Рабочая программа по Документационному обеспечению управления



Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города москвы
«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»













рабочая программа



ДИСЦИПЛИНЫ дОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

специальность 080110 «Банковское дело»
(профессиональный цикл) основный профессиональной программы СПО




















2013






Одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии «Экономика и управление»
протокол № 1
от 05 сентября 2013г.

Председатель _______________ Парчевский О.О.
(подпись) (Ф.И.О.)

СОСТАВЛЕНА
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности 080110 «Банковское дело»
(базовая подготовка)

Зам. директора
по УВР ____________ Галдина Т.А.
(подпись )


Утверждена
Методическим Советом колледжа

Председатель ________________ Галдина Т.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № 2 от 12 сентября 2013г.

Составитель:
Бусарова Татьяна Владимировна, преподаватель Электростальского филитала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».












РЕЦЕНЗЕНТ:
преподаватель специальных дисциплин ЭФ ГБОУ СПО МКУНТ
Сапогова Наталья Владимировна



















СОДЕРЖАНИЕ



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


2. Структура и содержание учебной дисциплины


3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины



ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Документационное обеспечение управления

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 «Банковское дело» (базовая подготовка)
Программа разработана на основе примерной программы учебной
дисциплины «Документационное обеспечение управления» для специальностей
среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной
Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования
в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной профессиональной образовательной программы СПО с получением
среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с
требованиями ФГОС СПО третьего поколения и изучается с учетом экономического профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании на курсах переподготовки и повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Документационное обеспечение управления, как учебная дисциплина является дисциплиной профессионального образовательного цикла и её изучение должно обеспечить: высокий уровень ведения делопроизводства, документирование и организацию работы с документами в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях, оперативность приема, обработки и передачи качественной и достоверной информации.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой)общепрофессиональной компетенций, включающих в себя способность: использовать теоретические знания и методы исследования на практике , владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела, владеть основными проблемами в области документоведения и архивоведения, оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-Овладеть теорией и практическими навыками документирования управленческой деятельности;
- Ознакомиться с документационным обеспечением управленческой деятельности;
-Овладеть основами правильного оформления документов и надлежащей организацией документооборота согласно требованиям ГОСТа;
-Изучить: законодательную и нормативно-методическую базу современного документационного обеспечения управления; теорию и практику организации ДОУ на основе научно обоснованных принципов и методов его совершенствования; современные технологии документационного обеспечения управления.
Дисциплина «Документационное обеспечение управления» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла, изучается студентами 3 курса очной формы обучения. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части общеобразовательного цикла «Право», социально- экономических дисциплин «Русский язык и культура речи», дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла «Информатика» и «Информационные технологии»; умениях и навыках, полученных студентами при прохождении учебной практики по документоведению. К началу изучения дисциплины студенты должны владеть знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; систем официальной документации; форм (источников) права и иерархии нормативно-правовых актов; основ административного и трудового законодательства; иметь навыки работы с компьютером, составления организационно-распорядительной документации. Освоение дисциплины «Документационного обеспечения управления» необходимо для дальнейшего изучения дисциплин профессионального цикла, прохождения производственной практики и выполнения выпускной квалификационной работы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, используя информационные технологии и средства оргтехники;
-использовать унифицированные системы документации;
-осуществлять хранение, поиск документов;
-использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
-основные понятия документационного обеспечения управления;
-основные законодательные и нормативные акты в области документационного обеспечения управления;
-цели, задачи и принципы документационного обеспечения управления;
-системы документационного обеспечения управления;
-требования к составлению и оформлению различных видов документов;
-современные информационные технологии создания и автоматизации документооборота;
-организацию работы с электронными документами; виды оргтехники и способы ее использования в документационном обеспечении управления.
В ходе изучения дисциплины ставиться задача формирования следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
В ходе изучения дисциплины ставиться задача формирования следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валюте.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3. осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профессиональный характер направленности дисциплины выражается в выполнении заданий на основе узкопрофильной банковской документации, изучение современных банковских информационных технологий, обеспечивающих качественно новый уровень сервиса для клиентов, операционных систем банков, номенклатуры банковских дел. Профессиональная направленность дисциплины также заключается в реорганизации учебного материала таким образом, чтобы в рамках отдельно взятого занятия, включающего в себя теоретический и практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по работе именно с банковской документацией. банк
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 76 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов;
Самостоятельной работы обучающегося- 25 часа.

1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с примерной программой по общеобразовательной дисциплине

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Документационное обеспечение управления»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
51

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
30

контрольные работы
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25

в том числе:


индивидуальное проектное задание


внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка рефератов, сообщений, докладов, подбор материалов к ним.
Изучение учебников и учебных пособий, дополнительной литературы
Изучение нормативных документов, ГОСТов
Подбор бланков документов
Подбор образцов документов
Анализ реквизитов документов ( текстов документов)
Составление и оформление документов и копий документов
Анализ документов
Составление кроссвордов
Подбор и изучение дополнительного материала по темам « Механизация процессов ДОУ на предприятии»,«История создания
ПК и новейшие достижения в этой области»
Изображение макета бланка документа, общего бланка предприятия

25

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
Объем
часов
Уровень
освоения


самостоятельная работа обучающихся



1
2
3


Раздел 1. Введение в делопроизводство. Общие правила оформления документов

20


Тема 1.1. Основные понятия курса, классификация деловой документации. Развитие делопроизводства в России
Содержание учебного материала
1. Понятие «документ»,
«документирование»,
«документационное обеспечение управления», государственная система ДОУ. Периодизация. Классификация документов.
1
1


Тема 1.2.
Сущность унификации и стандартизации в делопроизводстве. Общие нормы и правила оформления документов. Бланки документов. Требования к ним
Содержание учебного материала
1. Понятие «унификация», «стандартизация», «бланк документа»
Правила оформления документов
2


2

1


Самостоятельная работа




Составление основных видов бланков документов



Тема 1.3
Реквизиты и их предназначение. ГОСТ Р 6.30-2003
Содержание учебного материала
1 ГОСТ Р 6.30-2003, понятие «реквизит документа»
6
2







Практическое занятие
Знакомство с понятием «реквизит документа», с перечнем реквизитов, предусмотренных ГОСТ Р 6.30-2003, отработка оформления отдельных реквизитов документа.





Самостоятельная работа Составление карточек, представляющих отдельные реквизиты документа.
2


Тема 1.4
Содержание учебного материала
1 Понятие «юридическая сила», реквизиты придающие документу юридическую силу
Практические занятия:
Порядок оформления юридически важных реквизитов.
6
2

Юридическая сила документа. Реквизиты, придающие документу юридическую силу





Самостоятельная работа
·
1. Работа с ГОСТ Р 6,30-2003
1







Раздел 2. « Основные виды организационно-распорядительной документации

25


Тема 2.1. Организационные документы. Виды, назначение, правила оформления

Практические занятия:
Правила оформления различных видов организационных документов
3
3


Самостоятельная работа
2



Подготовка сообщения на тему «Виды и назначение организационных документов»








Тема 2.2. Распорядительные документы. Виды, назначение, правила оформления
Новости, средства
массовой
информации
Практические занятия
Виды и назначение распорядительных документов. Требования, предъявляемые к тексту и оформлению распорядительных документов. Правила оформления различных видов распорядительных документов
6
3


Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление моделей-образцов распорядительных документов.




Тема 2.3
Справочно-информационные документы. Виды, назначение, правила оформления
Практические занятия
Виды и назначение справочно-информационные документов. Требования, предъявляемые к тексту и оформлению справочно-информационные документов. Правила оформления различных видов справочно-информационные документов
6
3


Самостоятельная работа обучающихся
Составление моделей-образцов справочно-информационных документов.

2


Тема 2.4.
Документы по трудовым отношениям. Классификация, правила оформления
Содержание учебного материала
1. Понятия «кадровая документация», «унифицированные формы».
2
2


Самостоятельная работа обучающихся

2


Раздел 3. Организация документооборота

22



Тема 3.1
Организация документооборота. Обработка входящих, исходящих, внутренних документов
Содержание учебного материала
1. Понятия «исходящий документ», «входящий документ», «внутренний документ», организация работы с документами

5
2


Практические занятия:
Порядок обработки входящих, исходящих и внутренних документов.




Самостоятельная работа обучающихся
4


Тема 3.2
Организация работы с обращениями граждан
Содержание учебного материала
1. Основные документы, приходящие от физических лиц.
2
2


Практические занятия:
Порядок приема и обработки корреспонденции от физических лиц.




Самостоятельная работа
2


Тема 3.3
Регистрация и контроль исполнения документов
Содержание учебного материала
1. Понятия «регистрационный номер документа», «контроль документа».
2
2


Практические занятия:
Формы регистрации документов. Порядок постановки документов на контроль.









Самостоятельная работа обучающихся
2


Тема 3.4
Защита документов, содержащих коммерческую тайну. Организация работы с такими документами
Содержание учебного материала
1. Понятие коммерческой тайны.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся




Тема 3.5
Электронный документ и документооборот. Электронно-цифровая подпись
Содержание учебного материала
1. Понятия «электронный документ», «документооборот», «электронно-цифровая подпись», «электронная почта»
2
2


Практические занятия:
Организация электронного документооборота на предприятии




Самостоятельная работа
1


Раздел 4. Правила передачи документов в архив и организация архивного хранения

9







Тема 4.1
Формирование и оперативное хранение дел
Содержание учебного материала
1. Понятие «оперативное хранение».
2
2



Самостоятельная работа обучающихся

1


Тема 4.2
Номенклатура дел. Виды, назначение, порядок составления
Содержание учебного материала
1. Понятие «номенклатура дел».
Практические занятия:
2






Самостоятельная работа обучающихся

2


Тема 4.3
Подготовка документов к передаче на архивное хранение. Сроки хранения документов предприятия
Содержание учебного материала
1. Понятие «архивное хранение».
2

2


Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентации на тему «Экспертиза ценности документов. Особенности работы экспертной комиссии».
1



Итого
76






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета Документационное обеспечение управления;

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная литература;
- дидактический и раздаточный материал;
- стенды с образцами документов;
-классная доска;
3.1.2. Технические средства обучения:
1
Персональная электронная вычислительная машина

2
Доска интерактивная

3
Проектор стационарный

4
Мультимедийная активная акустическая стереосистема

5
Монитор

6
Принтер

7
Компьютеры по количеству учащихся




















3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
ФКГСОО (по дисциплине);
извлечение из ГОС СПО по специальности;
примерная программа учебной дисциплины;
рабочая программа учебной дисциплины;
календарно-тематический план;
типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;
таблица междисциплинарных связей.
3.2.2. Общеметодический компонент.
Методические рекомендации:
по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов;
по написанию и защите рефератов;
инструкция по выполнению контрольных работ
3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:
конспекты лекций;
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
индивидуальные проектные задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
домашние задания
основная и дополнительная литература для изучения темы;
перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
- методические разработки уроков и мероприятий.
- комплект законодательных и нормативных документов;
- комплект унифицированных форм  документации;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект образцов оформленных документов;
- комплект учебно-методических материалов
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
перечень контрольных заданий для рубежного контроля
тестовые задания
вопросы контрольного задания

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы.

Законодательная база:
1. Конституция Российской Федерации. Основной закон. - М.. 1994 (с изменениями и дополнениями)
2. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., № 24-ФЗ. (с изменениями и дополнениями)
3. Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года № 5154-1 (с изменениями и дополнениями).
4. Закон РФ «О государственной тайне» от 20 июля 1993 года №5485. (с изменениями и дополнениями).
5. Положение о Федеральной архивной службе России, Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. №1562.
6. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в результате деятельности организаций, с указанием сроков хранения. -М.: ВНИИДАД 2004.


Основные источники:

1. Государственная система документационного обеспечения управления . Основные
положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.
М:1991.-75 с.
2.ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система документации . Унифицированная система
организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов» :М. :Госстандарт, 2003.-19 с.
3.Перечень типовых управленческих документов , образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения: М.: Росархив, ВНИИДАД, 2000 .-107 с.
4. Замыцкова О.И. Делопроизводство [Документационное обеспечение управления]: учебник /О.И.Замыцкова, М.И. Басакво.- Изд.8-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 375 с. – (Среднее профессиональное образование).
5. Рогожин М.Ю. Справочник по делопроизводству. – СПб: Питер, 2006. –192 .
6. Основные правила работы архивов организаций. М.: Росархив.2003 .30 с.
7. ГОСТ Р 51141 – 98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М. :
Госстандарт. 1998.-20 .
8. Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях ГОСТ 6.30-2003. Унифицированные системы документации.
9. Документационное обеспечение управления: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.А. Румынина. – 3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.

Дополнительные источники:
1. Пшенко А.В. Документационное обеспечение управления. - М.: Академия, 2007. – 176 с.
2. Кирсанова М. В. Современное делопроизводство: учебное пособие. М.: Инфра- М, 2006 .-310 с.
3.Соколов В.С. Документационное обеспечение управления. М: Инфра-М, 2007. -176 с.
4. Чуковенко А.Ю. Правила оформления документов . / В.Ф.Янковская. М.:Проспект,2005.- 216 с.
5.Трудовой кодекс Российской Федерации. М: 2006. - 200 с.
6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов /
Учебное пособие. М: Инфра-М. 1997. -192 с.
7. Богатая И. Н. Коммерческая корреспонденция в торговле. Управленческие документы/
Л.Н.Кузнецова. М:Приор 2000.- 90 с.
8 .Басаков М.И. Договорная документация для предпринимателя. Ростов –на-Дону: Март,2004. -288 с
9. Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере. (Компьютерные технологии в делопроизводстве)/Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ЗАО “Бизнес-школа” Интел-Синтез”. -  2009.


Интернет-ресурсы:
Справочная поисковая система (СПС) «Гарант». Энциклопедия  
Российского законодательства. Для преподавателей и студентов экономических и юридических дисциплин.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Контроль реализации программы
а) Текущий контроль – после изучения тем – контрольные работы, проверочные тесты (тематические).
Формами текущего контроля являются так же участие студентов в тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
б) Рубежный контроль,
в) Итоговый контроль –дифференцированный зачет.
Итоговая аттестация проводится как в виде контрольной работы
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


- оформлять и проверять правильность оформления документации в соответствии с установленными требованиями, в т.ч. используя информационные технологии

Экспертная оценка выполнения практического задания, индивидуального задания, тестирование Анализ и оценка действий обучающихся в ходе составления и оформления  управленческой документации на компьютере

- проводить автоматизированную обработку документов
Экспертная оценка на практическом занятии

- осуществлять хранение и поиск документов
Экспертная оценка выполнения практического задания, индивидуального задания,

-использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте;
Экспертная оценка на практическом занятии Использование локальной сети техникума  и технологий дистанционного обучения при моделировании условий электронного документооборота

0осваивать технологии                автоматизированной обработки документации
Наблюдение за действиями обучающихся и оценка их уровня освоения технологиями  автоматизированной обработки документации  в ходе выполнения практических работ

использовать унифицированные  формы   документов
Анализ и оценка  результатов самостоятельной работы

Знания:


-Основные понятия: цели, задачи и принципы документационного обеспечения управления
Тестирование, экспертная оценка выполнения индивидуального задания Оценка устных ответов в ходе фронтальной работы

- Системы документационного обеспечения управления, их автоматизация. Классификацию документов.
Экспертная оценка выполнения индивидуального задания, реферативная работа

- Требования к составлению и оформлению документов

Экспертная оценка выполнения индивидуального задания,оценка соответствия оформления реквизитов документов ГОСТ 6.30-2003, анализ и оценка выполнения практических работ в соответствии с ГОСТ 6.30-2003

- Организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел

Экспертная оценка выполнения практической работы. Тестирование.


Разработчик:

ЭФ ГБОУ СПО МКУНТ
Преподаватель
Т.В.Бусарова

(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)



Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 215