Рабочая программа по обществознанию 11 кл на 2016-2017 учебный год (базовый уровень)


«Согласовано»
Руководитель МО
_________________________Гитингаджиев М.
Протокол № ______ от
«____»_______________________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_______________________Гусейнов Г.У..
«____»___________________2016 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Батлухская СОШ»
________________________Омаров А.М.
Приказ № ___ от «___»______________2016 г.
Рабочая программа
по обществознанию 11 клна 2016-2017 учебный год
(базовый уровень)
Составлена учителем
обществознания
Гусейновым Г.

2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС (базовый уровень)
на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Базисного учебного плана -2004г, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.; Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897; Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой  Н. И., М.: «Просвещение», 2011..
Рабочая программа продолжает вертикальную линию учебников по обществознанию для 6-9 классов основной школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Дает стройную систему знаний о человеке и его взаимодействии с природой, о современном обществе, а также основы знаний по экономике и праву, культурном развитии.
Учебники:
Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2013.
Количество часов: всего - 68 (из расчета 2 часа в неделю). Сроки реализации программы- 1год.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Программа и учебники соответствуют содержанию обязательного минимума и его разделам.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 138ч для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе: в 11 классe 68 ч, из расчета 2ч в неделю.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
— работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
— критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— анализ современных общественных явлений и событий;
— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
— написание творческих работ по социальным дисциплинам.
При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень): для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова — выпущенными издательством «Просвещение».
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если,..»);— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Обществознания» проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• основные социальные институты и процессы;
• различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
• особенности различных общественных наук, основы и способы социального и гуманитарного познания.
УМЕТЬ
• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
• формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
• подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания в умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
• нравственной оценки социального поведения людей;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» 11 класс опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» 11класс, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей
учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Краткое описание
Роль, значимость, преемственность, практическую направленность обществознания в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Ценностные ориентиры содержания предмета обществознание
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма-одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечествакак части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Содержание учебного предмета

п/пСодержательные линии Кол-во
часов Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету
Глава 1. Человек и экономика- 19 Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни – 15 Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Обществознания» проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
ГЛАВА 3. Человек и закон 35 Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/пНаименование Перечень материально-технического обеспечения
1. Печатные пособия
Учебно-методический комплект:
Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / Л. И. Боголюбов, Н. И. Городецкая,А.И.МАтвеев ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2013.
Обществознание : базовый уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, М.: Просвещение, 2012.
Обществознание: профил. уровень: учеб. для И кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова - М.: Просвещение, 2012.
Экономика: базовый уровень: учеб. Для 10кл общеобразовательных учреждений /И.В.Липсиц/-М.: ВИТА, 2012
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.
Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. -М.: Просвещение, 2001.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М.: Экзамен, 2013.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации. –
Федеральный закон«Об образовании в Российской Федерации»
Уголовный кодекс Российской Федерации. -. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Семейный кодекс РФ  Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл.:
Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. .КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД (учебник под ред. Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая,А.И.Матвеев)
Количество часов -68

П-пТема урока Дата проведения Тип урока Элементы содержания Требования
к уровню подготовки
обучающихся Мониторинг. Измерители Домашнее задание Материалы, оборудование
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Что изучает
курс
«Обще-
ствознание»
03.09 Изучение
нового
материала Человек и экономика.
Проблемы социально-
политической жизни. Человек и закон Знать основные положения.
Уметь анализировать, делать выводы,
отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения Вид контроля:
выборочное
оценивание. Измерители: ответы на вопросы Глава 1. Человек и экономика-18 часов 2-3
§ 1. Экономи-
ка: наука
и хозяйство 5.09
10.09
Усвоение
нового
учебного материала. Закрепление нового материала
Что изучает экономи-
ческая наука. Эконо-
мика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности Знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах Выборочное
оценивание.
Ответы на вопросы.
тестирование
§1, с. 6-16;
с. 16,документ
Учебник
«Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова,Н.ИГородецкой,А.И.Матвеева4-5
§ 2. Экономи-
ческий рост и развитие 12.09
17.09 Усвоение
нового учебного материала.Закрепление нового материала Понятие экономиче ского роста.
Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл Знать, что такое «порочный круг бедности».
Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.
Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в. Выборочное
оценивание.
Ответы на вопросы § 2, с. 17-29;
задания № 1-4, с. 28-29
Учебник
Презента
ция к уроку
6
§ 3. Рыночные
Отношения в экономике 19.09 Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России Знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструк тура рынка; чем характеризуется современный рынок
Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики
Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция Выборочное оценивание Ответы на вопросы §3, с. 30-42; задания № 1-4, Учебник
Учебное электронное издание «Обществознание. Практикум
7-8
§4 Фирмы в экономике 24.09
26.09 Закрепление нового материала
Усвоение нового материала Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России
Факторы производства Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями Знать, что такое «эффективное пред приятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала Выборочное оценивание Ответы на вопросы
.Тестирование
§ 4, с. 43-54; Учебник
Презента
ция к уроку
9 §5. Правовые основы предпринимательской деятельности 1.10 Усвоение нового материала.Закрепление нового материала
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело
Знать, какие законы регулируют пред принимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.
Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 5, с. 54-66; Учебное электронное издание «Обществознание. Практикум»
Учебник
Презента
ция к уроку
10 § 6. Слагаемые успеха в бизнесе 3.10 Усвоение нового учебного материала.Закрепление нового материала Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.
Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.
Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков. Тестирование § 6, с. 67-78; Учебник
11-12 Экономика и государство 8.10
10.10 Усвоение нового учебного материала.Закрепление нового материала Экономические функ- ции государства. Ин -струмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? Знать, в чем заключается ограниченность возможностей
Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.
Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике Ответы на вопросы
Работа с таблицей §7, с. 78-91; 13 §8 Финансы в экономике 15.10 Усвоение нового учебного материала.Закрепление нового материала Банковская система.Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия Знать, какую роль выполняют финансы
в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.
Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.
Уметь объяснять, почему возникает инфляция Ответы на вопросы.Тестирование§8, с. 103-115; задания № 1-7, с. 114-115 Презента
ция к уроку
Учебник
14 § 9. Занятость и безработица 17.10 Усвоение нового учебного материала.Закрепление нового материала Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости Знать, как действуют спрос и предло- жение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.
Понимать, для чего необходим рынок труда.
Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы.Тестирование§9, с. 103-115; Таблица
«Безработица. Виды безработицы»
Презента
ция к
15-16
§ 10. Мировая экономика 22.10
24.10
комбинированный
Мировая экономика. Международная торговля. Государствен- ная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики Знать, что такое «международные эко- номические отношения».
Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма.
Уметь объяснять, какая страна - США или Нидерланды - больше зависит от международной торговли и почему Работа с документами
Выполнение индивидуальных заданий § 10.
Учебное электронное издание «»
Учебник
17 §11. Человек в системе экономических отношений 29.10 комбинированный Рациональное поведе- ние потребителя Рациональное поведе- ние производителя Знать, какие факторы влияют на производительность труда.
Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.
Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах Ответы на вопросы
Практическая работа с документами § 11, с. 128-132 Презента
ция к уроку
Учебник
18 Человек и экономика 31.10 Повторение и обобщение знаний Знать положения раздела основные
Уметь применять полученные знания на практике
Тестирование
Выполнение заданий в формате ЕГЭ Повторение темы «экономика»
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни – 15 ЧАСОВ
19 § 12. Свобода в деятельности человека 12.11 Изучение нового материала «Свобода есть осознанная необходимость».Свобода и ответственность Знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость.
Уметь объяснять связь понятий »свобода» , »выбор», »ответственность» Ответы на вопросы §12, с. 140-148;
Зад1-4 стр158 Презента
ция к уроку
Учебник
20-21 § 13. Общест-венное сознание 14.11
19.11 Изучение нового материала Сущность и особенно сти общественного- сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание Знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании.
Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание.
Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания Тестирование.
Ответы на вопросы §13, с. 148-158; Учебное электронное издание «Обществознание. Практикум»
22-23 § 14. Полити-ческое сознание 21.11
26.11 комбинированный Обыденное и теорети ческое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание Знать, чем различаются два уровня по- литического сознания: обыденно- практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание».
Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции Ответы на вопросы §14, с. 158-172 Учебное электронное издание «Обществознание. Практикум»
24-25 § 15. Полити-ческое поведение 28.11
3.12 комбинированный Многообразие форм политического пове- дения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения Знать, что называется политическим поведением, как различаются его фор- мы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.
Понимать, каковы мотивы политического поведения.
Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение Тестирование.
Ответы на вопросы
Практическая работа с документами §15, с. 172-181 Таблица
«Виды политического поведения»
Презента
ция к уроку
Учебник 26-27 § 16. Полити-ческая элита и политическое лидерство 5.12
10.12 комбинированный Политическая элита. Политическое лидер- ство. Роль политиче- ского лидера. Типы лидерства Знать, что представляет собой полити-
ческая элита; кто такой политический
лидер, каковы основные признаки поли тического лидерства; основные функции политического лидера.
Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства - традиционного и харизматического.
Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Выполнение индивидуальных заданий § 16, с. 182-193 Презента
ция к уроку
Учебник
28-29 § 17. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи 12.12
17.12 комбинированный Тенденции развития семьи в современной России. Проблема не полных семей. Совре- менная демографическая ситуация в Российской Федерации Знать, какие тенденции в развитии се- мьи можно оценить как неблагоприят- ные, что такое неполная семья, как уве- личение числа неполных семей сказыва- ется на демографической и социальной ситуации в обществе.
Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России Работа с документами
Выполнение заданий в формате ЕГЭ § 17, с. 193-201 Учебное электронное издание «Обществознание. Практикум»
30-31 § 18. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации 19.12
24.12 Изучение нового материала Религиозные объеди- нения. Права религи- озных организации. Проблема поддержа- ния межрелигиозного мира Знать, какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федера ции; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объеди- - нения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти.
Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Практическая работа с документами § 18, с. 202-213 32-33 Контрольно-обобщающие занятия 26.12
14.01 Повторение и обобщение Знать основные положения курса
Уметь применять полученные знания на практике
Тестирование
Выполнение заданий в формате ЕГЭ Повторение темы ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН-35 ЧАСОВ
34-35
36 §19 Современные подходы к пониманию права 16.01
21.01
23.01 Усвоение нового материала
Закрепление нового материала Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юри- дической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФПонимать, в чем суть нормативного подхода к праву.
Уметь характеризовать основные осо- бенности естественного права Практическая работа с документами § 19, с.217- 228 Таблица
«Отрасли права»
Презента
ция к уроку
Учебник
37,
38,
39 § 20. Гражданин Российской Федерации 28.01
30.01
04.02 комбинированный Гражданство РФ. Пра- ва и обязанности гра- жданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, ка ковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба Практическая работа с документами
Составление и заполнение таблицы § 20, с. 228-238 Конституция РФ
Учебник
Практикум
40-41 § 21. Эколо-гическое право 6.02
11.02 Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала Общая характеристика экологического права. Право человека на бла гоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения- Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответст венности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.
Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.
Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы § 21, с. 239-250 Таблица
«Отрасли права»
Конституция РФ
Презента
ция к уроку
Учебник
42-43-44 § 22. Гражданское право 13.02
18.02
20.02 Усвоение нового материала
Закрепление нового материала
Усвоение нового материала
Закрепление нового материала Гражданские правоот- ношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав Знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.
Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Практическая работа с документами
§ 22
Учебник
Гражданский Кодекс РФ
Презента
ция к уроку
45,
46
47 § 23. Семейное право 25.02
27.02
04.03 Усвоение нового материала
Закрепление нового материала
Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей Знать основные положения по теме уро ка: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье.
Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Тестирование.Работа с документами §23, с. 262-273 Учебник
Семейный Кодекс РФ
Презента
ция к уроку
48,
49
50 § 24. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 06.03
11.03
13.03 Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала

Трудовые правоотно- шения. Субъекты тру дового права. Работ- ник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование Знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков по рядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования.
Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Выполнение заданий в формате ЕГЭ § 24, с. 274-285 Таблица
«Отрасли права»
Трудовой Кодекс РФ
51
52
53 § 25. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс 18.03
20.03
01.04 Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала Основные принципы и участники процесса. Меры процессуально го принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей
Знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте со браны правила уголовного судопроиз- водства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.
Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Практическая работа с документами
§ 25, с. 298-310 54
55 § 26. Процес- суальное пра во: уголовный процесс 03.04
08.04 §26, с. 320-330; УПК РФ
Презента
ция к уроку
Учебник 56-57 § 27. Процес- суальное пра- во: админи- стративная юрисдикция, конституционное судопроизводство Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала Административная юрисдикция. Субъек- ты административной ответственности. Ад- министративные наказания. Конституционное судопроизводство. Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства Знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; ка- ковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта Тестирование
Выполнение практических заданий §27 58
59,
60
§ 28. Между-народная защита прав человека 10.04
15.04 комбинированный Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека Знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована, зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда
Работа с документами §28, УПК РФ
Презента
ция к уроку
Учебник
Учебное электронное издание «Обществознание. Практикум»
61,
62
§ 29. Взгляды в будущее 17.04
22.04
24.04 Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. лечение и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий НТП. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное общ-воЗнать основные положения по теме урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе.Работа с документами
§29
Учебник
Учебное электронное издание «Обществознание. Практикум»
63,
64,
65,
66,
67,
68 Человек и общество
Обобщающее повторение курса 08.05
13.05
15.05
20.05
22.05 Повторение пройденного материала
Обобщение и систематизация знаний Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Тест. Выполнение заданий в формате ЕГЭ Повторить основные вопросы темы
Презента
ция к уроку
Учебник
График контроля
Тема Дата Вид контроля
1.Человек и экономика 31.10 Тестирование
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
2.Проблемы социально-политической и духовной жизни 26.12
Тестирование
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
3.Человек и общество
08.05
Тестирование
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
Контрольно – измерительные материалы
Обществознание.
Вариант 1.
1.В самом широком смысле общество - это...
1) весь материальный мир в целом. 2) часть материального мира.
3) страна, государство. 4) часть природно-географической среды.
2.Сходство человека и животного заключается в том, что они обладают...
Разнообразными ощущениями3) Рациональным мышлением.
Членораздельной речью4) Возможностями саморазвития.
3.Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, называется...
1) познание2) труд3) общение4) прогнозирование
4.Программист трудится над новой программой. В этой деятельности программа выступает...
1) Средством2) субъектом3) мотивом4) объектом
5.Личность, в отличие от индивида, обладает...
1) рациональным мышлением3) членораздельной речью
2) чувственным познанием 4) готовностью брать ответственность на себя
6.Первичными потребностями согласно классификации А. Маслоу, являются потребности...
1) престижные 2)идеальные 3) духовные 4)экзистенциональные
7.Расширение наших представлений о мире является непосредственным результатом...
1) трудовой деятельности3) познавательной деятельности
2) игровой деятельности4) коммуникативной деятельности
8. Несомненно, раз и навсегда установленное знание - это...
любое научное понятие3) народная мудрость
относительная истина4) абсолютная истина
9. Научное познание, в отличие от других видов познания...
1) опирается на данные наблюдения 3) экспериментально подтверждает выводы.
2)учитывает накопленный опыт 4) использует понятия и суждения
10.Отрицают возможность познания истины...
1) идеалисты2) рационалисты3) агностики 4) эмпирики
11.Все виды преобразовательной деятельности людей, а так же её результаты называются...
1) наукой2) культурой3) обществом 4) моралью
12.Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется...1) народной2) массовой 3)национальной 4) элитарной
13. К средству массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу...
телевидение3) периодическая печать
радио4) интернет
14. Одной из характеристик государства является
разделение властей
наличие армии
осуществление тотального контроля над личностью
многопартийность
15. Политическая партия — это организация, которая:
борется за власть
решает хозяйственные вопросы
объединяет людей по интересам
образуется стихийно
16. К функциям семьи относится
организация общественного производства
поддержание экономической стабильности
установление социальных норм
социализация подрастающего поколении я
17 . Возмещение убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий государственных органов или органов местного самоуправления, является видом юридической ответственности, применяемой в праве1) административном3) гражданском
2) уголовном4) трудовом
18. Президент России является главой
Конституционного Суда3) Совета безопасности
Федерального Собрания4) Российского государства
19.Какие потребительские расходы являются необязательными?
1) оплата проезда в общественном транспорте3) покупка медикаментов
2) оплата коммунальных услуг4) страхование квартиры
20.Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и составлению государственного бюджета на следующий год. Это вид экономической деятельности в сфере
1) потребления 2) обмена3) производства4) распределения
21. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:
1) Человек как и животное обладает нервной системой, способен ощущать и воспринимать окружающею действительность. 2) Но в отличие от животных человек обладает объективным мышлением и способны осознавать цели своей деятельности и предвидеть её результаты. 3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. 4) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепления его положения как «царя природы».
Определите, какие положения носят...
а) Фактический характерб) Характер оценки суждения
22. Найдите в приведённом ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ, и выпишите цифры, под которыми они указаны
1) признание прав и свобод человека высшей ценностью
2) условия и порядок заключения трудового договора
3) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей её территории
4) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
5) идеологическое многообразие
23. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Выражение санкции Виды санкции
А) проявление недружелюбия 1) формальные негативные санкции
Б) наложение штрафа 2) неформальные негативные санкции
В) объявление выговора Г) объявление бойкота Д) отказ от сотрудничества 24. Ниже приведён ряд характеристик, все они за исключением одной, относятся к понятию «правовая норма».
Установлена государством, имеет письменную форму, совокупность представлений о добре, содержит нормативно-правовые акты, общеобязательна, охраняется и защищается государством, регулятор общественных отношений.
Обществознание
вариант 2
1.Связь всех сфер жизни общества
1) вытекает из целостности общества как системы
2) достигается в ходе политической борьбы
3) обеспечивается идеологической работой
4) устанавливается законодательным путём
2. Отличительным признаком понятия «личность» является(ются)
членораздельная речь3) способность брать ответственность на себя
наличие физических потребностей4) сознание и мышление
3. Игра, общение и познание — это
виды деятельности человека3) виды поведения всех живых существ
этапы формирования личности4) формы коммуникации
4.. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности.
сложность понимания для других3) значимость исследуемой проблемы
принципиальная новизна4) уникальность полученных данных
5. К социальным потребностям человека относится потребность взаботе о потомстве3) принадлежность к группе
самосохранении4) безопасности
6. Строительство удобного и безопасного жилья является примером деятельности
социально-преобразовательной3) прогностической
материально-производственной4) ценностно-ориентировочной
7. Рациональное — это познание:
с помощью наблюдения3) с помощью интуиции
прямого контакта4) с помощью мышления
8. И обыденному, и научному знанию свойственно то, что они
предполагают доказательства
носят субъективный характер
необходимы человеку для эстетической деятельностимогут передаваться из поколения в поколение
9. Культура, имеющая анонимного творца относится к
1) народной2) массовой3) национальной4) элитарной
10. Какое из приведенных утверждений является научным?
1)существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
2) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит
3) судьба человека зависит от расположения звезд на небе в момент его рождения
4) электрический ток бежит по проводам так же, как вода по трубам
11. Сергей В. учится на первом курсе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Это означает, что он получает
основное образование3) среднее профессиональное образование
полное (среднее) образование4) высшее профессиональное образование
12. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
сложился особый институт гражданского права — авторское право
наука стремится к теоретическому осмыслению фундаментальных вопросов жизни
3) научные открытия могут иметь непредсказуемые и опасные последствия для жизни людей
4) быстрыми темпами развиваются социальные (общественные) науки
13. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом, является (-ются)
государство3) партии
средства массовой информации4) общественные движения
14.Государственный суверенитет предполагает
политическое доминирование на международной арене
независимость и верховенство государственной власти
право на вмешательство во внутренние дела других государств
подавление государством общественных организаций и движений
15 .Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые потерриториальному признаку3) демографическому признаку
этническому признаку4) профессиональному
16. Правило поведения, установленное и поддерживаемое государством, является
1) политической нормой3) моральной нормой
2) правовой нормой4) религиозной нормой
17.В газетной статье журналист, не дожидаясь решения суда, обвинил господина Н. виновным в хищении. Какое право гражданина Н нарушает журналист.
1) на судебную защиту3) на презумпцию невиновности
2) на свободу слова4) на равенство перед законом
18. Регулируя объёмы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Для какой экономической системы это характерно?
1) рыночной2) традиционной3) командной4) смешанной
19. Что относится к источникам доходов потребителя?
1) пособие по безработице 3) товарный чек
2) подоходный налог4) потребительская корзина
20. В условиях перехода российской экономики к рынку многие предприятия оборонного комплекса перепрофилировались. Это привело к спросу на промышленное оборудование. Пример иллюстрирует функционирование рынка
1) труда2) информации 3) капитала4) средств производства
21. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Митинг, посвящённый памяти жертв политических репрессий, прошёл во Владивостоке на месте бывшего пересылочного лагеря заключённых «ВладЛАГ». (2) Среди прошедших через этот лагерь – поэт Осип Мандельштам, известный актёр Георгий Жжёнов, мать Василия Аксёнова – писательница Евгения Гинзбург, генеральный конструктор ракетно-космических систем – Сергей Королёв. (3) Помянуть невинно убитых пришло около 60 человек – бывшие репрессированные, ветераны, представители власти, общественные организаций и духовенства. (4) Подобные митинги в память о жертвах политических репрессий – это необходимая дань живущих сегодня тем, кто своей жизнью прокладывал путь политическим свободам в нашей стране
Определите какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер
22. В Тихом океане начала работу Международная научная экспедиция, цель которой – реконструкция изменений климата за последние 200 000 лет. Какие методы, отличающие научное знание от иных его видов, могут применяться учёными для достижения цели экспедиции? Запишите цифры, под которыми эти методы указаны.
1) описание фактов4) формулирование оценочных суждений
2) наблюдение5) обоснование выводов
3) выдвижение гипотез6) систематизация полученных данных
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
23. Установите соответствие между видом деятельности, и его особенностью проявления.
Особенности проявления вида деятельности Вид деятельности
1) наличие воображаемой обстановки А) игра
2) ориентация на удовлетворение материальных потребностей Б) труд
3) условный характер 4) использование инструментов 24. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда