Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО (применение деятельностного подхода в обучении химии ) по теме « Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества».


Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО
(применение деятельностного подхода в обучении химии )по теме « Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества».
Цели урока:
Используя знания о массовой доле растворенного вещества, массе раствора, массе вещества, плотности,
сформировать у учащихся умение готовить растворы с заданной массовой долей;
продолжить развивать навыки работы с лабораторным оборудованием;
формировать умение анализировать свою деятельность в соответствии с целями урока, составлять алгоритм действий и использовать его для решения проблемы урока,
формировать коммуникативные умения.
Оборудование и реактивы. Карточки с «информацией к размышлению», карты-инструкции, карты-задания; навески кристаллов различных солей: NaCl, KMnO4,CuSO4, и глюкозы, колбы с отмеренными объемами воды.
Карточки
«Информация к размышлению».
В а р и а н т I. Ученики 8-х классов на уроке биологии узнали, что в составе плазмы крови человека содержится 0,12 % глюкозы. Учитель на практической работе дал задание приготовить 0,12%-й раствор глюкозы, которую называют «сахаром крови».
В а р и а н т ІІ. Известно, что физиологический раствор – это 0,9%-й раствор хлорида натрия (NaCl), применяемый как основа для инъекций, а также при больших потерях крови. Ученики на занятиях кружка «Юный химик» решили сами попробовать приготовить физиологический раствор.
В а р и а н т ІII. В медицине применяют в качестве антисептического средства 5%-й раствор перманганата калия (KМn04). По правилам техники безопасности в школьной аптечке кабинета химии такой раствор должен быть постоянно в наличии. Лаборанта попросили приготовить этот раствор.
Карты-инструкции
Практическая работа « Приготовление растворов заданной концентрации» ( по учебнику).
Цель: Приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества.
1.Получите задание у учителя.
Прочитав задание, сформулируйте проблему в виде вопроса. Запишите вопрос-проблему в тетрадь.
2.Найдите теоретическое решение вопроса-проблемы:
1)вспомните «Что знаем?»;
2)используя формулы, проведите расчеты, зафиксируйте их в тетрадь;
3)выберите из предложенных вариантов ту навеску сульфата меди(II) - CuSO4 и тот объем воды, которые будете использовать для приготовления вашего раствора;
4) приготовьтесь участвовать в обсуждении.
3. Решите проблему практически:
310515229235001) в коническую колбу внесите требуемую навеску сульфата меди(II) CuSO4 (рис. 1);


Рис 1.
224790238760002) добавьте через воронку рассчитанный объем воды (рис. 2);


Рис. 2
346710284480003) перемешайте смесь стеклянной палочкой до растворения соли (рис. 3);

Рис. 3
4) прикрепите этикетку с данными о растворе к колбе;
5) наведите порядок на своем рабочем месте.
4. Сформулируйте вывод в виде ответа на вопрос-проблему.
Тексты карт-заданий.
В а р и а н т I. Приготовьте 500 г раствора сульфата меди(II) с массовой долей соли 0,5 %.
В а р и а и т II. Приготовьте 250 г раствора сульфата меди(II) с массовой долей соли 3 %.
Вариант III. Приготовьте 100 г раствора сульфата меди(II) с массовой долей соли 5 %.
Ход урока
Организационный момент
Демонстрация видеофрагмента о растворах ( 2 мин).
УЧИТЕЛЬ. На какое свойство воды мы сегодня обратим внимание?
I. Вызов
Собственно вызов
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Используя «информацию к размышлению», предложенная вам на кар-точках, сформулировать тему урока.
В ходе осуждения называют тему урока
«Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества»
Сформулировать цель и проблему урока.
Формулируют цель урока и вопрос-проблему: как приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества?

Актуализация знаний
«Что знаем?» мы по этому вопросу
Самостоятельная работа
Графический диктант. На листочках нарисована числовая прямая из восьми отрезков. Верные ответы отмечают против соответствующего числа знаком ^.
Утверждения для д и к т а н т а «Свойства воды»
1)Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2)Температура замерзания воды - 0 °С.
3)Температура кипения воды - 100 °С.
4)Плотность воды равна 2 г/мл.
5)Массовая доля растворенного вещества - это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды.
6)Растворимость показывает, сколько граммов вещества растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7)Формула сульфата меди(II) - CuSO4.
8)Масса раствора равна отношению объема раствора к его плотности.
Правильные ответы на экране.
II. Осмысление
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организует обсуждение по проблеме урока.
На экране алгоритм решения задач.
Все проверили свои расчеты и переходят к практической части.
Первичное закрепление изученного материала.
Изучаюткарты-инструкции,
делают расчеты по картам-заданиям.
По вариантам обсуждают свои расчеты и проверяют их. В ходе обсуждения выстраивают алгоритм расчета массы соли и объема воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей. Записывают алгоритм в тетрадях.
Выбирают верную навеску соли, приготовленную заранее, отмеряют нужный объем воды, готовят раствор и прикрепляют этикетку.
Делают вывод, дают ответ на вопрос-проблему.
Самостоятельная работа
В а р и а н т I. Рассчитайте количества воды и соли, необходимые для приготовления 200 г 0,9 %-го раствора NaCl.
Вариант II. Рассчитайте количества воды и соли, необходимые для приготовления 50 г 5 %-го раствора KMnO4.
Вариант III. Рассчитайте количества воды и глюкозы, необходимые для приготовления 150 г 0,12%-го раствора.
III. Рефлексия
Тест
Фамилия ,имя
№ п/п Оцени свои умения + -
Знаю Умею Не знаю Не умею
Рассчитать: 1 массу растворенного вещества 2 массу воды 3 объем воды Выбрать: 4 необходимую навеску соли 5 необходимый объем воды Приготовить: 6 раствор по схеме алгоритма 7 раствор без схемы алгоритма Объяснить, что такое: 8 физиологический раствор 9 противоожоговый раствор 10 сахар крови 11 содержание сахара в крови Домашнее задание. Приняв массу морей и океанов равной 1,4 · 1018 тонн, рассчитать массу любого растворенного в морской воде элемента из приведенных в таблице.
Таблица
Примерный состав морской воды
Элемент
O
H Cl
Na Mg
S ω, % Элемент ω, % Элемент ω, % Элемент ω, %
O
H 85,82 Ca 0,04 Si 0,0001 I 5æ10–6
H
10,72 K 0,037 F 0,0001 As 1,5æ10–6
Cl
1,39 Br 0,0066 Rb2æ10–5 Cu 2æ10–6
Na
1,06 C 0,002 Li 1,5æ10–5 Cs 2æ10–7
Mg
0,14 Sr0,001 Zn 5æ10–5 Ag 3æ10–8
S
0,09 B 0,0004 P 6æ10–6 Au 1æ10–9