Внеклассное мероприятие по математике Математическая карусель


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л.Куниковаг.ТуапсеРазработка внеклассного мероприятия
по математике
«Математическая карусель»
Составитель:
Калинникова Алина Юрьевна
учитель математики

«Математическая карусель» игра-конкурс, представляет собой внеклассное мероприятие по математике , при проведении которого прослеживается связь с другими науками, целями которого являются: повышение интереса школьников к предмету, развитие логического мышления, проверка уровня знаний школьников 5-7 классов, сплочение классного коллектива, умение отстоять свое мнение, умение выслушать мнение оппонента.
« Рано или поздно всякая правильная
математическая идея находит
применение в том или ином деле»

(А.Н.Крылов)
Цели:
обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;
− развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности учащихся, математического языка;− воспитательные: воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.
Оформление аудитории.
В классе (аудитории) можно вывести на экран портреты великих математиков, разместить подготовленные ребятами стенгазеты: «Знаете ли вы, что…», «Все о математике», «Математика вокруг нас».
Меловую доску оформить высказыванием и зарисовкой на данную тему:
Тем, кто учит математику Тем, кто учит математикеТем, кто любит математикуТем, кто еще не знает, Что может любить математику..Наш вечер математики посвящается.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами интеллектуальная математическая игра «Математическая карусель»
В математике существует множество различных заданий, примеров и задач, много интересных фактов и доказательств. Об этом даже подтверждают следующие высказывания ученых. (плакаты на доске)
«Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль. И хотя математика по- прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.
В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача – шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запомнить его.
1. Разминка
Задачи-шутки.
Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2)
Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? ( 4 часа)
Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково)
К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать»? (двенадцать)
Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят)
Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2 рубля)
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
Гусь, стоя на одной ноге , весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?(6 кг)
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3- дед, отец, сын)
Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/час. В том же направлении – с востока на запад - дует ветер со скоростью 50 км/час. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Ни в какую, электропоезд не дымит)
Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 мин.)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30км)
Учитель: В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико – математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский был поэтом. Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой. Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок (На доску проецируется портрет и данные)
Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции.
Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.
Так давайте сегодня и займемся этой математикой. Но сначала выберем команды и жюри для оценивания команд.
2. Соревнования команд.
Приветствие.
Название команд.
Объявление капитанов.
Учитель: Первым будет конкурс капитанов.
1. Что больше? 50% от 100 тенге или 25% от 200 тенге? (равны) - 5 очков
2. ½ от 1 метра или 1/3 от 1м 50 см. ( равны) - 5 очков
3. Взяв в обе руки по мелку одновременно надо нарисовать на доске правой рукой квадрат, а левой – треугольник. - 5 очков
Учитель: Следующий конкурс команд. За каждый правильный ответ – 1 очко. Вопросы задаются по очереди командам.
1.Какое число делится на все числа без остатка? ( 0 )
2.Три птицы за три минуты съедают три зерна. Сколько надо птиц, чтобы съесть за сто минут сто зерен? (100 )3. При умножении и делении двух чисел ответы оказались равными. Что это за числа?(1)
4. Произведение каких чисел равно их сумме? ( 2х2=2+2 )
5. Как число 31 записать 5 тройками? ( 3³ + 3 + ( 3 : 3 ) = 31 )
6. Представить число 37 пятью тройками. ( 33 + 3 + 3/3 = 37 )
7. Сколько в школе кабинетов?
Учитель: Прошу выйти от каждой команды по одному человеку.
На доске изображено пять геометрических фигур. Вы смотрите на них 5 секунд. Затем мы закрываем их. А вы должны будете записать название этих фигур в том порядке, в каком они изображены на доске. Начинаем, смотрите внимательно! Раз, два, три, четыре, пять!
Учитель: Пока жюри оценивает приветствие и конкурсы, проведем шуточный конкурс для болельщиков « Кто как разговаривает». Этот конкурс похож напредыдущий, только на плакате написаны названия животных, а вы должны написать в том же порядке, как эти животные разговаривают. Например: корова – мычит, собака – лает, лягушка – квакает и т. д.
Учитель: Конкурс команд .Вопросы на время.
1) Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вани
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки.
Пирожки считают внуки
Если сможешь, помоги
Сосчитать нам пироги. ( 12 штук )
2) Мы большущая семья.
Самый младший это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем,
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколь нас в семье детей. ( 8 детей )
Математика имеет связь с другими науками. Я вам приготовила вопросы,в которых эта связь прослеживается.
(Очень удобно использовать систему голосования MimioVote. Каждой команде выдается 1 пульт, при помощи которого можно быстро ответить на заданный вопрос нажав правильную букву ответа A, B, C. При этом на компьютер сразу выводятся данные об отвечающем и вариант ответа. Легко отследить первого отвечающего и сохраняется общая дисциплина. При окончании теста программа сама подсчитывает процент верных ответов и выводит на пульт, сохраняя в электронном журнале.
Если данной системы нет, можно работать обычным способом)Вопросы командам -1 балл
1) Музыкальный ансамбль из 3-х исполнителей.
А) Трио*     В) Нонет     С) Квартет.
2) Какую математическую фигуру украшают брильянтами?
А) Кольцо*   В) Треугольник   С) Квадрат.
3)В 1969 году чех Дрбал обнаружил, что бритвенное лезвие, помещенное внутрь этой фигуры,  могут самозатачиваться, и запатентовал устройство. Какой оно было формы?
А) Конуса    В) Шара     С) Пирамиды*
4) Сколько вершин в египетском треугольнике?
А) 3*     В) 4     С)   7.
5) Этот математик служил шифровальщиком у французского короля Генриха IV. А современные ученики знают его благодаря одной теореме. Какой?
А) Теорема Виета*    В) Теорема Эйлера    С) Теорема Пифагора.
6)Этот английский математик ввел  термин «дискриминант»
А) Д.Д. Сильвестр*    В) Ж.Л. Лагранж     С) Г.В. Лейбниц.
7) Кто из величайших математиков ввел термин «функция»?
А) Н. Лобачевский    В) Ф.Милетский      С) Г.Лейбниц*
8)У какого животного глаза вращаются на 360°?
А) Крокодил   В) Хамелеон*      С) Черепаха.
9)Кто из великих математиков ввел современную запись пропорции?
А) К.Ф Гаусс     В) Л.Ф. Милетский    С) Г.В. Лейбниц*
10) Периметр этого сооружения, деленный на 2 h, дает число П. Высота, умноженная на 109- расстояние от Земли до Солнца. Что это за сооружение?
А) Александрийский маяк   В) Пирамида Хеопса*    С) Пизанская башня.
11) Какое изобретение принадлежит английскому математику Рекорду
А) Знак параллельности    В) Знак равенства*   С) Знак подобия
12) В каком городе РК находится гостиница « Казахстан», в 25 этажей и высотой 102 метра?
А) Астана    В) Алматы*      С) Актау.
13) Математическое утверждение, не требующее доказательства.
А) Аксиома*   В) Теорема   С) Определение.
14) Какие числа употребляются при счете?
А) *Натуральные   В)  Рациональные   С) Целые.
15)Какие геометрические фигуры являются спортивными гимнастическими снарядами?
А)  Ромбы   В) Кольца*    С) Треугольники.
16) Какой результат арифметического действия является « сладким на вкус»?  
А) Сумма    В) Остаток*    С) Разность
17) Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?
А) Прямолинейный  В) Замкнутый*   С) Открытый.
18) Как называется повторяющаяся группа цифр в записи бесконечной дроби?
А) Тайм    В) Период*   С) Раунд.
19) Какие бывают современные фотоаппараты?
А) Числовые   В) Цифровые*   С)  Дробные.
20) Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых, справедливых  и порядочных людей?
А) Задачу   В) Пример*   С) Числа.
21) На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?
А)180° *     В)360°    С)90°
22) Эмблемой какого автомобиля являются 4 кольца?
А) Ауди*      В) Джип    С) Лада.
23) Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?
А) Отрезки       В) Прямые   С) Лучи*
24) Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
 А) Без чисел     В) Без дроби*    С) Без процентов.
25)  Музыкальный ансамбль из 4-х исполнителей.
А) Трио    В) Нонет    С) Квартет*
26)   Музыкальный ансамбль из 5-ти исполнителей.
А) Квартет  В) Квинтет* С) Дуэт.
27) Кому из древних учёных принадлежат слова: «Числа правят миром!»?
А) Пифагору*   В) Архимеду    С) Евклиду.
28) Форма элегантного мужского головного убора 19 века.
А) Конус       В) Цилиндр*       С) Пирамида.
29) На какой фигуре стояла девочка на картине известного художника Пикассо?
А) На шаре*    В) На пирамиде     С) На цилиндре.
30) Что есть у каждого слова, растения и уравнения?
  А) Решение     В) Стебель      С) Корень*
31) Какую форму имеют соты пчел? 
 А) Шестиугольника*  В) Квадрата   С) Трапеции.
32) Какую форму имеют бульонные кубики?
А)  Параллелепипеда*   В) Куба    С) Призмы.
33) Какой знак в математике появился благодаря типографской опечатке?
А) Процент*   В) Радикал   С) Сложение.
34) Какому математику  принадлежат слова  «Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики»?  
А) С.  Ковалевская     В) Пифагор      С) К.Гаусс*
35) В каком европейском городе есть улицы Пифагора и Архимеда? 
А) Париж     В) Амстердам*   С) Рим.
 36) Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр».
  Как   мы называем его сейчас?
   А) Нуль*      В) Единица   С) Миллион.
 37) На могиле этого великого математика был установлен памятник с   изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?
   А) Пифагор     В) Архимед*    С) Гаусс.
 38) В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсу Виет, в переводе с латинского он означает «спица». Что это?
А) Процент         В) Пропорция        С) Радиус*
 39) Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?
А) Окружность          В) Гипотенуза*     С) Катет.
40) В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. О каком математическом понятии идет речь?
А) Пропорция*    В) Подобие   С) Симметрия.
 Жюриподводит промежуточные итоги конкурса.
Учитель: Конкурс на разрезание
Разделите квадрат на две равные части несколькими способами так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. 
Учитель: Следующее задание заключается в том, что необходимо как можно больше составить слов из слова Треугольник.
Учитель: Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
40633656352094865635
№1. Л.Н.Толстой №2. М.В. Ломоносов №3. А.С.Пушкин
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».
2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.
3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.
6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.
Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок»
Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в I туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон).
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.Один в поле не воин.Один пашет, а семеро руками машут.Одна нога тут, другая – там.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.На одном месте и камень мхом зарастает.Одна рука узла не вяжет.От одного слова да навек ссора.У ежа одна сила – колючки.Раз солгал – навек лгуном стал.Руки поборют одного, знанье – тысячу.Трус умирает сто раз, а герой – один раз.Первый блин комом. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.Два сапога – пара.Кто скоро помог, тот дважды помог.Лентяй дважды работает.Одна голова – хорошо, а две – лучше.От горшка два вершка.Палка о двух концах.Сидеть меж двух стульев.Скупой платит дважды.Убить двух зайцев.Уплетать за обе щеки.Хромать на обе ноги.Двум смертям не бывать, а одной не миновать.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.За одного битого двух небитых дают.Старый друг лучше новых двух.Ум хорошо, а два лучше.Хвастуну цена – три копейки.Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.От горшка три вершка.Обещанного три года ждут.Плакать в три ручья.Без четырех углов изба не рубится.Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.На все четыре стороны.Жить в четырех стенах.Как свои пять пальцев.Пятое колесо в телеге.Семеро с ложкой – один с плошкой.Сам не дерусь, семерых не боюсь.Семь верст до небес и все лесом.Семи пядей во лбу.Лук от семи недуг.За семью морями.На седьмом небе от счастья.Сам не дерусь, семерых не боюсь.Семеро одного не ждут.Семь бед – один ответ.Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.У семи нянек дитя без глазу.Весна да осень – на дню погод восемь.Не трусливого десятка.Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Учитель: И последний заключительный конкурс «Математические художники»
От каждой команды по одному участнику получают листок с координатами. Им необходимо быстро и правильно выполнить построение на координатной плоскости по точкам:
(10; 6), (9;7), (9;8), (7;8), (4;3), (4;1), (6; -4), (4; -4), (2; 0), (-5;3), (-7;8), (-7;3), (-11; 6), (-8; 2), (-12;3), (-8; 1), (-11; -1), (0; -4), (-3; -5), (-11;-5), (-4; -8), (-4; -10), (0; 10), (6; -8), (9; -6), (6; 1), (6; 3), (7,5; 5,5), (10;6).
Глаз (8; 7).
Учитель: Слово нашему жюри. Жюри подводит итоги, называют победителей и лучших участников турнира. Вручают грамоты.