Презентация по обществознанию на тему Познание и знание (10 класс)


Познание и знание Елисеева А.Е. ГБОУ гимназия №271 Санкт-Петербурга Красносельского района им. П.И. Федулова Знание - это результат познания ПознаниеОбусловленный развитием Деятельность, Взаимодействие общественно-исторической направленная субъекта и объекта, практики процесс отражения на получение результатом и воспроизведения знаний. которого являетсядействительности в мышлении. новое знание о мире. Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром Познаваем ли мир? Пессимист Оптимист Скептик Мир принципиальнопознаваем! Мир не познаваем Познание мира возможно,но достоверны ли полученные знания? Гносеология Агностицизм (конвенционализм) Формы познания чувственное рациональное Ощущение Восприятие Представление : - реальное - нереальное Понятие Суждение Умозаключение МышлениеРечьЯзык Сенсуализм Рационализм (от лат. sensus - чувство) (от лат. ratio – разум) Истина и её критерии Истина – это процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека Объективная истина Абсолютная истина Относительная истина Отражает реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки Знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или изменения, эксперимент) Возможные критерии чувственный разум практика - теория опыт материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент) Дело в том, что правое полушарие Вашего мозга старается назвать цвет, а левое настраивается на прочтение слов. Вы смогли быстро назвать все цвета вслух? Если да - Вы робот... Посмотрите внимательно на список и назовите цвет слова Особенности научного познания Самостоятельная работа по тексту учебника стр. 60-61 составить опорный конспект «Особенности научного познания» Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания Признаки: принцип объективности доказательность (рационалистическая обоснованность) системность знания проверяемость Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания Признаки: принцип объективности доказательность (рационалистическая обоснованность) системность знания проверяемость Уровни научных знаний: - эмпирический - теоретический Вопрос Проблема Гипотеза Теория Концепция Формы научного познания: Методы: эмпирические теоретические Эксперимент Сравнение Наблюдение Описание Измерение Анализ Синтез Обобщение Формализация Моделирование Абстрагирование Алгоритм научного исследования:Сбор эмпирической информации. Выдвижение гипотезы.Теоретическое моделирование, т.е. теоретическое выявление причинно-следственных связей между исследуемыми предметами. Эмпирическое исследование (постановка эксперимента, анализ данных наблюдения, исследование документов). Критерии истины Критерий В чём заключается Недостатки Критерии истины Критерий В чём заключается Недостатки 1. Опыт (эмпирическийкритерий) Основан на данных чувственного познания Органы чувств не всегда дают верную информацию, не все знания можно получить на основе чувственного опыта 2. Разум (рациональныйкритерий) Новые знания выводятся из общих посылок по законам логики Исходные посылки могут быть неточными или даже ошибочными 3. Практика Эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами Есть явления, которые нельзя подвергнуть воздействию