Разработка урока по обществознанию на тему Производство, затраты, выручка, прибыль (7 класс)


Дата № Класс 7-А,Б,В,Г
Тема «Производство: затраты, выручка, прибыль»
Цели урока: познакомить учащихся с важной сферой экономики: производством и способами его эффективной организации.
Обучающая: сформировать представление о производстве как основе экономики;
— определить пути и способы рациональной организации производства;
— характеризовать различные затраты производства и их влияние на результаты производственной деятельности;
— показать противоречивость воздействия разделения труда на результативность производства;
— дать представление об экономической сущности прибыли;
— способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в сфере
производства
Развивающая: Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: личностное и профессиональное самоопределение;
Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся,
Развивать умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать по учебнику.
Воспитательная: Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социльных ролях и процессах; умение находить в различных источника применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей
Основные понятия: производство, экономический продукт, потребность, технология, массовое производство, затраты производства, стоимость сырья, постоянные и переменные затраты, аренда, рациональный производитель, разделение труда, производительность труда, Адам Смит, конвейер, Генри Форд, выручка, прибыль, убытки, налог, первоначальный капитал, предпринимательство.
Ход урока
I. Организация учебной деятельности
II. Актуализация опорных знаний
Вступительное слово:
Сегодня на уроке наша задача: Дать понимание сущности образования, его возрастающей значимости для человека в условиях становления информационного общества
-Тема нашего урока – «Производство: затраты, выручка, прибыль». Записываю тему на доске, обучающиеся – в тетради.
Вопросы нашего урока:
1.Что и как производить?
2. Затраты производства.
3.Всё ли выгодно производить?
IV. Изучение новой темы.

1.Что и как производить? Деятельность ученика. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 35 и 36
КАРТОЧКА № 35
Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
Почему и сколько надо платить за труд?
Для этого подумайте и поразмыслите:
Почему люди работают?
Что такое зарплата?
Почему зарплату называют трудовым денежным вознаграждением?
Какие виды оплаты труда существуют на производстве? Чем они отличаются?
- Чем определяется размер заработной платы?
3.Приведите примеры профессий, требующих от работника следующих качеств:
высокой квалификации работника;
умения работать в тяжелых условиях;
способности идти на риск;
трудиться там, где необходимо обществу;
проявления особых талантов.
Что является главным при определении размера заработной платы?
Сделайте вывод
КАРТОЧКА № 36
Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
От чего зависит количество и качество труда?
Для этого подумайте и поразмыслите:
Что такое производительность труда?
Почему заработная плата наставника выше зарплаты ученика?
Благодаря каким качествам производительность труда мастера значительно выше, чем у начинающего работника?
Как осуществляется повышение квалификации работника?
Сделайте вывод.
2. Работа с классом. Проверка выполнения домашнего задания в тетради
Решение кроссворда.

1. Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. (.Потребитель.) 2. Одно из основных проявлений экономики. (.Распределение.) 3. Товар или услуга, в которых нуждаются люди. (Потребность.) 4. Побудительная причина действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов. (Мотив.) 5. Трудовое денежное вознаграждение. (Зарплата.) 6. Специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения, навыки. (Квалификация.) 7. Осязаемые предметы, выставленные на продажу. (Товар.) 8. Один из факторов производства. (Труд.) 9. Разница между доходами и затратами производителя. (Прибыль.) 10. Тип хозяйства, при котором что производится, то и потребляется. (Натуральное.) 11. Объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. (Технология.) 12. Неосязаемый объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. (Услуга.) 13. Особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. (Деньги.)
Задача для учащихся: выяснить, как потребитель и производитель определяют, какие экономические продукты следует производить; как производитель определяет способ производства экономических продуктов.
1. Самостоятельная работа учащихся в группах
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
§ 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме
- «Почему человек не может удовлетворить все свои потребности?».
Для выступления составьте список вещей и услуг, которые вы бы хотели приобрести для себя, если бы не были ограничены в средствах.
- Подумайте, от каких из них вы отказались бы в случае возникновения материальных трудностей?
Вариант списка товаров и услуг: свой дом или квартира, дорогой автомобиль, бытовая техника, поездка на курорт или туристическая поездка, ценные бумаги, одежда, развлечения и т. д.
Варианты списка товаров:
Товары первой необходимости: хлеб, молоко, мясные изделия, другие продукты питания, средства гигиены и моющие средства, необходимая одежда.
Автомобили дорогих моделей, бытовая техника высшего класса, одежда элитных фирм, дорогие продукты питания, отдых в престижных местах, посещение театров, спортивных состязаний с покупкой билетов на лучшие места.
Приобретение предметов роскоши и антикварных вещей, имеющихся в единичных экземплярах, проживание в самых дорогих номерах отелей, покупка самых дорогих, эксклюзивных моделей автомобилей, одежды и т. д., космический туризм.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
§ 10 (с. 107-110 учебника);
карточка с дополнительным материалом (Ли Якокка).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какие решения принимает предприниматель перед началом производства экономических продуктов?».
Ли Якокка
Одним из известнейших менеджеров в истории американской автомобильной промышленности является Пи Якокка. Он родился в семье нищего итальянского эмигранта, сумевшего выбиться в люди и стать хозяином закусочной. Но сыну он дал возможность получить высшее образование, а уж тот сделал головокружительную карьеру - занял пост президента компании «Форд». Работая в этой должности, он добился впечатляющих успехов, но был уволен взбалмошным хозяином компании Генри Фордом II, внуком знаменитого изобретателя конвейера.
Не пав духом, Якокка перешел на пост президента другой крупнейшей автомобильной корпорации - «Крайслер», находившейся на грани банкротства, и спас ее.
Основой успехов Ли Якокки всегда было его умение понять требования рынка и «ухватить спрос за ворот».
Ярким примером правильной оценки спроса и извлечения из этого выгоды является история с автомобилем «форд-мустанг». При разработке проекта этой машины Якокка поставил перед своими инженерами и экономистами задачу: машина должна стоить не более 2500 долларов. Тогда к ней удастся привлечь внимание широкой массы американских покупателей. И он добился этого - машина поступила в продажу 17 апреля 1964 г. по цене 2368 долларов и вызвала гигантский спрос. Вот что пишет об этом сам Якокка:
«В день 17 апреля дилерские пункты компании "Форд" заполнили толпы клиентов. В Чикаго одному дилеру пришлось запереть зал, так как у дверей собралась огромная толпа. В Гарленде, штат Техас, пятнадцать покупателей требовали продать им единственный выставленный у дилера "мустанг". Он продал его самому упорному претенденту, который решил переночевать в машине и не дать возможности никому другому купить ее
Вначале мы предполагали, что в течение первого года можно будет продать 75 тыс. машин. Затем... планы ее продажи возросли до 200 тыс. в год. А затем годовая мощность производства "мустангов" достигла 360 тыс. штук».
Вызвав с помощью низкой цены высокий уровень спроса, компания «Форд» стала затем предлагать покупателям дополнительное оснащение «мустангов» по индивидуальным заказам. Покупатели, обрадованные приобретением столь дешевой машины, считали, что они вполне могут немного доплатить за подгонку машины под собственный вкус. «За автомобиль, стоивший по прейскуранту 2368 долларов, клиенты платили в среднем еще 1000 долларов за дополнительное оборудование!»
Обеспечив с помощью низкой цены огромную величину спроса на «мустанги», компания «Форд» получила в итоге большую величину выручки, чем она могла бы получить, если бы сразу оценила этот автомобиль куда дороже.
§ 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Производство экономических продуктов, необходимых для удовлетворения массовых, групповых и индивидуальных потребностей». Для выступления составьте список товаров первой необходимости, товаров и услуг, рассчитанных на достаточно узкий круг людей, товаров и услуг, которыми пользуются отдельные личности.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 4
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
• § 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Почему современное производство экономических продуктов становится все более массовым (поточным) или серийным?». Для выступления определите, как бытовая техника, произведенная одной фирмой, дополняется другими моделями техники этой же фирмы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 5
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом): • § 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Смогут ли маленькие фирмы сохранить свое производство в будущем?». Для выступления подумайте: на чем строят свою деятельность ателье по пошиву одежды, парикмахерские, мебельные мастерские.
Закрепление изученного на урокеПочему зарплата называется трудовым денежным вознаграждением?
Чем отличается повременная форма оплаты труда от сдельной оплаты?
От каких условий зависит размер заработной платы?
По каким показателям можно судить о количестве и качестве труда?
От чего зависит квалификация труда работника?
Кого можно назвать мастером своего дела?
Почему мастер дорожит мнением людей?
Подведение итогов урокаКак потребитель и производитель определяют, какие экономические продукты следует производить?
Как производитель определяет способ производства экономических продуктов?
Домашнее заданиеПрочитать § 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовить устный ответ на вопросы:
Как предприниматель определяет, какие экономические продукты ему производить?
Почему массовое производство приносит наибольшую прибыль предпринимателю?
Выполнить в тетради задание 1 на с. 116 учебника.
Вариант 1
-Обсудить следующие вопросы: можно ли семью считать производителем?
- Что можно производить в семейном хозяйстве?
- Как разумно использовать ресурсы семьи?
Для перехода к разговору о производстве с микроэкономического уровня (экономика семьи) на макроэкономический уровень (экономика страны, общества) целесообразно напомнить учащимся о следующих содержательных элементах знаний, усвоенных на предыдущем уроке: цели и задачи экономики, основные участники экономической деятельности, интересы и взаимодействие производителей и потребителей. Это поможет включить учащихся в обсуждение проблемного вопроса рубрики «Обсудим вместе»:
- Может ли современное производство удовлетворить индивидуальные потребности людей?
Подвести учащихся к необходимому выводу о том, что современная экономика пока ни в одной стране не достигла такого уровня развития, позволит обсуждение следующих аспектов поставленной проблемы:
— многообразие потребностей человека и их постоянный рост;
— ограниченность (недостаток) производственных ресурсов;
— дальнейшее развитие науки и техники (автоматизация и электронизация), повышение
квалификации работников — важные условия развития современного производства, стремящегося удовлетворить разнообразные потребности людей.
«Что и как производить»
Начать разговор по материалу первого раздела параграфа
целесообразно с раскрытия роли производства в экономике. Полезно включить учащихся
в разговор постановкой следующих вопросов:
- Что создаётся трудом?
- Чем различаются изделие и услуга?
- Какие ресурсы используются в производстве?
- Каким образом производитель учитывает потребности людей в том или ином продукте производства?
Важно помочь учащимся осмыслить и закрепить материал о выборе метода
организации производства, раскрытый в учебном тексте.
Деятельность учащихся. Заполнить таблицу, опираясь на анализ данных в тексте характеристик и примеров различных методов организации производства.
Методы организации производства Особенности производства
1. Единичное
2. Серийное
3. Поточное
Учитель помогает школьникам проанализировать полученные предложения и ответить на вопрос: почему в XX в. получило значительное развитие серийное и поточное производство?
2. «Затраты производства».
Характеризуя различные виды затрат производителя (переменные и постоянные), стоит обратить внимание учащихся на существенную разницу между ними: постоянные не зависят от объёма выпуска предприятием продукции, а переменные зависят исключительно от уровня производства, поэтому любое предприятие может увеличить или уменьшить своё производство как за счёт постоянных и переменных затрат, так и за счёт только одних переменных. Затраты — это важное ограничение, определяющее выбор производителя, решающего, что, как производить, какие варианты соединения ресурсов выбрать. Для успешного усвоения учащимися этого вывода предложите дополнить в ходе коллективного обсуждения следующую схему:
Затраты школьного хозяйства
Постоянные затраты Переменные затраты
Анализ содержания схемы можно завершить, например, следующими вопросами:
- Какие затраты, постоянные или переменные, увеличатся со значительным ростом числа учащихся в школе?
- Что изменится, если будет пристроен новый спортивный зал?
3.Способы эффективной организации труда, т. е.
пути увеличения объёмов производства при наименьших затратах. В освоении этого материала учащимся поможет рубрика «Жил на свете человек», которая познакомит их с такими способами, рекомендованными русским мыслителем-экономистом И. Т. Посошковым. Для достижения экономического благополучия страны он советовал
«работать производительно», «решительно бороться с непроизводительными затратами»,
«осуществлять строжайшую экономию во всём», «поощрять изобретательность».
Некоторые способы повышения эффективности производства требуют дополнительного внимания, и здесь учителю поможет опора на знания по истории. Например, рассматривая такой способ повышения эффективности труда, как использование достижений науки и техники, важно обратить внимание на то, что он может носить противоречивый характер и иногда не совпадать с интересами самих работников. Так, в XVIII в. в Англии в производство начали внедрять первые машины. Это позволило повысить производительность труда, так как машины заменили на отдельных операциях руку человека. Но рабочие потребовали запретить применение машин и стали их разбивать кувалдами и уничтожать.
Деятельность учащихся.
Приведите причины этого конфликта, привести примеры подобных ситуаций и помогите найти способы их разрешения.
Ещё один способ повышения эффективности производства требует особого
внимания и разъяснения — это разделение труда. Тезис учебного текста «роль разделения труда для результативности производства люди поняли давно» целесообразно проиллюстрировать примерами из истории
Повышение производительности труда при его разделении было отмечено ещё Ксенофонтом. Он писал, что в мастерских крупных городов один шьёт заготовки для башмаков, другой вырезает подошвы, третий выкраивает передки, а четвёртый сшивает всё вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнять её наилучшим образом. Древнеримский аграрий Колумелла рекомендовал специализацию рабов как способ повышения доходности хозяйства. В средневековых европейских городах цеховой мастер, несколько его подмастерьев и учеников целиком изготовляли изделие на заказ. Предприимчивые люди Флоренции нанимали бедняков для крупных мастерских, организуя их труд так, чтобы каждый работник выполнял определённую операцию.
Рассматривая одно из мощных средств повышения производительности труда и
замечательное изобретение в сфере разделения труда — конвейер, учителю важно раскрыть причины его появления и значение для экономического развития общества.
Создатель конвейера Генри Форд (1863—1947) пришёл к идее конвейера после того, как организованная им компания по производству автомобилей перестала справляться с заказами, которые за один год увеличились вдвое. Его изобретательность дала возможность человечеству найти новый способ увеличения производительности труда и повышения уровня благосостояния многих людей (за счёт выпуска машин с меньшими затратами они продавались дешевле и были доступны многим потребителям).
Однако, характеризуя Г. Форда как отца современной организации производства, основоположника научной организации труда, обратите внимание учащихся на то, что он одновременно получил титул автора «научной системы выжимания пота».
Деятельность учащихся. Опираясь на материал параграфа, найти подтверждение этой характеристики.
3. «Всё ли выгодно производить» характеризует
важнейший экономический показатель эффективности производства — прибыль. Полезно будет обсудить также наиболее важные функции, выполняемые прибылью. Прибыль определяет наиболее выгодные сферы приложения имеющихся у производителя денежных средств (капитала); обеспечивает эффективность труда и использования ресурсов; обнаруживает ошибки производителя.
Закрепление.
Закрепить содержание этого раздела помогут материалы рубрики «Учимся прогнозировать успешность своего дела», выполнение задания 4 рубрики «В классе и дома». Завершить урок целесообразно выполнением упражнения по овладению ключевыми понятиями темы (см. задание 5 рубрики «В классе и дома»).
Вариант 2
Первая часть уроков предполагает объяснение учителя по тексту учебника с обращением к словарю, иллюстрациям и вопросам рубрики «Проверь себя». Вторая часть предполагает организацию выполнения практического занятия в игровой форме «Экзамен на рационального производителя». Цель занятия — помочь учащимся выбрать способы эффективной деятельности. Проводится в 3 этапа.
Первый этап — подготовительный, целью которого является определение
направления производственной деятельности.
Учащиеся в группах (5—6 человек) организуют обсуждение и выбор наиболее
перспективных и осуществимых идей организации экономической деятельности.
Учитель может предложить учащимся следующие направления деятельности:
изготовление сувениров; выпуск молодёжной газеты; киоск «Тысяча мелочей»; игротека; мытьё окон, уборка в квартирах; швейная мастерская (ремонт одежды, штопка); домашняя пекарня; фотомастерская и т. д
Второй этап — основной, цель которого — рассчитать затраты и прибыль производства.
Учащиеся в группах определяют все возможные затраты по организации
деятельности и на конкретном примере рассчитывают прибыль.
Третий этап — заключительный, цель которого определение эффективности
производственной деятельности.
Оформление в группах «Делового плана» и его обоснование.
«Деловой план»: 1. Название предприятия (фирмы). 2. Деловые цели. 3. Предлагаемая услуга, продукция (описание, цена). 4. Расчёт затрат.
Общие затраты: постоянные затраты в месяц (не зависят от числа клиентов и количества продукции), переменные затраты (зависят от числа клиентов и количества
продукции).
Подсчёт прибыли (или убытков): прибыль = общий доход - общие затраты.
Если у разработчиков получилось убыточное производство, то учитель советует подумать, как снизить затраты, поднять цены или выбрать другое направление деятельности.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
§ 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме
- «Почему человек не может удовлетворить все свои потребности?».
Для выступления составьте список вещей и услуг, которые вы бы хотели приобрести для себя, если бы не были ограничены в средствах.
- Подумайте, от каких из них вы отказались бы в случае возникновения материальных трудностей?
Вариант списка товаров и услуг: свой дом или квартира, дорогой автомобиль, бытовая техника, поездка на курорт или туристическая поездка, ценные бумаги, одежда, развлечения и т. д.
Варианты списка товаров:
Товары первой необходимости: хлеб, молоко, мясные изделия, другие продукты питания, средства гигиены и моющие средства, необходимая одежда.
Автомобили дорогих моделей, бытовая техника высшего класса, одежда элитных фирм, дорогие продукты питания, отдых в престижных местах, посещение театров, спортивных состязаний с покупкой билетов на лучшие места.
Приобретение предметов роскоши и антикварных вещей, имеющихся в единичных экземплярах, проживание в самых дорогих номерах отелей, покупка самых дорогих, эксклюзивных моделей автомобилей, одежды и т. д., космический туризм.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
§ 10 (с. 107-110 учебника);
карточка с дополнительным материалом (Ли Якокка).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какие решения принимает предприниматель перед началом производства экономических продуктов?».
Ли Якокка
Одним из известнейших менеджеров в истории американской автомобильной промышленности является Пи Якокка. Он родился в семье нищего итальянского эмигранта, сумевшего выбиться в люди и стать хозяином закусочной. Но сыну он дал возможность получить высшее образование, а уж тот сделал головокружительную карьеру - занял пост президента компании «Форд». Работая в этой должности, он добился впечатляющих успехов, но был уволен взбалмошным хозяином компании Генри Фордом II, внуком знаменитого изобретателя конвейера.
Не пав духом, Якокка перешел на пост президента другой крупнейшей автомобильной корпорации - «Крайслер», находившейся на грани банкротства, и спас ее.
Основой успехов Ли Якокки всегда было его умение понять требования рынка и «ухватить спрос за ворот».
Ярким примером правильной оценки спроса и извлечения из этого выгоды является история с автомобилем «форд-мустанг». При разработке проекта этой машины Якокка поставил перед своими инженерами и экономистами задачу: машина должна стоить не более 2500 долларов. Тогда к ней удастся привлечь внимание широкой массы американских покупателей. И он добился этого - машина поступила в продажу 17 апреля 1964 г. по цене 2368 долларов и вызвала гигантский спрос. Вот что пишет об этом сам Якокка:
«В день 17 апреля дилерские пункты компании "Форд" заполнили толпы клиентов. В Чикаго одному дилеру пришлось запереть зал, так как у дверей собралась огромная толпа. В Гарленде, штат Техас, пятнадцать покупателей требовали продать им единственный выставленный у дилера "мустанг". Он продал его самому упорному претенденту, который решил переночевать в машине и не дать возможности никому другому купить ее
Вначале мы предполагали, что в течение первого года можно будет продать 75 тыс. машин. Затем... планы ее продажи возросли до 200 тыс. в год. А затем годовая мощность производства "мустангов" достигла 360 тыс. штук».
Вызвав с помощью низкой цены высокий уровень спроса, компания «Форд» стала затем предлагать покупателям дополнительное оснащение «мустангов» по индивидуальным заказам. Покупатели, обрадованные приобретением столь дешевой машины, считали, что они вполне могут немного доплатить за подгонку машины под собственный вкус. «За автомобиль, стоивший по прейскуранту 2368 долларов, клиенты платили в среднем еще 1000 долларов за дополнительное оборудование!»
Обеспечив с помощью низкой цены огромную величину спроса на «мустанги», компания «Форд» получила в итоге большую величину выручки, чем она могла бы получить, если бы сразу оценила этот автомобиль куда дороже.
§ 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Производство экономических продуктов, необходимых для удовлетворения массовых, групповых и индивидуальных потребностей». Для выступления составьте список товаров первой необходимости, товаров и услуг, рассчитанных на достаточно узкий круг людей, товаров и услуг, которыми пользуются отдельные личности.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 4
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
• § 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Почему современное производство экономических продуктов становится все более массовым (поточным) или серийным?». Для выступления определите, как бытовая техника, произведенная одной фирмой, дополняется другими моделями техники этой же фирмы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 5
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом): • § 10 (с. 107-110 учебника).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Смогут ли маленькие фирмы сохранить свое производство в будущем?». Для выступления подумайте: на чем строят свою деятельность ателье по пошиву одежды, парикмахерские, мебельные мастерские.