Педагогическая статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Пензенское
МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ



Подготовила: Кимпель Алевтина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы





с. Пензенское
2015

«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». 
Теодор Рузвельт

Народная мудрость гласит: «Как же мы будем дальних любить, если близких любить не умеем» Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к людям, с которыми вместе «проводишь будни и праздники». Еще со школьной скамьи глубоко в душу запали мне слова моего учителя о том, как важно построить «храм души человеческой». Теперь, сама став учителем, понимаю всю глубину ее слов и считаю, что именно от учителя зависит, каким светом наполнится «этот храм».
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека, от его семьи, общества, страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.
Общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сосредоточены на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурной, исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
Патриотизм.
Социальная солидарность.
Гражданственность.
Семья.
Труд.
Наука.
Традиционные российские религии.
Искусство и литература.
Природа.
Человечество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит учителям.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, владеющий родным языком, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро - от безобразного, подлинно художественное - от фальши и подделок, вечное - от временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»? В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В различных сложных жизненных ситуациях, окружающих ребенка в быту, во дворе и на улице, в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, что все многонациональные народы - одна семья, закладывается нравственный фундамент личности.
На Руси издавна почитались две профессии - учителя и зодчего. Нетрудно понять, что их объединяет: тот и другой - творцы. Мне кажется, что успешность созидания учителя зависит от соблюдения незыблемых правил:
во-первых, жить интересами ребенка;
во-вторых, учить детей личным примером;
в-третьих, чтить традиции и опыт предыдущих поколений.
Учитель - это тот же строитель, искусный зодчий. От ювелирности его работы во многом зависит, каким завтра будет наше общество.
В восточной мудрости говорится: «Храбреца испытывает война, мудреца - гнев, а строителя - время». Оно и покажет, каким станет новое поколение в будущем.

















Список литературы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / ред. Л.П. Савельева. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000, с.9.












15