географическая оболочка Земли (5 ч.)
30. Географическая оболочка Земли.


Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт.


31. Природные зоны зональные природные комплексы.
КУБАН. Экскурсия «Растительный мир Каневского района».

Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам.
Сравнивать между собой различные природные зоны.


32. Природные зоны Земли. Карта природных зон.



Природные зоны Земли. Карта природных зон.
Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания.


33. Основные виды культурных ландшафтов.


Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов.
Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов.


34. Влияние человека на ландшафт.


Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу.


7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения)
1

2.
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011
1

3.
Учебник А.И. Алексеев. Академический школьный учебник
« Полярная звезда». География 5 – 6 класс. Москва « Просвещение» 2012 г.
1

4.
Николина В.В. « Мой – тренажер» 5 – 6 класс. Москва «Просвещение» 2012 г.
1

5.
Николина В.В. География. Поурочные разработки 5 – 6 класс. Москва
« Просвещение» 2012 г.
1

6.
Николина В.В. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват.учреждений. М. : Просвещение, 2012.
1

Печатные пособия

1
Комплект географических карт и тематических плакатов по всем разделам географии.
46

2
Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
1

Технические средства обучения

1
Интерактивная доска.
1

2
Компьютер.
1

3
Мультимедийный проектор.
1

4.
CD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
1

5.
CD «География 5-6 класс».
1

Учебно-практическое оборудование

1.
Модель Солнечной системы.
1

2.
Глобус Земли.
15

3.
Компас ученический.
20

4.
Комплект топографических инструментов и приспособлений.
3

5.
Теллурий.
1

6.
Коллекция полезных ископаемых.
3

7.
Коллекция горных пород.
20

Оборудование класса.

1
Стенды.
2

2
Уголок подготовки к ГИА и ЕГЭ.
1

3
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
1



8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Выпускник 6 класса научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Критерии оценки учебной деятельности по географии.
Особенности оценки предметных результатов.
      Важной частью учебного процесса по географии в 6 классе является контроль, учет и оценка достижений учащихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работать в группе). Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса «География. Природа и люди» выполняет несколько функций:        контролирующую (на каком уровне усвоен материал);        обучающую (что усвоено в курсе);        констатирующую (как занимался ученик по курсу);        уведомляющую (какой балл получил ученик);        стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям).       Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.       Основными функциями самооценки являются:        констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);        побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);        проектированная (что мне еще необходимо изучить).       Основу для самооценки учащихся создает умелая организация их самостоятельной работы, развитие у них критического отношения к полученным результатам.       Процедура самооценки по курсу «География. Природа и люди» включает ряд элементов:        создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;        сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;        создание учителем эталонов для самооценивания.
Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Природа и люди» подразделяется на фронтальную (для всего класса) и индивидуальную, проводимую на различных этапах урока. Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. В устной форме учащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следует практиковать задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства учащихся в течение небольшого промежутка времени. Формулировать вопросы необходимо с учетом уровней познавательной самостоятельности учащихся.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ предполагает выделение базового уровня достижений.
Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
 повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
 высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
 пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
 низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
 способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
 способность к сотрудничеству и коммуникации;
 способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
 способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
 способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки индивидуального проекта.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать. И осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную и иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по предмету.
Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.






СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей от 27 августа 2014 № 1
Руководитель МО
___________ С.Ю. Супруненко
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

__________ Е.О. Плотникова

«27 » августа 2014 года



Заголовок 315