Конспект открытого занятия по РЭМП в старшей группе Алиса в гостях у ребят


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Звездочка»



Подготовила воспитатель:
194945112395 Пархомова
Надежда Анатольевна
Ст. Егорлыкская
Программное содержание:
1.Закреплять математические понятия «больше», «меньше», закрепить состав числа 9.
2. Закреплять умение решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание
3. Совершенствовать умение детей по –разному обследовать предметы ( находить предмет на ощупь по зрительно и осязательно воспринимаемому образцу).
4. Развивать умение определять свойства предмета, через знакомство с формой, величиной, характерными особенностями вкуса, запаха.
5.Содействовать использованию детьми практико-познавательной деятельности для математического развития.
6. Содействовать становлению устойчивого интереса к исследованиям, точным наукам, уверенности в себе, радости от процесса познания окружающего.
Ход занятия
Звучит музыка (песня кота и лисы Алисы), входит лиса Алиса в руках у неё денежное дерево и кошелек через плечо (с конвертами, в которых задания).
Воспитатель: - Ой, здравствуйте ребята, а куда это я попала? А давай те с вами познакомимся!? Меня зовут Лиса Алиса, и я пришла к вам из сказки. Мы с Базилио идем с Поля чудес, посмотрите, какое волшебное дерево там вырастили. Спешим домой поделить золотые монетки.
Воспитатель: -А, вы здесь моего кота Базилионе видели?
Дети: Нет.
Воспитатель: -Ну и ладно и без него поделю. Ой. А как же я поделю, я ведь считать не умею. Может, вы мне поможете?
Дети: Да, поможем
Воспитатель: -А вы считать умеете, А до скольки?
Дети говорят, кто до скольки может считать.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас может сказать сколько - золотых у меня выросло?? Может 50 или 100 а может целый миллион? (показываю дерево)
(ответы детей)
Воспитатель: -А давайте проверим, кто же был прав? Подходите ко мне , сейчас вместе и посчитаем.
(дети подходят к столу, становятся полукругом, воспитатель срывает и кладет монетки на стол, а дети считают вслух).
Воспитатель: - Ну молодцы, денежки то вы мне помогли сосчитать, теперь можно и поделить.
(раскладываю денежки на две кучки, в одной 2 монетки в другой 7)
Воспитатель: ну вот денежки поделила поровну теперь можно и кота искать.
- Ребята, поровну поделила? А как вы узнали, что не поровну?
(предполагается, что дети скажут, что в одной кучке 2 а в другой 7 монет, а это не поровну, так как 7 больше двух а два меньше семи. )(Если дети молчат)
Воспитатель:А как можно определить? Взвесить можно? А методом приложения определить можно? А посчитать можно?
Воспитатель: убедили вы меня ребята. Согласна, что так не поровну. А как можно разделить поровну? А можно ли 9 монеток поделить поровну?
(если дети говорят Можно)
Воспитатель: Давайте поделим. (кладу в одну кучку 5 монет, в другую 4). Ну вот, поделили,. А так поровну?
Дети: нет, в одной на одну больше чем в другой.
(перекладываю монетку в другую кучку).
Воспитатель: а так будет поровну.
Дети: нет, так у кота больше.
Воспитатель: а сколько у кота, а у меня? А что нужно сделать. Чтоб было поровну?(дети предлагают варианты ответов, подвести к тому, чтоб в кучках остались по 4 монетки, а лишнюю можно подарить Буратино или посадить ,чтобы выросло новое дерево)
Воспитатель: Ой, ребята, какие вы молодцы, монетки мне поровну поделить помогли. Спасибо. Но это не просты монетки, на этих монетках, есть цифры и каждая цифра это задание, которое мне задала Мальвина. Вы мне поможете справиться с её заданиями?(дети соглашаются оказать помощь)
Воспитатель: с первым задание Мальвины мы справились. Разделили поровну золотые, поэтому одну монетку я убираю.
Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет первым выбрать монетку с заданием?
(если дети стесняются, то воспитатель выбирает ребенка сам).
Воспитатель: (Серёжа), возьми, пожалуйста, монетку, которая тебе больше всего нравится. Какая на ней цифра?.
(Ребёнок называет цифру (например) 1, которая изображена на монете)
Воспитатель: и так нам с вами нужно будет выполнить задание под № 1. Ребята, у меня есть конверты, в которых написаны эти задания. И так я открываю конверт. С какой цифрой? (открываю конверт и читаю задание)
Задание № 1.
«Найди пару»
Детям предлагается мешочек с пуговицами и одна пуговица, которую нужно изучить, обследовать и найти на ощупь точно такую же в мешочке.
Воспитатель: ребята, это задание называется «найди пару». Вам нужно взять себе тарелочку, на которой лежит пуговица и мешочек с пуговицами. Внимательно изучить свою пуговицу. Рассмотреть все её особенности, какая она по форме, по размеру, гладкая она или шершавая, есть ли у неё дырочки, и постараться найти точно такую же в мешочке. Только в мешочек смотреть нельзя, а пуговичку искать только пальчиками, на ощупь.
Воспитатель: готовы, ребята?я вам даю минутку на изучение своей пуговицы. Готовы? Опускайте руку в мешочек и постарайтесь найти пару для своей пуговицы. (если ребенок ошибается)
Воспитатель: ну ничего страшного, в следующий раз обязательно справишься с этим заданием. Бросай эту пуговицу обратно в мешок.
(если ребенок правильно находит пару, воспитатель хвалит его и предлагает положить пуговицы в коробку.)
(После того как все дети выполнили это задание)
Воспитатель: молодцы, ребята это задание мы выполнили. Пройди, пожалуйста, Катя к столу и выбери монетку, чтоб узнать каким будет следующее задание от Мальвины. (девочка выбирает монету, называет цифру, воспитатель открывает конверт с этим заданием).
Воспитатель: итак, задание под № 2
«Задачки в стихах»
Воспитатель: ребята, во втором задании мы с вами должны решить задачки, которые задала Мальвина. Только слушайте очень внимательно, чтоб не ошибиться.
Три зайчонка, пять ежат, ходят вместе в детский сад.
Посчитать я вас прошу, сколько малышей в саду.
Шесть орешков мама свинка, для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал и еще четыре дал.
Сколько тут орехов свинка, принесла в своей корзинке?
Внуку Шуре добрый дед, дал вчера семь штук конфет
Съел одну конфетку внук, сколько же осталось штук?
Пять пирожков лежало в миске, два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска, а сколько же осталось в миске?
На пирог пришли соседи: ёж, барсук, енот, «косой»,
волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей, посчитай-ка всех зверей.
Воспитатель: молодцы ребята, и задачи вы решили. А кто же выберет следующую монетку? (ребенок вытягивает монетку)
Воспитатель: Задание № 3.
«Найди лишний предмет»
Воспитатель: ребята, в моём конверте лежат карточки. Сейчас мы с вами пройдем и присядем за столы. (дети рассаживаются за столы)
Воспитатель: ребята послушайте пожалуйста задания. сейчас каждый из вас получит карточку на которой изображены предметы. Вы должны найти лишний
предмет и вычеркнуть его. Но не просто вычеркнуть, а объяснить, почему вы считаете, что именно этот предмет лишний.
Воспитатель: Маша, раздай пожалуйста карточки. Всем понятно что нужно сделать? Приступаем к заданию.
(воспитатель в это время подходит к каждому ребенку и индивидуально с каждым разбирает, правильно ли ребенок выполнил задание).
Воспитатель: скажи, пожалуйста, Петя, а почему ты вычеркнул именно этот предмет?
Воспитатель: молодцы ребята, Леночка собери, пожалуйста, все карточки в конверт, а мы давайте ребята, с вами пройдем и выберем следующую монетку.
(ребенок выбирает монетку)
Воспитатель: следующее задание под № 4.
«Назови форму и предмет»
- ребята, я вам предлагаю сесть на стульчики и посмотреть на экран. Следущее задание мы прочтем с вами на экране.
(мультимедийная презентация «форма»)
Воспитатель: молодцы ребята, и с этим заданием справились, давайте выберем следующую монетку. Кто еще не выбирал? (ребенок вытягивает монетку)
Воспитатель: а теперь нам предстоит справиться с заданием под №5.
«Угадай с закрытыми глазами»
Воспитатель: ребята, это задание не простое, это задание будем выполнять с закрытыми глазками
Ребята, каждому из вас в руки я дам предмет. И вам с закрытыми глазками нужно будет определить и сказать что это. Ребята, но глаза у вас закрытые. Как мы можем определить что это ?
Дети: можем его потрогать. Потрясти.
Воспитатель: хорошо ребята.И чтоб вы не хитрили, и не подсматривали, глазки я вам завяжу(завязываю глаза).
(раздаю детям по одному апельсину). Давайте хорошо пальчиками изучим этот предмет...
-Какой он на ощупь, гладкий или шершавый?(шершавый)
-А какой по форме? (круглый). А как вы узнали, что он круглый? (у него нет уголков).
-А как вы думаете, что это? (дети высказывают свои предположения).
-Ребята, а давайте мы с вами этот предмет понюхаем! (дети нюхают предмет)
-А чем пахнет этот предмет? Как вы думаете, что это? А кто еще как считает? (ответы детей).
-Ребята, а давай те еще попробуем на вкус. (каждому ребенку положить кусочку апельсина в рот). –теперь мы можем точно сказать что это?
(развязываю детям глаза)
Воспитатель: Вот какие вы умнички, кладите апельсины в корзину и давайте посмотрим, какое, же задания мы еще не выполнили.
Воспитатель: скажи, пожалуйста, есть ли у нас еще монетки с невыполненными заданиями?
Дети: нет
Воспитатель: а сколько было монеток с заданиями?
Дети: 5
Воспитатель: а какие, это были задания?
Дети называют.
Воспитатель: да ребята. Вы мне так сегодня помогли. Столько заданий выполнили.
Все загадки разгадали. Мне очень понравилось с вами общаться. Вы такие внимательные, сообразительные, дружные и так много знаете. Вы мне очень помогли, и я хочу сделать вам небольшой подарок, чтоб вы помнили о нашей встречи. Я дарю вам книгу со сказками и монетки. Но эти монетки не простые, они с сюрпризом. А мы с котом посадим ту монетку, которая была лишняя, и вырастим себе новое дерево. До свидания.
Литература
1. Волшебные фигуры. Геометрия для дошкольников Гаврина С. Е. Кутявина Н. Л Топоркова И. Г.
2. Пространственная геометрия для малышей развивающие занятия М. Аромштам О. Баранова.
3. Путешествие в историю математики Свечникова А. А.