Документы личного характера. Заявление, расписка. Правила их оформления


План-конспект открытого занятия
Преподаватель: Петренко Нина Александровна
Группа: 15-БД-01Дата: 17.04.2017 г.
Тема занятия: «Документы личного характера. Заявление, расписка. Правила их оформления»
Цель занятия:
- дать необходимый уровень знаний в области документационного обеспечения управления
Задачи занятия:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с документами личного характера;
- научить их грамотно составлять и оформлять заявление и расписку;
- закрепить знания об оформлении заявления и расписки;
- закрепить умение оформления заявления и расписки.
2. Воспитательные:
- способствовать формированию сознательное отношение к выполнению заданий: умение работать индивидуально и в группе, сообща решать поставленную задачу;
- способствовать формированию у обучающихся добросовестное отношение к созданию и оформлению документов, чувствовать ответственность за правильность и точность составления документов.
3. Развивающие:
- развивать самостоятельность мышления; творческую активность учащихся;
- развивать стремление к самоанализу, умению обобщаться
Тип занятия: комбинированный.
Используемые педагогические технологии:
- ИКТ;
- элементы здоровьесберегающей технологии;
- технология группового обучения
Материально-техническое обеспечение урока:
- ПК;
- раздаточный материал;
- презентация к уроку «Кроссворд» (Приложение № 1)
Аппаратное и программное обеспечение:
- персональные компьютеры, с установленным пакетом приложений Microsoft Office.
Межпредметные связи:
- информатика и ИКТ, деловая культура, компьютерное делопроизводство.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Выполнение практической работы
Подведение итогов
Рефлексия
Организационный момент:
А) Приветствие, проверка отсутствующих;
Б) Проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.
2. Актуализация опорных знаний:
А) Прежде, чем приступить к новой теме давайте вспомним с Вами, что мы проходили на прошлых занятиях.
У Вас на столе лежит кроссворд «Реквизиты» (Приложение № 2). Отгадав его, Вы получите ключевое слово, которое будет входить в тему нашего урока.
Итак, Я даю Вам 10 минут на отгадывание кроссворда, затем Мы вместе его заполним с помощью презентации «Кроссворд» и узнаем, с каким документом нам предстоит сегодня познакомиться, получив ключевое слово.
Учащиеся отгадывают кроссворд.
Б) На протяжении нескольких занятий Вы изучали оформление реквизитов, используемых при оформлении документов. Теперь пришло время научиться оформлять различные документы, используя полученные знания.
Итак, открываем свои тетрадочки и записываем вместе со мной тему сегодняшнего урока: Тема: Документы личного характера. Заявление, расписка. Правила их оформления.
Целью нашего занятия сегодня будет научиться оформлять заявление и расписку.
К концу занятия Вы должны:
ЗНАТЬ
- реквизиты, входящие в состав этих документов;
- правила оформления заявления и расписки.
УМЕТЬ
- составлять проект заявления и расписки;
- грамотно оформлять их на ПК.
Знать и уметь учитель предварительно записывает на доске.
Изучение нового материала.
В жизни каждого человека возникают ситуации, когда он вынужден обращаться в различные государственные учреждения с просьбами, жалобами, ходатайствами и т.д. В этом случае автором документа выступает сам составитель. Документы такого характера называют личными.
К личным документам относятся: заявление, расписка, автобиография, характеристика, доверенность и т.д.
Сегодня на занятии мы рассмотрим два из них: заявление и расписку.
Хотя содержание и форму этих документов определяет составитель, отдельные составные части или реквизиты должны содержаться в личном документе обязательно.
Для многих личных документов разработаны бланки, на которых отведено место для каждого реквизита.
Заявление – это документ, в котором указываются просьбы личного или общественного характера, направленные на реализацию предоставленных законом прав и интересов граждан.
Заявление может содержать информацию о недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, общественных организаций.
Его составляют в произвольной форме.
Для многих личных документов разработаны бланки, на которых отведено место для каждого реквизита.
Учащимся показывается бланк заявления о приеме в школу
(Приложение № 3)
Унифицировано три формы заявления:
о переходе на другую работу,
о предоставлении отпуска,
об увольнении.
На больших предприятиях есть специальные бланки таких заявлений.
Но, перед тем как записать реквизиты заявления, давайте попробуем сформулировать их сами, учитывая правила оформления реквизитов.
Учащимся раздаются образцы оформления заявления, и они вместе с учителем пытаются назвать реквизиты этого документа.
Учитель записывает их на доске.
Заявление имеет следующие реквизиты:
адресат;
наименование вида документа;
текст;
подпись;
дата.
В дальнейшем на заявлении проставляется резолюция руководителя и отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
А теперь рассмотрим второй документ – расписку.
Расписка – это документ, удостоверяющий получение каких-либо ценностей (денег, вещей, документов).
Составляется расписка в свободной форме, но должна включать следующие основные сведения:
название вида документа;
должность, Ф.И.О. лица, дающего расписку;
сумму денег или наименование ценностей;
дату;
подпись автора.
Полученную сумму денег в расписке указывают цифрами, а в скобках – прописью.
В этом документе категорически не допускается каких-либо подчисток или исправлений. Все свободное место между текстом и подписью перечеркивают.
Составляется расписка в одном экземпляре и хранится наравне с денежными и ценными документами. Иногда в расписке указывают свидетелей, в присутствии которых она написана. В этом случае заверяют документ подписями.
Назовите реквизиты расписки и прочитайте ее текст, используя предложенный образец (приложение № 3), запишите их в своей тетради.
Один из учащихся записывает реквизиты на доске.
Реквизиты:
название вида документа;
текст;
подпись;
дата.
Сверьтесь с записями на доске.
Обратите внимание на расположение даты и подписи в этих документах.
Только в документах личного характера подпись и дата могут быть располагаться 3 способами по желанию составителя:
дата выше, подпись ниже;
дата ниже, подпись выше;
на одном уровне.
Выполнение практической работы
Цель: научится составлять и оформлять заявление и расписку на ПК.
Практическая работа выполняется в два этапа:
1 этап: оформление заявления и расписки на компьютере по предложенным образцам.
2 этап: составление и оформление заявления и расписки, используя реквизиты в карточках.
Учащимся предварительно раздаются карточки-задания
(Приложение № 4).
Для тех учащихся, которые справились с работой раньше и лучше других проводится 3 этап (на дополнительную оценку): составление и оформление на компьютере заявления о приеме в колледж с указанием профильного направления обучения.
Обратите внимание на критерии оценок практической работы:
«5» - самостоятельно и грамотно выполнено два этапа работы
«4» - самостоятельно и грамотно выполнен один этап работы, но при выполнении задания карточки использовалась помощь учителя.
«3» - при оформлении 1 и 2 этапа работы постоянно требовалась помощь учителя
Они записываются предварительно на доске.
5. Подведение итогов.
А) Попробуйте сами оценить сегодня свою работу на уроке: на рабочем столе вашего компьютера есть папочка «оценка», в ней 2 смаила. Выберите один из них для оценки вашей работы и скопируйте на рабочий стол.
На рабочий стол каждого компьютера предварительно выводится папка «оценка» с файлами: смаил 1 и смаил 2.

4128135139065009563106731000

Смаил 1 Смаил 2
А) Анализ работы и выставление оценок учителем:
При подведении оценок учитывать:
- активность и самостоятельность при выполнении работы,
- эстетичность оформления документов,
- умение оформлять документы на компьютере.
6. Рефлексия
На занятии я узнал…
На занятии я научился…
Мне захотелось узнать…
По теме могу рассказать…
ВЫВОД: На сегодняшнем занятии в своей работе вы показали знания и умения оформления реквизитов в зависимости от документов, научились составлять и грамотно оформлять заявление и расписку на компьютере, а также самостоятельно оценивать свою работу.
Приложение № 2
Бланк кроссворда:
Кроссворд «Реквизиты»
1  2     1                      2                   3        
4            
  5              6         
Погоризонтали:
1. Информационный элемент документа. 2. Указание по исполнению документа. 3. Стандартный лист бумаги с нанесенными на нем постоянными реквизитами. 4. Человек или организация, которым предназначен документ. 5. Реквизит документа, представляющий собой роспись полномочного должностного лица. 6. Основной реквизит каждого документа.
По вертикали:
1. Элемент реквизита «отметка о заверении копии». 2. Реквизит, состоящий из 10 знаков.
___________________________________________________________________
Кроссворд «Реквизиты»
1  2     1                      2                   3        
4            
  5              6         
По горизонтали:
1. Информационный элемент документа. 2. Указание по исполнению документа. 3. Стандартный лист бумаги с нанесенными на нем постоянными реквизитами. 4. Человек или организация, которым предназначен документ. 5. Реквизит документа, представляющий собой роспись полномочного должностного лица. 6. Основной реквизит каждого документа.
По вертикали:
1. Элемент реквизита «отметка о заверении копии». 2. Реквизит, состоящий из 10 знаков.
Приложение № 3
Образец оформление заявления:
Директору ООО «Технопарк»
Почкину А.И.
Беляева Игоря Ивановича
проживающего по адресу:
ул. Горького, д. 1, кв. 37
заявление.
Прошу принять меня на работу старшим инженером с 02.09.2010 г.
01.09.2010 г.
Личная подпись
__________________________________________________________________
Образец оформление расписки:
Расписка
Я, ученица 11 «Б» класса средней школы № 67 г. Липецка Серова Ирина Сергеевна, получила от учителя технологии Алексеевой Надежды Петровны швейную машинку № 487653 сроком на 1 месяц.
25.05.2010 г. И.С.Серова

Приложение № 4
Практическая работа
Задание №1.
Оформите расписку:
Расписка. Я, заместитель директора по хозяйственной части школы № 67 Киевского района г.Москвы, Ганина Надежда Васильевна, получила от заведующего складом шефствующего завода 1 МПЗ Иванова Евгения Петровича микрокалькуляторы МК- 56 в количестве тридцати (30) штук общей стоимостью 4 770 (четыре тысячи семьсот семьдесят) рублей для кабинета математики. Н.В.Ганина. 15 декабря 2010 г.
Задание № 2.
Оформите заявление:
Директору АО «Спектр» Петрову А.С. Ефремовой Маргариты Сергеевны. Заявление. Прошу освободить меня от должности секретаря-референта по собственному желанию с 01.11.2010 г. 01.11.2010 г. В дело № 502-1. 02.11.2010г.
Задание № 3.
Составьте и оформите на компьютере заявления о приеме в 10 класс вашей школы с указанием профильного направления.
Правильное оформление расписки и заявления,
используя данные в карточках:
Директору АО «Спектр»
Петрову А.С.
Ефремовой Маргариты Сергеевны
заявление.
Прошу освободить меня от должности секретаря-референта по собственному желанию с 01.11.2010 г.

01.11.2015 г. Ефремова
В дело № 502-1
02.11.2015 г.
__________________________________________________________________
Расписка
Я, заместитель директора по хозяйственной части школы № 67 Киевского района г. Москвы, Ганина Надежда Васильевна, получила от заведующего складом шефствующего завода 1 МПЗ Иванова Евгения Петровича микрокалькуляторы МК- 56 в количестве тридцати (30) штук общей стоимостью 4 770 (четыре тысячи семьсот семьдесят) рублей для кабинета математики.
15 декабря 2015 г.
Ганина Н.Д.