Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Средства связи: союзы, союзные слова, частицы
Цель: формирование представления о придаточных изъяснительных
Задачи: 1)научиться распознавать придаточные изъяснительные, знать их структуру и средства связи,
2)развивать навыки постановки знаков препинания в СПП,
3)воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе
Форма урока: получение новых знаний
Методы: аналитический, исследовательский, частично- поисковый, словесный
1.Органнизационный момент
Класс произвольно делится на две группы по пять человек
2. 1 этап «Разминка»- группам дается карточка с заданием «Дайте характеристику предложениям: простое, ССП, СПП, простое с однородными членами, назовите значение союза И (знаки препинания не расставлены)
1.Челкаш рассердился, и острое жжение в его груди у горла передернуло его.(ССП, соединительный союз, отношение результата)
2.Я шел за Афанасием Ивановичем по комнатам и темным коридорам. (простое, союз И объединяет однородные обстоятельства)
3.Ширяев прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору в комнате. (простое, однородные сказуемые)
4.Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. (ССП, соедин., результата)
5.Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей. (СПП, придаточное после главного)
Обсуждается результата- 5 минут
3. 2 этап «Погружение»- Анализ текста
3.1.Словосочетание и предложение- основные синтаксические единицы (+)
2.Сложное предложение всегда состоит из двух грамматических основ (-)3.В СПП части равноценны и не зависят друг от друга (-)4.В ССП запятая перед союзом И не ставится при наличии общего второстепенного члена (+)5.Виды союзов в ССП: соединительный, противительный и взаимоисключения (-)6.СПП состоит из главной и придаточной части (+)7.Придаточная часть всегда стоит после главной в СПП (-)8.Второстепенные члены предложения- это определение, дополнение и приложение. (-)
9.Дополнение выражается именем существительным в именительном падеже
10.Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей
11.Дополнение является частью грамматической основа
Выпишите из предложения словосочетания с дополнениями и поставьте к ним вопросы:
Образец: Фонарь освещал колодец. Освещал (кого? Что?) колодец.Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.
Вывод: к какому члену предложения относятся дополнения?
4.3 этап «Получение новых знаний»
Мы продолжаем работу по теме: СПП с придаточными изъяснительными.
Составить опорную схему по тексту учебника стр.105
К чему относятся придаточные изъяснительные?
Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
Может ли частица служить для соединения главного предложения к придаточному?
Какую роль играет контактное слово ТОТ (та,то)?
Презентация опорной схемы – 10 минут

Первичное закрепление
Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное и с помощью чего присоединяется к главному – 5 минут
Образец: [Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).
1.Следователь догадался, (…) где может скрываться преступник.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны всякий знает ( ).6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).5.4 этап «Закрепление» 7-8 минут
Выполнить упражнение №179
Выбрать придаточные изъяснительные со значение контактных глаголов А)речи, Б)мысли, В)состояния
1—мысли, 2-речи, 3- речи, 4-речи, 5-состояния 6-мысли 7- мысли 8- состояния
6.5 этап «Рефлексия» - 3 минуты
.Вместо точек поставьте союзы или союзные слова, подходящие по смыслу
1.Считай несчастным тот день или час … ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию
2.Поставь над собой сто учителей, … они окажутся бессильными, … ты не можешь заставить себя и требовать от себя.
7.Взаимооценка
Домашнее задание: стр.107 №181 правило на стр.105-106