Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей во временном коллективе


МИНОБРНАУКИ РОССИИМБОУ Школа № 46ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему: «Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей во временном коллективе»Исполнитель - Учитель биологии и химииМБОУ Школы № 46Дмитриенко О.В.г. Самара Цель работы – рассмотреть вариативность направлений работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей во временных группах.Задачи:1. Рассмотреть функции классного руководителя в общем и в частности функции классного руководителя временного детского коллектива;2. Рассмотреть основные аспекты проблемы девиантного поведения, особенности его проявления;3. Оценить степень изученности проблемы в литературе и по интернет-ресурсам.4. Определить основные направления работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения. Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.Типы классного руководства в современной школе: Учитель-предметник(одно­временно выполняющий функции классного руководителя ) Освобожденный классный руководитель (класс­ный руководитель, выполняющий только воспитательные функции ) Классный наставник(вариант должности освобожденного классного руководителя ) Три уровня функций классного руководителя педагогические и социально-гу­манитарные функции :воспитание учащихся, социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитатель­ных задач социально-психологические:организаторская сплочения коллектива управленческие функции управленческие функции Диагностическая функция целеполагание   Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от установленных Норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Его можно определить как отдельные поступки, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.Норма (лат.-установление) – это нечто постоянное существующее и неизменное. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу.Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества.Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личностиоптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень формы функциональной. Большое число педагогических исследований посвящено подросткам с девиантным поведением (работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, С.И. Андреева), а также диагностической и коррекционной работе с ними (это, к примеру, труды А.С. Белкина, А.А. Бодалева, В.А. Краковского, Л.И. Новикова). Однако в педагогической практике работы с подростками девиантного поведения недостаточное внимание уделялось вопросу учета в коррекционной работе всего комплекса предпосылок девиантного поведения – акцентуаций характера, психобиологических, социальных и социально-педагогических предпосылок, отрицательного влияния семьи, влияния нервных нарушений и различных видов неполноценности нервной системы. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые В широком смысле  девиантное поведение – это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, то есть не являются противоправными. Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: девиантное поведение относительно, а делинквентное – абсолютно. Желание самоутвердиться в данной группе – частая причина вовлечения подростка в девиантные и делинквентные действия.       К основным формам девиантного поведения в современных условиях с достаточной степенью условности можно отнести агрессивность, преступность, аддиктивное поведение, алкоголизм, токсикоманию, наркоманию, суицид, проституцию и половые девиации. Можно выделить несколько основных причин возникновения девиантного поведения Психологической причиной отклоняющегося поведения трудновоспитуемого подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к  социальному окружению, имеющийся ограниченный порок или другого рода дефект, «нарушения нервной деятельности…которые, оставаясь в пределах нормы, тем не менее представляют серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания, общественной трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека». Нарушения в дошкольном воспитании. Сюда относятся: нарушение требований программы дошкольного воспитания, слабая методическая подготовка отдельных воспитателей, недобросовестное отношение к своим обязанностям некоторых воспитателей. Это приводит к тому, что их воспитанники оказываются труднообучаемыми и трудновоспитуемыми в школе. Недостатки внутришкольного воспитания. Школа для ребенка начинается с учителя, воспитателя. Самые совершенные программы, учебники, технические средства обучения не могут компенсировать душевную черствость, бестактность, психологическую неподготовленность педагога. ·        методы диагностики личности подростков, семьи, социума;·        словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);·        методы воспитания (убеждение, внушение, поощрение и наказание, положительный пример); В своей социально-педагогической работе с девиантными подростками мы используем различные методы  Для совершенствования социально-педагогической деятельности в школе с подростками с отклоняющимся поведением, необходимо проводить работу по следующим направлениям:·        усилить контроль за условиями воспитания и поведения подростков;·        организовывать поддержку тем, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановке в семье;·        организовать помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в сфере общения в среде обитания подростков;·        предупреждать и присекать всевозможные отклонения в поведении подростков;·        координировать отношения подростка с классным коллективом;·        во внеурочную воспитательную работу с подростками девиантного поведения предоставлять возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененными другими;·        создать условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнение общепринятых требований, соблюдение норм межличностных отношений.