Методическая разработка урока по дисциплине Основы предпринимательства Ситуационно-ролевая игра Организационно-правовые формы предприятий


Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
По дисциплине: Основы предпринимательства
на тему: «Организационно-правовые формы предприятий»
специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Разработал преподаватель: Кузнецова В.А.
г. Новокуйбышевск, 2015
Ситуационно-ролевая имитационная игра
«Организационно-правовые формы предприятий »
Дисциплина «Основы предпринимательства»
Цели урока:
1. Образовательная:
-способствовать закреплению и обобщению знаний о деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности;
-способствовать формированию экономической и правовой компетентности;
2. Развивающая: способствовать формированию экономического мышления;
3.Воспитательная: Способствовать воспитанию чувства коллективизма, интереса к профессии, формировать экономическую культуру.
Тип урока: ситуационно-ролевая игра.

Метод урока: репродуктивный, практический.

Проведение урока рассчитано на 2 (сдвоенных в пару) академических часа
Оборудование: компьютер + проектор + экран, презентация, карточки-задания, таблицы, задачи, тестовые задания.
Ход урока:
Организационный момент.
2. Демонстрация презентации «Организационно-правовые формы предприятий»
3. Актуализация знаний.
Проведение фронтального опроса:
- Дать понятие юридического лица.
- Какие признаки есть у юридического лица?
- Перечислите организационно-правовые формы предприятий в России.
- Что означает ограниченная ответственность?
- Какие документы необходимы для регистрации юридического лица?
Задание обучающимся:
Составить кластер «Организационно-правовые формы предприятий России»
Ситуационно-ролевая игра.
Из группы обучающихся выбирается 3 команды, каждая из которых представляет предприятия разных организационно-правовых форм деятельности. Остальные учащиеся, не вошедшие в состав команд, представляют их болельщиков.

Основная часть.
Командам выдаются задания: на основании исходных данных рассчитать результат финансово – хозяйственной деятельности своего предприятия и сделать выводы об эффективности его деятельности.
1 команда представляет акционерное общество, преобразованное из государственного предприятия.
АО «Автомобилестроительный завод» выпускает автомобили – 2000штук в год.
Его имущество оценено в 250 млн. рублей.
Акции должны быть выпущены на всю сумму уставного фонда.
Стоимость и число акций должны быть определены «учредителями» (участниками команды) самостоятельно.
Цена 1автомобиля 200 тыс. рублей, издержки – 140 тыс. рублей.
Банковский процент по депозитам 10%.
Процент за кредит 20%
На основании этих данных необходимо определить:
- количество выпущенных акций и номинальную стоимость 1акции;
- ставку дивиденда и сумму дивиденда, приходящуюся на 1акцию;
- балансовую и чистую прибыль предприятия.
2 команда представляет полное товарищество, являющееся малым предприятием. С ним автомобилестроительный завод связан кооперативными поставками узлов.
Автомобилестроительный завод может сам производить эти узлы с себестоимостью 3000рублей. Но можно заказать их на смежном предприятии, если это обойдется дешевле.
Предприятие выпускает 2000 узлов, но на 1000 узлов есть заказ другого предприятия; следовательно, заводу оно может поставить 1000 узлов. Себестоимость 1 узла уже определилась – 1500 рублей.
Расходы на оплату труда превысили их нормируемую величину на 200 тыс. рублей.
Собственные инвестиционные ресурсы 3млн. рублей.
Численность персонала предприятия 150 человек.
Необходимо определить:
- цену узла (но не выше 3000рублей);
- будет ли иметь предприятие прибыль;
- в случае получения прибыли рассчитать чистую прибыль и распределить ее между фондом развития и доходом.
Т.к. автомобилестроительному заводу необходимо 2000 узлов. А предприятие-смежник (2команда) может обеспечить заказ только в 1000 узлов, ему необходимо заключить договор на поставку еще 1000 узлов.

3 команда представляет общество с ограниченной ответственностью. Численность ООО составляет 350 человек (т.е. оно не является малым предприятием). Каждый из них внес в уставный фонд предприятия по 4тыс. рублей. Еще 1млн. рублей внесла смежная организация, которой выгодно создание ООО (автомобилестроительный завод). Эти средства составляют уставный фонд предприятия. ООО приняло заказ на 1000шт. узлов. Цена их уже определена малым предприятием – 2000 рублей, себестоимость узла определилась в 1700рублей.
Определить балансовую прибыль, налогооблагаемую прибыль, чистую прибыль или убытки; распределить чистую прибыль , если таковая имеется) между учредителями пропорционально их вкладам.
Пока команды выполняют задания, болельщикам предлагаются задания по теме урока. Баллы, полученные болельщиками каждой команды, засчитываются как в общие результаты команды, так и в индивидуальный зачет каждого отвечающего – болельщика.
Задания болельщикам:
Задание 1.
Из предложенных вариантов ответов на вопросы выбрать один верный:
1.Инвестиции – это…
а) запасы сырья производственного назначения;
б) долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики;
в) денежные средства, высвобожденные из хозяйственного оборота.
2.Средства, вложенные в бизнес для приобретения производственного оборудования, называются:
а) оборотным капиталом;
б) капиталовложениями (инвестициями)
в) издержками производства.
3. Вид предпринимательской деятельности, когда организатором бизнеса и его владельцем является один человек, который несет полную ответственность по обязательствам фирмы:
а) индивидуальная фирма;
б) товарищество;
в) кооператив.
4.Создание кооператива предполагает:
а) объединение денежных средств его участников;
б) объединение граждан для ведения общего дела;
в) объединение предпринимателей для решения общих задач.
5.Чем ограничена ответственность ООО:
а) личным имуществом его учредителей;
б) прибылью;
в) имуществом фирмы.
6.В каком товариществе все участники несут солидарную ответственность по обязательствам фирмы - в полной мере:
а) в полном;
б) в коммандитном;
в) и в полном и в коммандитном.
7.Обладатели обыкновенных (простых) акций получают дивиденды:
а) в фиксированном размере;
б) в зависимости от результатов деятельности фирмы;
в) не получают дивиденды вообще.
Задание 2.
«Занимательные задачки»:
Задача 1
Зарплату выдали 11-ю тысячными, 11-ю сотенными и 11-ю рублевыми купюрами.
Чему равна зарплата? (12111 рублей)
Задача 2
Если товар сначала подорожает на 20%, а потом подешевеет на 20%, как изменится после этого цена: повысится или снизится? ( снизится)
Задача 3
Ленивому работнику объявили, что он будет получать по 24 су за каждый отработанный им день, но по 6 су с него будут удерживать за каждый прогуленный день.
По истечении 30 дней оказалось, что ему получать нечего.
Сколько дней он работал и сколько прогуливал?
(6 дней работал, 24 дня прогулял)
Групповая защита расчетов.
Защита проходит в следующей форме:
Каждая команда
а) дает характеристику организационно – правовой формы предприятия, которое она представляет; рассказывает об особенностях его деятельности, степени ответственности по обязательствам.
б) представляет результаты расчетов по своему предприятию и дает оценку эффективности эго деятельности.
Подведение итогов.
Экспертная группа в составе жюри проверяет правильность расчетов, оценивает устные выступления представителей команд, делает выводы об уровне подготовки обучающихся, на основании которых командам присуждаются соответствующие места.
Преподаватель выставляет оценки участникам команд и обучающимся, не вошедшим в состав команд, работавшим по индивидуальным заданиям. Оценки объявляются обучающимся.
В заключении игры преподаватель благодарит обучающихся за участие в конкурсе, активную работу на уроке, высокий уровень знаний по теме урока; благодарит всех присутствующих за внимание и поддержку.
Преподаватель выдает домашнее задание:
- Используя дополнительную литературу и ресурсы Internet собрать информацию для сообщения по теме «Экономические ресурсы организации (предприятия)»
Список литературы
Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург, 2010.
Аванесов, В.С. Рейтинг студента [Текст] / В.С. Аванесов // Школьные технологии. – 2006. - №5. – с.179-181.
Безголева, Г.В. Игровые педагогические технологии [Текст] / Г.В. Безголева, Е.В. Беловодченко, Н.В. Буянова. – М, : ИРПО, 2010.
Игровые технологии в профессиональном образовании [Текст]: методические рекомендации / авт. – сост. Л.Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общей ред. Т.С. Паниной. – Кемерово: изд-во ГОУ «КРИРПО», 2011. – 94с.
Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [текст] / М.М. Левина. – М. : Академия, 2011. – 272с.
Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. – М., 1982. С. 30-56.