Рабочая программа по физике 8 класс Базовый уровень к учебнику А.В.Перышкин

МОСКОВСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 428
_____________________________________________________________________________

Адрес: 107241, Москва, ул.Амурская, д.60
Тел.: (495) 462-54-78



Рассмотрено на заседании методического объединения.
Протокол № _____________
от « » _________ 20 ___ г.
Председатель МО
___________ / /

«СОГЛАСОВАННО»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
___________ / /


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ СОШ №428
___________/Беликова Е.Э./






Рабочая программа
по физике

8 класс






Составитель: Яшкина Дарья Александровна.








Год составления: 20 12 .
ОУ: Государственное бюджетное образовательное учреждение
Наименование образовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа № 428







Рабочая программа
по физике

8 класс




Учитель Яшкина Дарья Александровна






Адрес: 107241, Москва, ул.Амурская, д.60
Местонахождение образовательного учреждения

Тел.: (495) 462-54-78

2012-2013учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять научные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

Задачи курса физики
1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.
2. Овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.
3. Усвоение идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.
4. Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей.
Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума с учетом особенностей школы.
Авторы программы: А. В. Перышкин «Физика. 8 класс», Дрофа, М., 2008 г.
Комплект учебников для учащихся:
Перышкин А.В. «Физика. 8 класс», учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2001 г.
Дидактический материал:
1) Сборник задач по физике 7-9 класс. Автор Лукашик В.И.
2) Контрольные и проверочные работы по физике 7-11классы. Автор О. Ф.Кабардин
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
Данная программа учебного курса «Физика» базового уровня разработана для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом Примерной программы основного общего образования. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений в рамках основного общего образования программа предполагает преподавание курса в объёме 68 часов из федерального компонента из расчёта 2 учебных часа в неделю, в том числе контрольных работ: 5; лабораторных работ: 10. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 2 учебных часов. Отбор содержания проведён с учётом требований государственного стандарта общего образования по физике.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования. Место курса физики в школьном образовании определяется не только значение науки в жизни современного общества, её решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин. Физика как учебный предмет относится к интеллектообразующим дисциплинам. Поэтому обучение физике должно служить в первую очередь целям развития, образования и воспитания полноценной гармоничной личности, обеспечивая функциональную грамотность всех учащихся, способность ориентироваться в окружающем мире, подготовить их к активной безопасной жизни в обществе, сформировать и поддержать познавательный интерес.
Физика экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.

Структура программы.
Федеральный компонент ГОСа структурируется содержанием физического образования по темам.
Курс физики 8 класса структурно представлен 5 темами:
«ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ», «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА», «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ», «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ», «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
8 КЛАССА ПО ФИЗИКЕ

Требования к уровню подготовки учащихся составлены на основе федерального и регионального компонента Государственного стандарта. Они направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется спецификой содержания физического образования.
Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания.




Общие умения, навыки и способы деятельности
Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.
Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Цели изучения курса

Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока,
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца,
уметь
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока,
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи,
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов; описывать и объяснять физические явления, предоставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации

Средства обучения

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран.
Учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления): комплект лабораторного оборудования и принадлежностей для проведения демонстрационных и практических работ.
Учебно-методические средства обучения
«Сборник задач по физике 7 -9 класс», В.И. Лукашек, Е.В. Иванова, Москава «Просвещение», 2002 г.

«Сборник тестовых заданий. Физика 7 – 9 класс, основная школа», Орлов В.А., Татур А.О., «Интелект-центр», Москва, 2007 г.

Учебник физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебныхзаведений. А.В.Перышкин,- М.: Просвещение,2010.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов; 2 часа в неделю)

Тепловые явления (12 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления (28 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления (4 часа)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (8 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение (4 часа)

Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Распределение письменных работ по курсу

Раздел программы
Количество проверочных работ
Количество самостоятельных работ
Количество тестов
Количество контрольных работ

Тепловые явления
1
1
1
1

Изменение агрегатных состояний
0
0
1
1

Электрические явления
3
1
2
1

Электромагнитные явления
0
0
1
1

Световые явления
0
1
1
1

Итоговое повторение
0
0
2
0


Учебно-тематический план
к учебнику для общеобразовательных учреждений «Физика – 8», М.:Дрофа, 2005 год.
Автор А.В.Пёрышкин.


№ п./п

Содержание материала

Дата

Межпредмет-ные связи
Основные понятия
Демонстрации (оборудование)
Требования к уровню подготовки учащихся

Повторение

Дом.
задание

1.Тепловые явления (12 часов).

1/1
Тепловое движение. Температура. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

естествознание
Примеры тепловых явлений. Температура. Особенности движения молекул в жидкостях, газах, твердых телах. Связь между температурой и скоростью движения молекул.
Измерение температуры, тепловое движение
Объяснять физические явления на основе знаний о тепловом движении
Измерять температуру тел с помощью термометра
строение вещества, молекулы, движение молекул.
§1

2/2
Лабораторная работа №1:
«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

математика: графическая зависимость одной величины от другой



Погрешность измерения,
цена деления





3/3
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

естествознание
Понятия: внутренняя энергия, теплопередача
Факты: способы изменения внутренней энергии


Нагревание тел при совершении работы (трении, ударе). Опыты по рис. 4, 5 учебника. Нагревание металлического стержня опущенного в горячую воду.
Объяснять физические явления на основе знаний о внутренней энергии тел и ее изменении
кинетич. и потен. энергии
§2,3,
задание 1.

4/4
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

естествознание
география

Понятие теплопроводность ,конвекция, излучение
Факты: механизм, особенности, применение и учет

Теплопроводность металла (по рис. 6 с.11),различие теплопроводностей твердых тел (по рис.9), теплопроводность жидкостей и газов (по рис. 7,8 с. 12)
Объяснять физические явления на основе знаний о теплопроводности, конвекции и излучении
способы теплопередачи, температура
§4,5,6 упр.1,2,3.

5/5
Количество теплоты. Единицы количества теплоты
Удельная теплоёмкость.


география,
естествознан.,
биология,

Понятия: количество теплоты, удельная теплоемкость
Зависимость количества теплоты от массы и рода вещества по рис. 14
Объяснять физические явления на основе знаний о количестве теплоты, удельной теплоемкости

внутр. энергия,
теплопередача
§7,9, упр.4.

6/6
Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

география,
естествознан.,
биология,

Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании
внутр. энергия,
теплопередача
§8

7/7
Лабораторная работа №2:
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».


Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ


Устройство калориметра.
Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании

погрешн. измерен.,
ц.д.


8/8
Лабораторная работа №3:
«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».


Удельная теплоемкость вещества и формула для ее расчета

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании
Измерять температуру тел
погрешн. измерен.,
ц.д.


9/9
Энергия топлива.
Удельная теплота сгорания топлива.

химия
Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива
Факты: условия, необходимые для горения, механизм горения

Рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива
строение вещества, молекулы
§10,
упр.5 №1,3



10/10
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Химия,
география,
естествознан.,
биология

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Объяснять физические явления на основе закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

внутр. энергия, теплопередача, количество теплоты
§11,
упр.6 №2-4


11/11
Решение задач.Повторение темы
«Тепловые явления».

Химия,
география,
естествознан.,
биология, математика


Объяснять физические явления на основе знаний о количестве теплоты, удельной теплоемкости
Объяснять физические явления на основе знаний о конвекции, теплопроводности и излучении

§ 1-11 (повторить).

12/12
Контрольная работа №1:
«Тепловые явления».

математика






2.Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)


13/1
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

математика,
география,
естествознан.
Понятия: агрегатные состояния вещества
Факты: строение вещества, физические свойства, движение, расположение молекул в различных агрегатных состояниях


молекулы, строение вещества
§12-14, упр.7 №1-3

14/2
Температура плавления. Удельная теплота плавления.


география,
естествознан.
Понятия: плавление, отвердевание, кристаллизация, температура плавления, температура кристаллизации
Факты: график плавления и отвердевания вещества
Наблюдение за таянием кусочка льда в воде (отмечается постоянство температуры смеси при плавлении)
Объяснять физические явления на основе знаний о плавлении и кристаллизации веществ
Читать и строить графики плавления и отвердевания
Строение вещества, взаимодействие молекул
§15,
Упр.8 №1-3

15/3
Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

география,
естествознан.,
биология
Понятия: парообразование, конденсация, испарение, насыщенный пар, динамическое равновесие
Факты: механизм испарения и конденсации, факторы, влияющие на испарение

Объяснять физические явления на основе знаний об испарении
энергия
§16, 17,
Упр.9 №1-4

16/4
Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха и её измерение. Способы определения влажности воздуха. Психрометр.

география,
естествознан.,
биология
Понятия: абсолютная, относительная влажность воздуха, точка росы
Назначение, устройство, виды гигрометров
Факты: значение влажности
Гигрометры, психрометры.
Определять относительную влажность воздуха с помощью психрометра и термометра
энергия
§19

17/5
Лабораторная работа №4:
«Измерение относительной влажности воздуха».





погрешн. измерен.,
ц.д.


18/6
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.

география,
естествознан.,
биология
Понятие кипение, температура кипения
Факты: механизм кипения, зависимость температуры кипения от давления
Кипение воды
Решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости и выделяющегося при конденсации
энергия
§18, 20,
Упр.10 №2,3,5

19/7
Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел», «Испарение и конденсация», «Относительная влажность воздуха».




Решать задачи на изменение агрегатного состояния вещества
внутр. энергия, теплопередача, количество теплоты


20/8
Преобразования энергии в тепловых машинах. Работа газа и пара при расширении. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.


формула КПД

Объяснять изменения агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

§21-22


21/9
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

техника

Модель ДВС


§23-24.

22/10
Повторение темы «Изменение агрегатных состояний вещества».

география,
естествознан.,
биология, техника
Формулы количества теплоты, необходимого для плавления, парообразования, выделяющегося при конденсации, при кристаллизации

Объяснять физические явления на основе знаний о плавлении, испарении и конденсации
Рассчитывать количество теплоты, необходимое для парообразования, плавления, выделяющееся при конденсации и отвердевании

§12-24 (повторить)

23/11
Контрольная работа №2: «Изменение агрегатных состояний вещества».

математика.






3.Электрические явления (27 часов).

24/1
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
Электроскоп.

обж, биология
Понятия: электризация, наэлектризованное тело
Факты: взаимодействие наэлектризованных тел, свойство электризации
притяжение бумаги к заряженной палочке, передача заряда, взаимодействие заряженных тел
электроскоп,
Объяснять физические явления на основе знаний об электризации
техника безопасности, взаимодействие молекул
§25, 26,27


25/2
Проводники, диэлектрики и полупроводники.

обж, биология
Понятия: проводник, непроводник, электрическая сила, электрическое поле

электрометр, отталкивание заряженной гильзы от заряженной палочки

Объяснять физические явления на основе знаний об электрическом поле, проводниках и непроводниках электричества
техника безопасност
§26

26/3
Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.






§28

27/4
Дискретность электрического заряда. Электрон.


Понятия: электрон, отрицательный ион, положительный ион
Факты: делимость электрического заряда
Делимость электрического заряда

Описывать строение атомов, схематически изображать атомы


§29


28/5
Строение атома.

химия,
астрономия
строение атома


строение Солнечной Системы Мира
§30,
упр.11 №1,2

29/6
Объяснение электрических явлений.


Факты: причина электрической нейтральности тел, механизм электризации, причина проводимости проводников и непроводимости непроводников


Описывать строение атомов, схематически изображать атомы


§31,
упр.12 №1,2

30/7
Электрический ток. Источники электрического тока: гальванические элементы, аккумуляторы. Действия электрического тока.

химия
Понятия: электрический ток, источник электрического тока
Факты: условия существования тока в проводнике, виды источников тока


Действия электрического тока
Объяснять физические явления на основе знаний о действиях электрического тока, направлении электрического тока
реакции разложен
§32,35,
задание 6

31/8
Электрическая цепь и её составные части.

техника
Понятия: электрическая цепь, электрическая схема
Факты: условные обозначения элементов электрической цепи

Электрическая цепь и её составные части.
Читать и чертить электрические схемы

§33,
упр.13 №1,2,5

32/9
Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

химия
Понятия: электрический ток в металлах
Факты: действия электрического тока, носители зарядов в п/п
Полупроводниковые приборы

строение вещества
§34.



33/10
Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

обж, биология
Понятия: сила тока
Формула и единицы силы тока
Амперметр. Измерение силы тока


Решать задачи на расчет силы тока
техника безопасности
§36-38,
упр.14 №1-3,
упр.15№1-3.

34/11
Лабораторная работа №5:
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

техника
ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству

Назначение, правила включения, обозначение на схемах амперметра

Собирать электрическую цепь, измерять силу тока
техника безопасности, ц.д.


35/12
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

техника
Понятие электрическое напряжение
Формула электрического напряжения
Вольтметр. Измерение напряжения.
Решать задачи на расчет электрического напряжения
техника безопасности
§39-41, упр.16 №1-3.

36/13
. Лабораторная работа №6:
«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

техника
Факты: обозначение на схемах, правила вкл.вольтметра в цепь

Измерять напряжение с помощью вольтметра
техника безопасности, ц.д.


37/14
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

химия,
обж, алгебра
Факты: зависимость силы тока от напряжения


матем. завис-ти, графики
§42,43, упр.17 №1,2

38/15
Закон Ома для участка электрической цепи.

алгебра
Закон Ома для участка цепи

Решать задачи на применение закона Ома для участка цепи
Читать графики зависимости силы тока от напряжения
Находить сопротивление проводника по графику I(U)
матем. завис-ти, графики
§44,
упр.19 №1,2,7

39/16
Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

алгебра
Формула для расчета сопротивления проводника
Понятие удельное электрическое сопротивление
Зависимость сопротивления то длины, площади
Рассчитывать электрическое сопротивление проводников
Решать задачи на расчет силы тока и напряжения в цепи
матем. завис-ти
§45,
упр.20 №1,2

40/17
Решение задач по теме:
«Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление».






§46,
упр.20 №3,4

41/18
Реостаты.
Лабораторная работа №7:
«Регулирование силы тока реостатом».


Факты: назначение, виды реостатов, обозначение на схемах, правила включения амперметра в цепь

Регулировать силу тока в цепи реостатом
техника безопасности
§47,
упр.21 №1,2

42/19
Лабораторная работа №8:
«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».


Правила включения амперметра, вольтметра в цепь
Закон Ома для участка цепи
Выполнение лабораторной работы под руководством учителя


Определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра
техника безопасности
§ 32-47 (повторить)


43/20
Последовательное соединение проводников.


Законы последовательного соединения проводников
Законы последовательного соединения
Решать задачи на расчет электрических цепей

§48,
упр.22 №1,2

44/21
Параллельное соединение проводников.


Законы параллельного соединения проводников



§49,
упр.23 №1,2

45/22
Работа и мощность электрического тока.



Формула и единицы работы тока и мощности
Факты: способы измерения работы тока и мощности

Переводить единицы физических величин в СИ, Переводить кВтч в Дж
Рассчитывать работу и мощность тока
техника безопасности
§50,51, упр.24 №1-3

46/23
Лабораторная работа №9:
«Измерение работы и мощности электрического тока».


Факты: правила включения вольтметра и амперметра в цепь
Формулы и единицы работы и мощности тока
Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Измерять силу тока и напряжение
Рассчитывать работу и мощность тока
техника безопасности, ц.д.


47/24
Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля - Ленца.


химия

Закон Джоуля-Ленца
Факты: причина нагревания проводников током

Объяснять физические явления на основе знаний о нагревании проводников током
Решать задачи на применение закона Джоуля-Ленца

техника безопасности
§ 53,54,
упр.27 №1,2

48/25
Счётчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.


Устройство, назначение принцип действия плавких предохранителей
Понятие короткое замыкание

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы
Счётчик электрической энергии
Устройство, назначение принцип действия плавких предохранителей
Понятие короткое замыкание

техника безопасност
§55,
упр.27 №3,4

49/26
Повторение темы «Электрические явления».


Определение, формулы, единицы силы тока, напряжения, работы тока, мощности тока, сопротивления проводника
Законы последовательного и параллельного соединений, закон Ома для участка цепи

Решать задачи на расчет работы, мощности тока, сопротивления проводника, на расчет электрических цепей
Объяснять физические явления на основе знаний о коротком замыкании, закона Джоуля-Ленца
техника безопасности
Л.№1275,
1276,1277

50/27
Контрольная работа №3:
«Электрические явления».





техника безопасности, ц.д.


4.Электромагнитные явления (7 часов)

51/1
Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.


Понятия: магнитное поле, магнитные линии
Факты: зависимость направления магнитных линий от направления силы тока в проводнике
Магнитные линии различных магнитов. Постоянные магниты
Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле

§56,57


52/2
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.


Понятия: соленоид, электромагнит
Факты: зависимость величины магнитного поля катушки с током от числа витков, от силы тока в катушке, от наличия сердечника; применение электромагнитов

Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитах



53/3
Лабораторная работа №10:
«Сборка электромагнита и испытание его действия».

техника

Электромагнит



техника безопасности, ц.д.
§58,
упр.28 №1,3

54/4
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

география
Понятия: постоянный магнит, полюс магнита, магнитная буря, магнитная аномалия
Факты: гипотеза Ампера, взаимодействие постоянных магнитов, причины магнитных бурь
Получение постоянного магнита, взаимодействие постоянных магнитов

Объяснять физические явления на основе знаний о постоянных магнитах

§59,60


55/5
Действие магнитного поля на проводник с током. Динамик и микрофон.

техника
Факты: действие магнитного поля на проводник с током, применение электродвигателей, преимущества электродвигателей
Устройство, назначение, принцип действия электродвигателя



§61,
задание 11

56/6
Электрический двигатель постоянного тока.
Лабораторная работа №11:
«Изучение электрического двигателя постоянного тока
(на модели)».

техника

Выполнение работы под руководством учителя

техника безопасности, ц.д.
§56-61 (повторить)


57/7
Повторение темы «Электромагнитные явления».

техника


Объяснять физические явления на основе знаний о постоянных магнитах

Л. № 1462,
1466

Световые явления (9 часов)

58/1
Источники света. Прямолинейное распространение света.

геометрия
Понятия: оптика, свет, источник света, луч света, точечный источник света, тень, полутень
Факты: причины солнечных и лунных затмений
Закон прямолинейного распространения света
Источники света. Излучение света различными источниками , образование тени, полутени
Объяснять физические явлений на основе закона прямолинейного распространения света
луч, прямая
§62,
упр.29 №1-3

59/2
Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.


геометрия
Понятия: угол отражения, угол падения, обратимость световых лучей
Законы отражения света
Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Строить изображения предметов в плоском зеркале
Решать задачи на применение закона отражения света
луч, прямая, перпенд-р
§63,64 упр.30 №1-3
упр.31 №1-3

60/3
Лабораторная работа №12:
«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».





техника безопасности, ц.д.


61/4
Преломление света.


геометрия
Понятия: преломление света, угол прелом-ления, оптически более (менее) плотная среда
Законы преломления света

Схематически строить ход луча света при переходе из одной прозрачной среды в другую
луч, прямая, перпенд-р
§65,
упр.32 №1-3

62/5
Лабораторная работа №13:
«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».





техника безопасности, ц.д.



63/6
Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

геометрия
Понятия: линза, оптическая сила линзы, фокус, фокусное расстояние, оптическая ось
Формула и единицы оптической силы линзы
Различные виды линз
Рассчитывать оптическую силу и фокусное расстояние линзы

§66,
упр.33 №1,2

64/7
Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

геометрия
Факты: обозначение собирающей линзы, рассеивающей линзы

Строить изображения предметов в линзах
луч, прямая, перпенд-р
§67,
упр.34 №1-4

65/8
Лабораторная работа №14:
«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».


геометрия
Понятия: линза, фокусное расстояние линзы
Выполнение работы под руководством учителя
Измерять фокусное расстояние собирающей линзы, получать изображение предмета в собирающей линзе

луч, прямая, перпенд-р
§62-67 (повторить)

66/9
Контрольная работа № 4:
«Световые явления».



Законы отражения, преломления света
Формулу оптической силы линзы

Строить изображение предмета в линзах, в зеркале
Строить падающий, отраженный, преломленный лучи света




Резервное время (2 часа).

67/1.
Итоговая повторение








68/2.
Итоговое занятие.

























15