Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание.


КГУ «ОШ №190 имени Шакарима Кудайбердыулы»
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание.
Учитель русского языка: Мусина Ляйля Гусмановна

г. Алматы -2015 год.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание.
Цель:
Образовательная: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении, научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов;
Развивающая: развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.
Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к родной природе, чувство гражданской ответственности за охрану и рациональное использование, сохранность природных богатств родины;
Ход урока
Объявление темы и цели урока
II. Мотивация учебной деятельности школьников
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают толкование слов «изъяснить», «изъяснительный».)
2. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) Какие существуют виды сложных предложений?
3) Какие виды придаточных предложений вы знаете?
4) На какие вопросы придаточные определительные?
3. Лингвистическое моделирование.
Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.
«Где вы были?» - спросил отец.
«Мы были в магазине», - ответили мы.
IV. Изучение нового материала

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.
Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.
Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.
В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами  (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не — ли, ли — или, то ли — то ли  и др.) и союзными словами  (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем  и др.):
[Я хочу], (чтоб к штыку приравняли перо)  (В. Маяковский) — средство связи — союз чтоб
[Я не знаю], (хочу ли я идти с ними)  — средство связи — союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части.
[Говорили], (что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки). (А. Н. Толстой) — средство связи — составной союз что будто бы.
[Я спросил, (идёт ли он со мной, или мне идти одному)  — средство связи — двойной союз ли — или.
[Один бог разве мог сказать], (какой был характер у Манилова)  (Н. В. Гоголь) — средство связи — союзное слово какой, входящее в состав сказуемого.
[Грустно видеть], (когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты ...) (М. Ю. Лермонтов) — средство связи — союз когда.
Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия:
[Я обрадовался /выразил удивление/ был рад] , (что он пришёл).
[Хорошо], (что он пришёл).
В главной части может находиться указательное слово то  в разных падежных формах:
[Я был рад тому], (что он пришёл).  В этом предложении слово тому  может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.
Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения; напр.:
[Всё началось с того], (что вернулся отец). Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то . Эта особенность сближает такие предложения с местоименно определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.
Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью:
(Что он не придёт), [мне было ясно сразу].
Придаточное изъяснительное занимает позицию, соответствующую дополнению или подлежащему.
V. Закрепление изученного материала
1. Анализ языковых явлений.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
Я полюбил эту маленькую окраину и был уверен что она самая живописная в мире.
Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.
Что(бы) не говорили а я выполню эту работу.
Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел.
Берись за(то) к чему ты сроден коль хочеш что(б) в делах успешный был конец.
Ты рада что ты дома?
С кем поведешься (от)того и наберешься.
Вы не должны судить меня (по)тому что я делаю.
(По)этому берегу идти лучше (по)тому что здесь больше тени.
VI. Подведение итогов урока

Что такое сложное предложение?
Какие существуют виды сложных предложений?
Какие виды придаточных предложений вы знаете?
На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову?
Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?
На что надо обращать внимание при написании союзов?
VII. Домашнее задание
Выучить и повторить теоретический материал.