Программа по формированию подросткового коллектива в условиях санаторно-оздоровительного комплекса

СОГЛАСОВАНО
Завпедчастью ГБУ РК «КСД и ДР
«Здравница»
___________ Г. И. Доктор

«__» __________ 2016 г.

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОДРОСТКОВОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

На основании изучения литературных источников, нами была разработана программа по формированию подросткового коллектива в условиях санаторно-оздоровительного комплекса [2; 10; 54].
Цель программы: гармонизировать межличностные отношения в процессе формирования подросткового коллектива в условиях санаторно-оздоровительного комплекса.
Программа направлена на решение следующих задач:
- повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
- формирование навыков успешного взаимодействия членов группы в различных ситуациях, переход из состояния конкуренции к сотрудничеству;
- развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри группы, осознание важности этих качеств для эффективной работы группы.
Социально-педагогические средства, используемые в данной программе.
Арсенал методических средств, используемых на занятиях, состоит из набора – творческих заданий, коммуникативных игр, упражнений на взаимодействие и развитие доверия.
Технология проведения работы:
Формирование подросткового коллектива в условиях санаторно-оздоровительного комплекса осуществляется в процессе выполнения заданий, основные принципами которых является:
- добровольность участия экспериментальной группы;
- диалогизация взаимодействия между учащимися группы;
- заинтересованность подростков во взаимодействии.
Перед формированием групп с участниками проводится индивидуальные собеседования, с целью заинтересовать детей в предстоящих действиях.
В занятиях принимают участие подростки, в возрасте 14-15 лет.
Общий состав группы - 17 чел.
Периодичность занятий – 3 раза в неделю.
Общее время реализации программы - 1 месяц.
Каждое из занятий оформлено в виде законченного мини-тренинга. Т.е. включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал или упражнение.
Поурочный план программы представлен в таблице
Описание упражнения (методики, игры и др.)
Таблица
Поурочный план программы по формированию подросткового коллектива в условиях санаторно-оздоровительного комплекса

Название
занятия, цель

Название упражнения
Время
занятий

1

«Знакомство»
Цель - создание условий, для того чтобы лучше узнать друг друга, понять как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
- Знакомство. Установление контакта (правила работы в группе)
- «Поменяйтесь местами»
- «Хорошие и плохие поступки»
- Ритуал прощанья
1 час

2
«Прекрасный сад»
Цель - изучение чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе
- Ритуал приветствия
- разминка «Атомы» »
- «Прекрасный сад»
- «Пантонима»
1 час

3
«Развитие коммуникативных способностей»
Цель - развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды
- разминка «Найди и коснись»
- «Рисунок на спине»

1 час

4
Осмысления понятия «Эффективное общение»
Цель - выработка умения принимать решение в группе
- «Путаница»
- «Паучки»
- «Передача движений»

1 час

5
«Невербальные средства общения»
Цель - формирование чувствительных и невербальных средств общения, понятийных представлений о невербальных средствах общения.
- разминка «Атомы»
- «Немое кино»
- «Пантонима»

1 час

6
«Наши эмоции и чувства»
Цель - понять, что такое эмоции и чувства, а так же совершенствовать умение конструктивно выражать их.
- «Рисование по инструкциям» - «Стеклянная дверь»
- «Скульптор и глина»

1 час

7
«Как я вижу и понимаю других»
Цель - расширение сферы осознаваемого в поступках другого; формирование представления о сущности эмпатийного понимания
- «Доверие»
- «Впечатления»


1 час

8
«Как я чувствую и понимаю других»
Цель - освоение умений адекватной коммуникации; формирование представления о сущности эмпатийного понимания
- Игра «Эхо»
- «Понимание другого человека»

1 час

9
«Я в своих глазах и в глазах других людей»Цель - активизация процесса рефлексии.
- «Части моего Я»
- «Ассоциация»
- «Приятный разговор»
1 час

10
«Команда моей мечты»
Цель - формирования навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях, переход из состояния конкуренции к сотрудничеству, повышение командного духа и заряд позитивного настроения.
- разминка «Дракон»
- «Круг с карандашами»
- «Живой шрифт»

1 час

11
«Командообразование
Цель - развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды, осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; развитие умения идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
- разминка «Найди и коснись» - «Пазлы»
- «Кочки»

1 час

12
Коллаж на тему «Дружба»
Цель - выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды.
- разминка «Паровозик»
- Коллаж «Дружба»

1 час


Описание упражнения (методики, игры и др.)
Ритуал приветствия: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
Ритуал прощания: участники встаю в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания»
Упражнение № 1: «Знакомство. Установление контакта (правила работы в группе)»
1) Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о то, что будет происходить.
2) Правила работы в группе.
Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Я - высказывание
5. Безоценочность суждений
6. Активность
7. Правило «стоп»
8. Конфиденциальность
Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.
Упражнение № 2: «Поменяйтесь местами» (разминка)
Цель - создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
Инструкция: участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Упражнение № 3: «Хорошие и плохие поступки»
Цель - осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Материалы: два листа ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4.
Инструкция: участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение: каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Упражнение № 4: «Атомы» (разминка)
Цель – создание работоспособности.
Инструкция: согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.
Упражнение № 5: «Прекрасный сад»
Цель - понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Материалы: ватман, фломастеры или маркеры и бумага А4, булавки, полотно желательно однотонная.
Инструкция: участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
Упражнение № 6: «Найди и коснись» (разминка)
Цель - разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.
Инструкция: ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой прмерно30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».
Упражнение № 7: «Рисунок на спине»
Цель – развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения
Материалы: простые карандаши, бумага А4, два любых рисунка.
Инструкция: участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение: обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Упражнение № 8: «Путаница»
Цель - развитие умений координировать совместные действия, сближение группы, а также создание условий для появления положительных эмоций при успешном выполнении задания и отрицательных при затруднении, возникновении фрустрации.
Инструкция: участникам предлагается закрыть глаза и хаотично перемещаться в пространстве. Далее, по сигналу ведущего следует, не открывая глаз, взяться за руки с соседями. Ведущий следит, чтобы каждый участник взял за руки двух разных людей, а не одного и того же. После этого все открывают глаза, а ведущий дает следующее задание: не отпуская рук, распутаться, чтобы оказаться в кругу. Чтобы не выворачивать руки, разрешено «прокручивать шарниры» поворачивать кисти друг относительно друга.
В зависимости от расположения участников, в результате может получиться один большой круг или же несколько маленьких. Независимо от этого часть участников могут быть обращены лицами внутрь круга, а часть наружу, принципиального значения это не имеет.
Упражнение № 9: «Паучки»
Цель – данное действие сильно сближает группу в физическом смысле, что, как следствие, вызывает и психологический эффект сближения (здесь уместно провести параллель с психофизиологической теорией эмоций ДжеймсаЛанге: внешнее выражение эмоции ведет к возникновению соответствующего внутреннего переживания).
Такое перемещение, особенно выполняемое на скорость, требует четкой координации действий и создает ощущение совместного риска, что, как известно из возрастной психологии, также способствует сплочению подростковых групп.
Материалы: крепкие веревки, канат.
Инструкция: участники делятся на подгруппы по 4-5 человек. Члены каждой подгруппы встают спинами вплотную друг к другу, и ведущий обвязывает их на уровне пояса веревкой. Это более мягкий вариант упражнения, его имеет смысл проводить в менее сплоченных и не раскрепощенных группах, где существуют неявные запреты на тактильные контакты между участниками. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим.
Обсуждение: если все прошло без эксцессов, длительное обсуждение излишне достаточно, чтобы желающие кратко обменялись впечатлениями. Если группа упала это произошло случайно или кто-то хотел устроить «кучу-малу»? Что чувствовали при этом другие участники?
Примечание: возможно, у кого-нибудь из подростков подобное упражнение вызовет дискомфорт. Если это так, то нужно дать им высказаться: с чем именно, на их взгляд, это связано?
Упражнение № 10: «Передача движений»
Цель - развивается чувствительность, восприимчивость к действиям других, внимание, возрастает сплоченность участников.
Инструкция: Участники встают в круг в затылок друг другу так, чтобы расстояние между ними было 30-40 см, и закрьшают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при зтом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди участника (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника й т. д.)- тот делает такое же движение, касаясь следующего, и т. д., пока движение не пройдет полный круг. После зтого водящим становится следующий участник, «запускающий» по кругу очередное движение. Когда в роли водящих уже побывала половина участников, ведущий дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлений. Если группа малознакома или не готова к телесному контакту, для начала можно писать на спине и «передавать» друг другу цифры, буквы, короткие слова. Для выполнения этого упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы чередовались юноши й девушки.
Обсуждение :какие движения больше всего понравились? Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после прохождения круга? Может быть, кому-то было неприятно? Если это так, то какие именно движения не понравились, и с чем, на взгляд участников, это могло быть связано?
Упражнение № 11: «Немое кино»
Цель – формирование чувствительности к невербальным средствам общения; развитие умения творчески относиться друг к другу.
Инструкция: группа делится пополам. Ведущий дает инструкцию одному из участников: «Ты режиссер. Вам необходимо поставить последний кадр своего фильма. Это – твои герои. Тему фильма выбираешь сам. Размести своих актеров так, как считаешь нужным, пусть они придадут своим лицам то выражение, которое желаешь ты; подумай над ситуацией, в которой находится твой герой». По окончании каждая группа предъявляет свою работу. Задача другой группы – отгадать, каков был замысел, какими чертами наделены герои, что показалось неожиданным.
Упражнение № 12: «Пантомима»
Цель – выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям; формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
Инструкция: Задать тему, которую следуют выразить пантомимой:
1) индивидуально: «Какой я есть?», «Каким бы я хотел быть?»;
2) для пары: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить цветы даме», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой доске через большую лужу», «Пройти по качающемуся мостику через реку», «Передать информацию через окно в автобусе»;
3) для группы: «Зоопарк» (каждый, взаимодействуя с другими участниками, изображает животное); «Супермаркет» (изобразить какую-либо вещь), «Встреча друзей после многих лет разлуки».
Упражнение № 13: «Рисование по инструкциям»
Цель - развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать, но инструкции, задавать уточняющие вопросы.
Материалы: карточки с рисунками, бумага А4, фломастеры.
Инструкция: участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение. Упражнение проводится в двух вариантах:
с обратной связью рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;
без обратной связи никакие вопросы задавать нельзя.
После производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.
Обсуждение: какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?
Упражнение № 14: «Стеклянная дверь»
Цель - способствует улучшению взаимопонимания в группе участники убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи, достаточно проявить немножко артистизма и внимательно смотреть друг на друга.
Инструкция: участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию:- «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Оставшийся на перроне хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 115 секунд потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15-17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует также обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы, предлагаемые для общения.
Кроме того, возможна следующая модификация упражнения: ведущий не задает участникам роли (кто должен передавать информацию, а кто принимать), а просто предлагает договориться. Этот вариант потребует больше времени, но зато позволит проследить, кто какой стратегии придерживается в диалоге: берет на себя инициативу» или же занимает выжидательную позицию и ждет проявления инициативы от партнера.
Обсуждение: с помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли было понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?
Упражнение № 15: «Скульптор и глина»
Цель - для «скульптора» это развитие экспрессивности и умения выражать свои эмоции и чувства, а также эффективный способ получения обратной связи. Для «глины» упражнение работает главным образом на развитие пластики и способности к эмпатии. Для группы в целом упражнение имеет сплачивающий эффект.
Инструкция: участники разбиваются на пары. В каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй «глины». Задача «скульптора» вылепить из «глины» скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние- Делается это путем непосредственных физических воздействий на «глину», без использования слов. Задача «глины» быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел «скульптора». Одновременно могут работать несколько пар, после окончания работы получившиеся «скульптуры» выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, «скульпторы» делятся своим первоначальным творческим замыслом.
Конечно, содержание «скульптур» в этом упражнении не обязательно должно сводиться к выражению именно эмоциональных состояний. Могут изображаться элементы разных действий, животные и т. п., а в самом широком варианте дается задание изобразить все что угодно.
Обсуждение: как участники ощущали себя в роли «скульптора», «глины», «посетителей выставки». Какие качества необходимы для «скульптора», чтобы создать удачное творение? А для «глины»? Поняла ли «глина», что из нее хотели слепить? Чем определялась понятность творческих замыслов для зрителей?
Упражнение № 16: «Доверие»
Цель – развитие умений чувствовать другого.
Оборудование: платки, шарфы.
Инструкция: группа выбирает ведущего – «поводыря», задача которого в течение 5-7 мин. Водить группу с завязанными глазами по комнате. Участники держат друг друга за талию или за плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия «поводырю».
Упражнение № 17: «Впечатление»
Цель – формирование умений вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь».
Участники делятся своими впечатлениями друг о друге.
Инструкция: «Один участник садится по очереди перед каждым членом группы. Внимательно глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, надо рассказать, как ты его воспринимаешь, какие чувства вызывает у тебя его поведение. Говорить нужно достаточно громко, чтобы группа слышала. Когда первый закончит, следующий участник должен перемещаться по кругу, оказываясь, каждый раз лицом к лицу только с одним человеком. Слушающему нельзя задавать вопросы, перебивать, спорить».
Упражнение № 18: «Эхо» (игра)
Цель – отработка умений эмпатийного понимания.
Инструкция: выступающий предъявляет группе и одному из участников свой рассказ на значимую для него тему. Слушающий должен повторить смысл сообщения, показывая, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были правильно поняты. Второй участник начинает свой рассказ.
Упражнение № 19: «Понимание другого человека»
Цель – отработка средств общения по формированию эмпатийности.
Инструкция: работа осуществляется в парах. Один из участников дает какую-либо информацию. Второй пытается продолжить разговор, своими словами повторяя сказанное партнером, чтобы показать, что он его слушает, задает наводящие вопросы. Через 5 мин участники меняются ролями.
Примечание для ведущего:
Следует обсудить следующие вопросы:
насколько успешно протекало общение между участниками?
в каких эго-состояниях пребывали участники?
какие приемы и использовались для позитивного контакта?
если контакт не получился, то почему?
Упражнение № 20: «Части моего Я»
Цель – раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.
Материалы: бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).
Инструкция: ведущий предлагает группе вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так непохоже на себя самих, как будто они другие люди), как они, случается, ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.
После выполнения задания подростки и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе и объясняют, что на них изображено.
Упражнение № 21: «Ассоциация»
Цель – активизация процесса рефлексии.
Инструкция: один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож? На какой вкус? На какую книгу?» и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названый становиться водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадал более двух раз – выбывает из игры.
Упражнение № 22: «Приятный разговор»
Цель – раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.
Инструкция: дети группы встают (садятся) по принципу «Карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (дети стоят лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам предлагаете вы.
Примеры ситуации «встреча»
А. «Перед вами человек, который давно вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».
Б. «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
В. «Перед вами человек, которого вы совершено не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые».
Время на весь разговор, т.е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, 2-3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
Упражнение № 23: «Дракон» (разминка)
Цель - активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.
Инструкция: группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны это «голова», а конец «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.
Обсуждение: длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена чувствами.
Упражнение № 24: «Круг с карандашами»
Цель - от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Материалы: простые карандаши, фломастеры, авторучки.
Инструкция: суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед поднять руки).
Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.
Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
От этого обсуждения делается переход к теме психологического тренинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций пусть приведут сами подростки).
Упражнение № 25: «Живой шрифт»
Цель - развитие навыков генерации й воплощения идей в условиях командной работы.
Инструкция: участникам, обьединенным в команды по 5-6 человек, предлагается коллективно придумать, как можно создать и продемонстрировать «живой шрифт», в котором участники изображали бы собою каждую из букв алфавита (время на подготовку 15- 20 минут). Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать получившийся у нее «шрифт» (лучше всего, если будет возможность заснять каждую «букву» на цифровую камеру, а потом, на стадии оценки, повторно продемонстрировать). Команда, у которой «шрифт» получился наиболее четким или был изображен наиболее оригинальным способом, обьявляется победительницей.
Обсуждение: сначала участники обмениваются своими эмоциями и чувствами возникшими по ходу выполнения упражнения, потом соображениями по поводу того, что способствовало его успешному воплощению, а что препятствовало, и каким жизненным ситуациям можно уподобить такое задание.
Упражнение № 26: «Пазлы»
Цель - развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи
Материалы: бумага А4, яркая картинка разрезанная на пазлы.
Инструкция: группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.
Обсуждение: обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
Упражнение № 27: «Кочки»
Цель - развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
Инструкция: каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение: обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.
Упражнение № 28: «Паровозик» (разминка)
Цель - разогревающее упражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.
Инструкция: ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой прмерно30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».
Упражнение № 29: «Дружба» (коллаж)
Цель - выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.
Материалы: журналы, брошюры, открытки по тематике дружба, ватман, ножницы, маркеры, фломастеры.
Инструкция: группа делится произвольно на команды по5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.
Обсуждение: после того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.

Педагог-психолог Н. Л. Штефан









13PAGE 15


13PAGE 14315




15