Практическая работа «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»


8 кл. Химия Урок№_______ _______________
Тема: Практическая работа №3 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»
Цель урока: сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации; закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и умение решать расчетные задачи на определение концентрации раствора; воспитание аккуратности, наблюдательности и культуры безопасного поведения в химическом кабинете.
Тип урока: урок совершенствования практических навыков
Оборудование: весы учебные с разновесами, колба коническая, колба мерная цилиндр измерительный, стеклянная палочка, лист бумаги, кристаллическая поваренная соль.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.
Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
Вспомните, какое значение имеют растворы? (почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.
— Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).
4. Выполнение практической работы
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с растворами: при приготовлении солений, компотов, при употреблении лекарственных препаратов. Многие профессии связаны с растворами: фармацевт, медсестра, кондитер, учитель химии, лаборант.
Сегодня на уроке мы на практике научимся готовить раствор нужной концентрации.
1. Из каких компонентов состоят растворы? (растворитель, растворимое вещество)
2. Из чего складывается масса раствора? (Масса растворителя и масса растворенного вещества)
3. Что показывает массовая доля растворенного вещества?
4. В 150 г воды растворили 50 г сухого молока. Массовая доля растворенного вещества в растворе равна.
5. Для приготовления 500 г 2 % молочного напитка необходимо взять воды массой.
3. Выполнение практической работы.
— Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».
Правила техники безопасности.
При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.
Помни, каждый ученик. Знай, любая кроха, Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!
Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай, Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай!
Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!
Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!
Практическая работа № 3
Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества
Цель работы: приготовить раствор с заданной массовой долей растворённого вещества
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.
Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.
Ход работы:
1. Расчет массы необходимых веществ для приготовления раствора.
* Из предложенных условий выберете один и рассчитайте массы воды и соли.
ВАРИАНТ 1.
Приготовить 25 г 4 %-ного раствора поваренной соли.
ВАРИАНТ 2.
Приготовить 20 г 5 %-ного раствора поваренной соли.
ВАРИАНТ 3.
Приготовить 25 г 2 %-ного раствора поваренной соли.
2. Измерение массы соли и объема воды
* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.
* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.
* Высыпать соль в коническую колбу.
* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)
* Перелить воду в коническую колбу.
3. Приготовление раствора
* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.
* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.
* Приготовленный раствор сдайте учителю.
4. Оформление работы
4. Итог урока, выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Практическая работа № 3
Тема: Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества
Цель работы: научиться готовить раствор соли с заданной массовой долей растворённого вещества.
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.
Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.
Ход работы:
1. Расчет массы необходимых веществ, для приготовления раствора.
Приготовить ______ г ____ %-ного раствора поваренной соли. (РАСЧЕТЫ ОФОРМИТЬ В ВИДЕ ЗАДАЧИ)
2. Измерение массы соли и объема воды
* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.
* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.
* Высыпать соль в коническую колбу.
* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)
* Перелить воду в коническую колбу.
3. Приготовление раствора
* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.
* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.
Вывод:
Практическая работа № 3
Тема: Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества
Цель работы: научиться готовить раствор соли с заданной массовой долей растворённого вещества.
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.
Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.
Ход работы:
1. Расчет массы необходимых веществ, для приготовления раствора.
Приготовить ______ г ____ %-ного раствора поваренной соли. (РАСЧЕТЫ ОФОРМИТЬ В ВИДЕ ЗАДАЧИ)
2. Измерение массы соли и объема воды
* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.
* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.
* Высыпать соль в коническую колбу.
* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)
* Перелить воду в коническую колбу.
3. Приготовление раствора
* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.
* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.
Вывод: