Выступление на МО Тема:Формирование информационной культуры младших школьников в контексте требований ФГОС.


МБОУ «Крупецкая средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области





Выступление на МО




Тема: «Формирование информационной культуры младших школьников в контексте требований ФГОС .
















Воспитатель гпд (2-3 класс)
Артеменко М.Н.



Март 2016 год








Реализовывая программу ФГОС , педагог сталкивается с множеством вопросов, которые необходимо решить. Как сделать так чтобы мир, окружающий ребенка был понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы ученик захотел открыть этот мир для себя? Как современный мир информации сделать доступным пониманию ребенка? Как научить его выбирать и применять именно ту информацию, которая будет ему полезна?
Наше время – это век информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько средств для ее получения: книги, газеты, журналы, интернет, телевидение и радио. Ежедневно на взрослых и детей обрушивается поток информации. Это поток постоянно растет. Школа, в соответствии с существующим законодательством, призвана научить детей ориентироваться в информационных потоках, учащиеся начальной школы должны уметь искать, получать, фиксировать информацию различными способами, использовать ее в своем образовательном процессе. Ученики должны уметь оценить достоверность полученной информации. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях.
Современная школа обязана сформировать у младшего школьника информационную культуру. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей.
В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может
стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Специфика организации обучения основам информационной культуры определяется возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся.
В начальной школе особое внимание необходимо уделять созданию условий для освоения таких понятий как «информация», «документ», «информационный ресурс», «поиск информации».
Школьникам необходимо знать: виды информации, адресный поиск информации и алгоритм его выполнения. В школе навыки работы с информацией формируются при изучении школьных дисциплин, на факультативах, кружках, в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы, при подготовке рефератов, докладов, конкурсных работ. Основными источниками информации младших школьников являются: книга, слово как символ понятия, наблюдение, компьютер, межличностное общение. Книга, книжный текст – основной источник знаний для детей в начальной школе. Книги раскрывают перед детьми весь мир, они рассказывают учащимся о Родине, о людях, о профессиях, об окружающем мире. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум. На уроке, внеклассном занятии, факультативе, школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность. С помощью книг ученики осмысливают полученную учебную информацию, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление; учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в тексте; осуществляют библиографический поиск, выполняют письменные работы, рефераты. Неоценимое значение в формировании информационной культуры младших школьников является также работа в школьной библиотеке.

В нашей школе для уч-ся начальной школы ведется кружок «Мир книги». Библиотекарь знакомит учащихся с детскими периодическими изданиями, детскими книгами, биографиями детских писателей. На занятиях в кружке дети учатся правильно и красиво говорить, читать стихи, работать в диалоге, инсценируют небольшие сказки и сценки. Библиотекарь учит детей правилам работы с книгой, формирует навыки самостоятельного чтения, дает представление о классификации книг. Слово как символ понятия - следующий важный
источник информации. Это работа с различными соответствующими возрасту словарями. С помощью словарей учащиеся получают новые знания, обогащают свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением новых слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Задача начальной школы – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию. На уроках час то используются орфографический, толковый, фразеологический словари, словарь синонимов и антонимов.
Следующим источником информации является наблюдение. В начальной школе ученики планомерно и целенаправленно наблюдают за каким-либо объектом, предметом или явлением на предметах как естественного, математического так и филологического цикла. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (например, умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности. В начальных классах непосредственные наблюдения детей должны быть научными, доступными, увлекательными и интересными. Наблюдение обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Через наблюдение идёт извлечение информации: например условные знаки на плане и карте, буква и обозначение звука, состав слова, схемы слов и предложений в русском языке или математические свойства и переменная в математике. Сегодня дети быстро осваивают новую технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которыми они могут пользоваться как в классе, так и дома, прежде всего, оживляет процесс обучения. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Развивается стремление познать и увидеть большее. А здесь важно то, что школьник может сделать это самостоятельно.
С помощью компьютеров можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку учащихся начальных классов и высвободить время для их творческого развития. Приобщение младших школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.). При использовании компьютерной презентации, урок становится более насыщенным, ярким, появляется возможность увеличения темпа. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе урока, – это изображения (слайды), видеофрагменты, фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фильмы, мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе помогает развивать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, флешкартами, учит рационально использовать своё время. Всем известно, что огромнейший запас информации имеет Интернет. Интернет - это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Интернет открывает совершенно новые возможности для обучения, понимания и изучения материала, так как доступ к точным и детальным данным по изучаемой теме становится почти мгновенным. В ходе любого урока или внеклассного занятия учитель, направляя школьников к ресурсам Интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации, оценку надёжности различных информационных источников, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одноклассниками, создание мультимедийных презентаций. Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Таким образом, уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе
Следующим источником информации является межличностное общение. Общение учащихся между собой, общение с учителями, общение с родителями. В процессе общения происходит обмен информацией. Всегда ли дети готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Педагог должен учить детей общаться, обмениваться информацией, формировать умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем. Нужно научить детей использовать приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контрас та и ассоциацией. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительнос ть, интенсивнос ть и устойчивость. Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо. Типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа. Тематика разговора детей друг с другом такова что, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры, игрушки, кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события. Межличностное общение дает человеку возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного и духовного поведения. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользование речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности.
Глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. В ее решении общеобразовательные учреждения должны занять ведущее место. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку с толком воспользоваться информацией и превратить ее в знание. Информация, которую получает школьник, должна быть интересна, полезна, затрагивать ум, сердце и душу.





Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1.

2. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1, Самара: Учебная литература, Федоров, 2008.

3. Фарафуллина В. Х. Развитие информационной культуры младших школьников.

15