Игры и упражнение для логическая мышления дитей

ОТ ИГРЫ К ЗНАНИЯМ

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия.
Одним из главных критериев личностного развития детей предшкольного возраста является проявление его природного потенциала. И одним из эффективных средств развития творческих и умственных способностей детей является логическая игра. Наблюдения за детьми показали, что дети 5-6 лет охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Виды игр для детей очень разнообразны. В данном пособии, мы будем обращаться к тем из них, которые предназначены специально для развития умственных способностей дошкольников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогут лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний.
Цель данного пособия:
Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого ребенка.
Создать предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить.
Способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, способности к анализу и синтезу(умению выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию наблюдательности, обоснованности суждений.
Развивать у детей умение подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Игры обязательно должны быть доступны детям. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, проявляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Для вовлечения детей в игру большое значение имеет пример окружающих сверстников. Если в присутствии ребенка кто-нибудь из его сверстников добивается успеха в игре, то у него тоже проявляется желание испытать свои силы. Не раз приходилось наблюдать такую картину: сидят за столом несколько ребят, увлеченных игрой, складывают. Перекладывают детали головоломки, у них что-то получается, что-то нет, а за спиной стоят болельщики или просто любопытные. Но стоит одному из участников игры подняться, как немедленно раздаются голоса: «А можно мне?», и желающих занять место хоть отбавляй. Пример товарищей заразителен, а в подобных случаях особенно. В играх всегда важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребенка, воля к победе. Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием дошкольника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие дошкольника определять лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь предлагаемые игры, головоломки, логические и творческие задачи.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА

Головоломка « ТАНГРАМ»
Одна из классических головоломок. Она родилась в Китае более 3 тыс. лет назад. Из семи элементов, на которые разделен квадрат, можно составить характерные изображения людей в разных позах, животных, различных предметов. Воспитатель вывешивает на доске рисунок выложенного из деталей танграма. Дети выполняют задание с опорой на данный рисунок. Детям особенно нравится, если задача сопровождается веселыми шуточными стихами.
Лиса.
Я несчастная лиса. Мне вцепилась в хвост оса, Я бедняжка так вертелась, Что на части разлетелась! Три сороки возле пня. Стали складывать меня. Между ними вспыхнул спор: Получился мухомор! Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите.
Веселый гусь
Я веселый белый гусь. Ничего я не боюсь. Но вчера упал я с кочки. Разлетелся на кусочки. Собирал меня енот – Получился пароход! Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!







Рисунок 1. Головоломка « ТАНГРАМ»


«ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ»
Кубики давно используются для многих детских игр. С кубиками связаны порой очень сложные игры и головоломки, требующие изобретательности, напряжения ума, воли и творческих способностей.
Используя одни только кубики, можно создать целую серию увлекательных игр разной сложности. Составление объемных фигур из всех семи элементов – дело не простое. Поэтому вначале надо предложить детям задачи более легкие и доступные: составить фигуры, состоящие из 2-х, 3-х или 4-х элементов (номера элементов должны быть указаны).
Как изготовить кубики.
Проще всего купить готовые кубики с картинками, оклеить их бумагой и склеить из них необходимые элементы для игр.
Вот несколько задач.
Фигуры изображенные на рис. 2.А сложить из двух элементов.
Фигуры изображенные на рис. 2.Б сложить из трех элементов.
Фигуры изображенные на рис. 2.В сложить из четырех элементов.
Следующим этапом может быть составление этих же фигур, без указания элементов, из которых они собираются. Это задание они могут выполнить в том случае, если хорошо запомнят каждую фигуру и детали, из которых она состоит.


Рисунок 2. Логические кубики

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
На вращающемся круге нарисованы или наклеены 5-6 предметных картинок, но расположены они по-разному. Если, допустим, в одном секторе какая-то картинка нарисована слева, то в соседнем секторе она может быть справа или вместо неё может появиться другой предмет. Ребенок должен внимательно рассмотреть рисунок, запомнить его расположение, потом повернуть диск и сказать, что изменилось. Всего поворотов может быть 4. Они могут совершаться в разной последовательности, и всякий раз изменения окажутся иными, так, что игрой можно пользоваться многократно.

Рисунок 3. Игра «Что изменилось?»

«ЗАДАЧИ НА КУБИКАХ»
На четырех сторонах кубиков, просверленных в центре и надетых на проволочную ось, написаны цифры и знаки арифметических действий. Ребенок должен повернуть кубики так, чтобы на одной из сторон результат, обозначенный на последнем ряду в кубике, был верным. Затем надо, поворачивая кубики, подобрать цифры и знаки арифметических действий на других сторонах кубиков.


Рисунок 4. Игра «Задачи на кубиках»

«ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ»
Детям показывают плакат, на котором в беспорядке написаны цифры. Среди них есть синие и красные. Задача играющих сложить в отдельности красные и синие числа и назвать их суммы. На первом этапе можно позволить детям записывать результат.
От детей требуется не только умение правильно и быстро считать, но и быть внимательными, чтобы ни одно число на таблице не пропустить.

Рисунок 5. Игра «Давайте посчитаем»

«АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА»
Эта игра способствует развитию арифметического счета, решению примеров на сложение и вычитание. Детям раздаются цифры от 1 до 10. Воспитатель называет то или иное число. Ребенок, у которого есть соответствующая карточка с названным числом, должен встать. Когда дети это усвоят, воспитатель предлагает встать не тем, кого он назвал, а их соседей справа или слева (назвал 6, а встают 4 и 5). После этого можно предложить детям несложные примеры на сложение и вычитание, например: к трем прибавить шесть (встает тот, у кого 9). Дальше можно предлагать и более трудные примеры, например счет до 20.

«ДЕНЬ – НОЧЬ», «ДНИ НЕДЕЛИ»
Игра способствует запоминанию дней недели, месяцев, а также в устном счете.
На одном круге расположены светлые кружки, на другом темные. Если вращать эти круги относительно друг друга, то количество темных и светлых кружков будет меняться. Например, темных оставить 4, светлых два, сколько будет в сумме. Или посчитать количество светлых и темных кружков, определить каких кружков больше, а каких меньше, сколько всего кружков, определить разность между большим и меньшим числом кружков.

Рисунок 6. Игры «День и ночь» и «Дни недели»
«ИГРА СО ШНУРКАМИ»
Развивает ориентировку в пространстве, способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, внимания.
Детям предлагается диск с гвоздиками и шнурком, задача ребенка за определенное количество времени собрать из шнура букву, цифру или предмет.

Рисунок 7. Игра со шнурками

«ПАЛОЧКА-УЗНАВАЛОЧКА»
Данная игра развивает слух, тактильную память,
Ребенку завязывают глаза и ставят на столе какой-нибудь предмет: кувшин, чайник, коробку. Задача – дотрагиваясь до предмета только палочкой (другую руку надо убрать), определить, какой предмет стоит перед ним, из какого материала он сделан. Кто это выполнит быстрее и точнее?

Рисунок 8. Игра «Палочка-узнавалочка»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И СЛОВАРЯ
«МНОГО – МАЛО»
Воспитатель предлагает называть слова в единственном числе. А дети хором повторяют их во множественном числе.
Кот – коты Плот – плоты Окно – окна Ухо – уши Мука – .

Воспитатель называет существительные мужского рода, а дети соответствующие им женского рода.
Повар – повариха Портной – портниха Храбрец –
Как видите, не все так просто. В каждом случае надо подумать. Если обращать внимание детей на изменяющиеся слова, то, уверяю вас, даже дети дошкольники будут заинтересованно относится к родному языку.

«ВАЗЫ И ЦВЕТЫ»
Цель данной игры развивать фонематическое восприятие, подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам.
Дети выходят по одному, берут цветок, называют картинку и говорят, в какую вазу нужно поставить этот цветок. После этого следует работа по схеме: ребенок называет первый звук, второй и далее, сопровождая показом изображения звуков на схеме.

Рисунок 9. Игра «Вазы и цветы»

«СКАЗОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН»
Цель данной игры автоматизация звуков в середине слов в положении между гласными.
Можно трансформировать данную игру и использовать ее и на занятиях по счету и знакомству с геометрическими фигурами.

Рисунок 10. Игра «Сказочный телефон»

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вероятно мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но оказывается отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает нас «тренировать» мозг – пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые. Учить детей решать проблемы вот главная задача взрослых. Чтобы решить проблему надо продумать возможные решения. Оценить эти решения с точки зрения сроков. Ставя перед детьми проблему, убедитесь, что у нее есть несколько вариантов решения.
Предложите сложить башню из пяти кубиков разного размера. Обсудите, сколько существует вариантов построения башни из этих пяти кубиков.

Положите две длинные полоски цветной ленты на пол на расстоянии полутора метров одна от другой. Спросите, как можно стоя за лентами, продвинуть мячик для пинг-понга от одной ленты к другой, не дотрагиваясь до него.
Возможные решения: сильно дуть на мячик через трубочку или сложенную в трубочку газету, перебросить с помощью книги или журнала.

Предложите детям порассуждать и логически обосновать свои ответы при решении следующей задачи:
Четырехлетняя девочка по утрам не успевала собраться, чтобы вовремя выйти из дома. Мама предложила ей подумать вместе, как избавиться от этой проблемы. Они обсудили несколько вариантов: вставать пораньше, готовить одежду с вечера, пойти в детский сад в пижаме, поставить будильник у своей кровати, раньше ложиться спать, чтобы утром вставать бодрой.

Придумывайте сценарии, содержащие проблему.
Двое детей играют с одной машинкой. К ним присоединяется третий с машинкой. Теперь детей трое, а машинок – две. Как играть всем вместе? Сколько вариантов игры могут предложить дети? Бросить жребий и играть по очереди, устроить бензоколонку, где один из детей обслуживает машинки участвуя, таким образом, в игре, а потом меняться, поиграть втроем во что-нибудь другое.
В развитии логического мышления немаловажную роль играет воображение. На сколько оно будет развито зависит какие задачи мы будем предлагать ребенку.
«ССОРА»
Детям предлагается картинка и к ней несколько предметов или картинок с изображением этих предметов.
На картинке изображение собаки и кошки. Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Посмотрите внимательно на картинку и скажите, кто на ней нарисован? Правильно, это собака и кошка. А что они делают?». Дети отвечают по-разному: «Разговаривают, играют, ссорятся, дерутся». Далее воспитатель рассказывает: «Эти собака и кошка живут в одной комнате и не ладят друг с другом. Они ссорятся и вот-вот подерутся. Давайте подумаем, как их остановить. В комнате есть клетка, щетка, мышиная норка. Посмотрите и подумайте, что нам может пригодиться?».
Варианты ответов:
Дети выбирают самый простой способ растащить их, сказать «не дерись»
Дети с более развитым воображением предлагают выбрать «сильный признак» собаку посадить в клетку, прогнать щеткой.
И дети с ярко выраженным воображением превращают второстепенный признак в решение проблемы: мышка вылезет из норки, кошка за ней погонится и ссора прекратится.

Рисунок 11. Картинки к игре «Ссора»
Такие задачи отражают многоплановость тех творческих задач. Которые реально возникают перед человеком.
«КАК СДЕЛАТЬ ВЕТЕР?»
Учить детей решать противоречия в задачах еще один из приемов развития логического и творческого мышления. Решая задачи, дети учатся творчески мыслить, снижая при этом стереотипность мышления, и самое главное, они понимают, что из любого затруднительного положения всегда можно найти выход. Обращайте внимание на оригинальность ответов, старайтесь избегать стандартного решения проблем, наталкивайте ребенка на то, что решений может быть много.
Как сделать ветер?
Жаркое африканское лето было в самом разгаре. На небе не было ни облачка, и даже непоседливый львенок устал от изнывающей жары. Умная черепаха пряталась в панцирь и вылезала оттуда только вечером. Не спасала и тень от пальмы. «Хоть бы ветер подул», - мечтательно произнес маленький львенок.
Черепаха высунула голову из панциря и задумчиво сказала: «Если ветерка нет, нежно его сделать и тогда будет прохладно». «Как же можно сделать ветер?!» - изумился львенок. «А ты посмотри по сторонам и придумай, из чего и как можно сделать ветер» - предложила черепаха и опять спряталась в панцирь. Львенок немного подумал и весело запрыгал: «Ура! Придумал!»
Что же придумал львенок?

Рисунок 12. Картинка для задания «Как сделать ветер?»





















Дидактические игры.

«Игры и упражнения для логического мышления детей»


Рисунок 1Кубики а